Диакон Андрей Кураев в книге «Школьное богословие» говорит о том, что «нельзя составить верное представление о детях, не зная, как они воспринимают православие». Дискуссии о присутствии религиозного образования в светской школе продолжаются много лет. К счастью, за это время «точка консенсуса» заметно сместилась вдаль от советского атеизма. Было признано, что православие – неотъемлемая часть культуры и истории России (преамбула закона о свободе и совести 1997 года).
Наша школа была открыта 23 года назад. Как водится, в школу-новостройку близлежащие школы отдали самый сложный контингент детей. У меня в 7-м «А» классе больше половины учеников состояли на учете в детской комнате милиции. Я понимала, что разговоры ни к чему не приведут. Детям необходимо было серьезное дело, благодаря которому они по-новому могли бы посмотреть и на себя, и на окружающий их мир. К счастью, такое дело вскоре появилось. Рядом со школой находится храм Святых Бориса и Глеба в Зюзино – памятник архитектуры конца XVI века. Именно в момент открытия нашей школы этот храм был возвращен верующим. Настоятелем был назначен молодой священник отец Владимир. Он оказался ровесником многих молодых учителей (и меня в том числе). Думаю, что именно в 1988 году произошло и мое воцерковление, и воцерковление многих моих учеников. Один-два раза в неделю мы с ребятами помогали в реставрации храма, начали участвовать в церковных службах, помогали дежурить в дни православных праздников. Уже тогда батюшка проводил беседы для желающих и отвечал на вопросы ребят. Кто сказал, что это не нужно и не интересно детям?! Даже мои 14-15-летние подростки после физической работы с удовольствием (по собственному желанию, без всякой принудиловки!) оставались на эти беседы, брали книги из библиотеки храма и читали их зачастую вместо книг школьной программы. Многие ребята добровольно приняли таинство святого крещения. А как радостно было нам с батюшкой, когда примерно через 2-3 месяца работы появились и первые желающие исповедаться! А ведь это те, кто стоял на учете, у кого были приводы в милицию и правонарушения. Менялось поведение ребят, отношения их друг с другом, менялись глаза. Но самое главное, они по-другому увидели нас, взрослых. Они вдруг поверили, что взрослые умеют не только ругать и наказывать, но и выслушать, пожалеть, понять, дать совет. Тот мой выпуск окончил школу в 1992 году, и до сих пор именно они остаются самыми любимыми, с ними мы встречаемся ежегодно. А сколько из них венчались в нашем храме (приглашая и меня), у скольких стала я крестной мамой их новорожденным детям!Часто думаю, как жалко, что в моем детстве не было храма. К счастью, мои родители не занимались моим атеистическим воспитанием и к вере относились терпимо. Но, как и многих детей 60-х, меня не крестили. Это я сделала сама, уже имея 5-летнюю дочку, – крестились всей семьей. Вновь хочу обратиться к высказываниям Андрея Кураева. Он говорит о том, что «…неоднократно разъяснялось, что появление православия в школе не означает всеобщей обязаловки. Есть такие формы взаимодействия, при которых изучение православия не обернется нарушением прав детей из иных религиозных традиций. Возможен и подчеркнуто светский, культурологический разговор о православии. Причем «разговор о православии» – это совсем не то же, что «обучение православию…»Конечно, любое воспитание есть некоторое навязывание ребенку определенного образа действий и мировосприятия родителями, учителями, друзьями. Аргументом типа «вырастет – сам разберется» можно разрушить всякое воспитание детей. Это все равно что заявить: поскольку в мире есть много языков, то давайте мы с малышом вообще ни на каком языке не будем говорить, а когда ему будет 16 лет, тогда сам решит, какой язык будет его родным… «Вырастет – сам разберется» – это не формула заботы о ребенке, а снятие с себя ноши ответственности за его воспитание. Сегодня СМИ постоянно скользят по грани религиозных тайн. Эта оккультная увлеченность российского ТВ и в детях исподволь воспитывает именно оккультно-магическое восприятие мира. Ребенок без религиозного воспитания рискует получить не только психические травмы – речь идет о душевном и эмоциональном голодании. Кстати, приход священника в класс всегда пробуждает неподдельный интерес детей. Ведь это именно та тема жизни, которую взрослые с ними крайне редко обсуждают. Ребенок никогда не воспринимает разговор с ним на духовную тему как насилие. Для него это интересный мир.