search
main
0

Это сладкое слово «воспитание»!

Я очень ждал июльский номер «Учительской газеты». Дело в том, что впервые оформлял подписку не в почтовом отделении, а считав QR-код на первой полосе «УГ» с помощью мобильного устройства. Сомневался: сработает ли? Страшно было остаться без любимой газеты. Сработало!

Отпуск не повод отказываться от чтения «Учительской газеты», которая дает возможность поддерживать профессиональный уровень, упражнять мыслительную деятельность и просто получать удовольствие.
Начал чтение номера от 7 июля с интервью с Андреем Максимовым, броско названного «Слово «воспитание» ненавистно для любого человека». Вначале подумал, что это реакция Андрея Марковича на рекомендацию Комитета Госдумы РФ по образованию и науке принять в первом чтении президентский законопроект о воспитании («УГ» №25). Но ошибся. Оказывается, Максимову просто ненавистно слово «воспитание», и якобы из этого следует, что оно ненавистно для любого человека. Вот такая логика!

В 2018‑м издательство «АСТ» переиздало книгу С.Соловейчика «Педагогика для всех» с обстоятельным предисловием А.Максимова. Небольшая цитата из него: «Как только начали рождаться первые дети – первые взрослые начали их воспитывать… Мало того… Что такое изгнание Адама и Евы из рая как не воспитательный акт Отца в отношении своих детей?» А если открыть оглавление, то в названии каждой из девяти глав присутствует «ненавистное» слово «воспитание». Парадокс!

Вспомним, что в XVIII веке француз Руссо назвал свой главный труд «Эмиль, или О воспитании». А у Песталоцци, к творчеству которого неоднократно обращается Максимов, есть большая работа «Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху природосообразного метода воспитания». Да и наш гениальный педагог К.Д.Ушинский совсем не случайно назвал главный свой труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Или откроем четвертый том педагогических сочинений А.С.Макаренко, вобравший произведения автора 1936-1939 гг. Вот названия части из них: «Цель воспитания», «Лекции о воспитании детей», «Семья в воспитании детей» и другие. А как быть с творчеством В.А.Сухомлинского? В книге «Сердце отдаю детям» он четко обозначил свою позицию: «Я твердо верю в могучую силу воспитания – в то, во что верили Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие выдающиеся педагоги…»

Но значительно важнее не те смыслы, которые мы вкладываем в используемые понятия, а та практика жизни, которая за ними стоит. Я только что прочел мемуары В.Н.Житовой «Воспоминания о семье И.С.Тургенева». Впервые узнал, что мать великого писателя Варвара Петровна считала обязательной частью воспитания сыновей телесные наказания. Она забивала их до такой степени, что девятилетний Иван пытался сбежать из дома. Такое «воспитание», конечно, ненавистно. Но прочтите воспоминания макаренковских колонистов, ребят из Фрунзенской коммуны в Ленинграде, «орлят» 60‑х годов! Для них воспитание было счастьем.

Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте