Директор «Класс-центра» Сергей Казарновский принял участие и выступил на форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», который состоялся в Хакасии.
С фотографий из альбома первой послевоенной всемирной фотовыставки 1953 года «The family of men» в 1981 году у меня началась серия разговоров с десятиклассниками о красоте и ценности человеческой жизни, о важнейших исторических событиях, а закончилась спектаклем «Урок истории». Это не были уроки в расписании, но это было образование, привлекательное именно потому, что таков был собственный выбор учеников, который подчеркивал их индивидуальность и, стало быть, значимость. Человек существо эмоциональное, ему от рождения дано видеть, что мир многоцветный, слышать, что он многозвучный. Удивительно, что развитием этих важных врожденных человеческих способностей и качеств, его эмоциональной природы занимается так называемое дополнительное образование. То есть существует основная школа, которая занимается изучением закономерностей природы, историей этих закономерностей, но чтобы почувствовать себя полноценным человеком, ему нужно еще куда-то идти после школы, чем-то заниматься. Сколько сил потратили Д.Кабалевский и Б.Неменский, чтобы очеловечить школьное образование, потому что для человека важно не только знать, но и чувствовать, чтобы для этого не нужно было куда-то идти. Михайло Ломоносов, открывая первую русскую школу, начертал на ее вратах: «Арифметика, грамматика, гимнастика и СТЫД – основа образования» – и ни слова про что-то дополнительное. В древнегреческой школе каждый мальчик должен был уметь играть на кефаре. В Древней Греции каждый мальчик – будущий воин, ему в руки давали оружие. Но оружие – вещь капризная, созданная изначально, чтобы защищать землю, семью, идеи, как же можно было осознать грань, после которой этим же оружием начинают уничтожать, порабощать и разрушать. Понять эту грань, прописать ее ни в каком уставе невозможно, ее можно только почувствовать, вот почему каждый мальчик учился играть на кефаре, вот почему во всех профессиональных армиях мира, думая о духе солдат, не пренебрегали дополнительным образованием.Кстати, это и назвали классическим образованием, которое наряду с изучением закономерностей природы развивает эмоциональные возможности человека посредством трех основных модулей: музыки, живописи и драмы. А все потому, что образование искусством основано на умении чувствовать оттенки, полутона, знаки аллитерации, когда возникает способность противопоставлять физиологии и безусловности рефлексов такие человеческие возможности, как ощущение деликатности и интимности, например. И ничего там не было дополнительного.Нынче в дополнительном образовании дети учатся мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающий мир, стремясь научиться творить. И все потому, что участие в нем по сравнению с обычной школой происходит добровольно, как и выбор программ и учителей, в соответствии с интересом и склонностями. Известный шведский бизнесмен и футуролог Ролф Ейсен в исследовании «Общество мечты», проведенном в Стокгольмской школе экономики, пишет: «Теперь для создания нового товара совершенно недостаточны знания – это все вполне достижимо, а важно умение, например, придумать историю, которая как раз и будет продаваться. Иными словами, определяющим на рынке постепенно становятся эмоции. Сам товар (его содержание, полезность) становится вторичным – он пойдет в нагрузку к какой-нибудь истории. То есть наступает время эмоциональных интеллектуалов». А еще в конце ХVIII века Екатерина II написала в своих инновациях в образовании: «Никогда не держать детей в праздности!» То есть организация досуга, что также нынче стала сферой ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, – обязательная задача образования и воспитания отроков.Как же измерять качество этого проверенного временем дополнительного образования? Уверен, что окончательный ответ нужно искать «поверх барьеров». Образование – это про интерес, без всяких делений на основное и дополнительное, про интерес к творческому хулиганству, когда коктейль из уже познанного и узнанного готовят и с безграничным доверием предъявляют как настоящий продукт.Багаж узнанного пока только дорожная сумка, но и она дает возможность быть немного пижонами, выбирая экстремальные маршруты. Слава богу, если у наших детей появится вкус к собиранию более увесистого багажа, прижимисто-крестьянская тема «своя ноша не тянет», так многих раздражающая необщественностью позиции, прекрасна. Своя ноша не тянет, а вопреки всем законам физики позволяет идти легче, подниматься выше, азартно пружинить при каждом шаге и потихоньку ощутить в себе истинное состояние свободы, которое и есть умение нести много всякого разного, что знаешь и умеешь, что не знаешь и не умеешь, но что очень хочешь узнать и научиться. Вот так и происходит образование!P.S. Все, что я сейчас сказал, – краткий, популярный и адаптированный пересказ проекта «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации», написанного под руководством доктора психологических наук, профессора, академика РАО, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Комментарии