Детям нужна защита. Детям радостна жизнь в Церкви. Так, «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19,14). И еще одно уточнение: нельзя иметь правильное представление о православии, не зная, как его воспринимают дети. Православие глазами 7-летнего мальчишки передано в двух очень светлых книгах – «Лето Господне» И.Шмелева и «Дорожный посох» В.Никифорова-Волгина.Среди множества путей и средств, выработанных школьной практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяются такие методические приемы, как: увлеченное преподавание; новизна учебного материала; историзм; связь знаний с судьбами людей; практическое применение знаний; использование новых, нетрадиционных средств обучения; чередование форм и методов обучения; создание проблемных ситуаций.Именно все эти приемы необходимо использовать в преподавании курса ОРКСЭ.Говоря о принципах обучения, хочу отдельно выделить некоторые из них: Принцип связи теории с практикой. Практическая реализация этого принципа основана на творческом соблюдении правил, например:- обучать необходимо так, чтобы ученик понял и почувствовал, что обучение является для него жизненной необходимостью;- целесообразно использовать окружающую действительность и как источник знаний, и как область применения знаний;- целесообразно использовать проблемно-поисковые и исследовательские задания как лучшее средство связи теории с практикой. Принцип мировоззренческой убежденности, означающий, что образование должно дать ребенку объективную картину основных мировоззренческих концепций, касающихся прежде всего смысла жизни. Понимание и сознательный выбор религиозной или атеистической концепции, безусловно, характеристика образованного человека. Принцип универсальности, требующий включения в программу курса материалов, ознакомляющих учеников с основными религиями и идеологиями, с наиболее значимыми достижениями науки и культуры. Принцип целостности, предполагающий, кроме выработки мировоззрения и приобретения теоретических навыков, развитие чувства совести, привитие норм нравственности, создание вокруг ребенка благоприятной духовной атмосферы.Думаю, что именно все эти принципы обучения могут помочь достигнуть главной цели воспитания и образования. Большинство учителей страны давно уже поняли, что механическое обучение, напичкивание знаниями, увеличение количества предметов в школьной программе не решают главную задачу любого педагога – воспитание души человека. Но именно эта задача самая сложная, самая ответственная, но и самая необходимая как для самого ребенка, так и для общества в целом.По-моему, не стоит бояться введения курса ОРКСЭ в школах еще и потому, что сегодня школа становится более открытой. В школах активно действуют управляющие советы, родительская общественность. Именно они вместе с администрацией школ могут успешно реализовывать один из принципов образования – принцип открытости, требующий трезвого наблюдения и контроля за образовательным процессом со стороны всех заинтересованных лиц, прежде всего родителей, а также общественных организаций.Есть замечательное произведение «Метельный звон» М.Веселова, в котором написано: «Приехал один человек с сыном-подростком. Тот был чем-то сильно обижен на отца и, как волчонок, истерично и дерзко огрызался на любое его слово. Было неловко за обоих. Когда шли через лес по тропе, испещренной корнями сосен, вспомнились слова батюшки:- Видишь ли, Максим, у человека бывает три состояния. Человеческое: когда он любит тех, кто любит его. Божественное: когда человек всех любит, без разницы, любят его или нет. И есть еще бесовское, дьявольское: это когда человек ненавидит тех, кто его любит…»Думаю, что любому из нас хотелось бы видеть вокруг хотя бы человеческие лица. О большем даже не мечтаю.Ольга ШИЛЕНКОВА, заместитель директора школы №1115
Комментарии