Перед каждым учеником рано или поздно возникает вопрос выбора своей дальнейшей профессии. И он может оказаться для многих сложным. С какой стороны подойти к осознанному решению, далеко не все себе представляют. Поэтому школьнику важна помощь на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению классного руководителя, социального педагога, учителя, психолога.
Педагоги в своей работе используют разные формы: профориентационные игры, профессиональные пробы – первая практика знакомства с профессиями в условиях школы (старшеклассники проводят занятия и классные часы для младших учащихся), встречи с представителями колледжей, вузов, предприятий. Школьники принимают участие в конкурсах профессиональной направленности. Ученица школы Лада Л. участвовала в VIII Открытом чемпионате – конкурсе профессионального мастерства города Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia. В квалификационном отборе чемпионата в категории «Творчество и дизайн» по компетенции «Флористика. Юниоры» она заняла в рейтинге 7‑е место из 36.
В условиях дистанционного обучения работа по профориентации не прекращалась. Совместно с образовательным центром «Maximum» составили «Навигатор поступления», проводил классные часы и мастер-классы в формате онлайн-конференций.
Хочется отметить, что школа успешно продолжает работать в проекте ДОНМ «Профессиональное обучение без границ», мы сотрудничаем с 4 колледжами. Это отличная возможность для учащихся 8-11‑х классов сделать первые шаги в мир профессий и начать выстраивать свою карьеру прямо сейчас, не дожидаясь получения аттестата. Участие в данном проекте можно рассматривать и как вид дополнительного образования. Навыки, полученные на занятиях, могут пригодиться в жизни независимо от дальнейшей профессиональной траектории.
В 2019-2020 учебном году профессию «вожатый» на базе педагогического колледжа №10 получили 25 учеников 9-11‑х классов. Они успешно сдали экзамен онлайн и получат свидетельства о присвоении профессии. Еще 22 ученика 8‑х классов продолжат обучение. Ребята получили сертификаты о прохождении 1‑го и 2‑го модулей курса обучения.
В Техническом пожарно-спасательном колледже имени В.М.Максимчука ученики осваивали профессии наладчика технологического оборудования, консультанта в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор) и водителя автомобиля (категория В). Обучение пройдено, успешно сданы экзамены. 25 ребят получат свидетельства о присвоении профессий «наладчик» и «цифровой куратор». А вот будущим водителям еще предстоит сдать экзамен по практической части обучения – вождению автомобиля. 36 человек сядут за руль автомобиля в сентябре 2020 года.
12 учащихся прошли обучение в технологическом колледже №34 и получат свидетельства о присвоении профессии «специалист по маникюру», еще 9 учащихся продолжат обучение в этом учебном году, у них пока только сертификаты.
Какие бы формы работы педагоги ни использовали, как бы школьная профориентационная программа ни менялась, какие бы ресурсы ни привлекались, одно остается неизменным – цель: помочь учащимся осознать, каковы вызовы современного мира, какие компетенции и личностные качества нужно развивать, чтобы быть востребованным на постоянно изменяющемся рынке труда.
Антонина БУЗЕНКОВА, учитель технологии, ответственная за профориентацию школы №867
Комментарии