Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!Наталия Луконина
Во время работы в детском саду очень часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность?
Это странно, но мало кто умеет любоваться распустившимися цветами, их яркими красками, голубым небом, искристым белым снегом… Стараюсь приобщать детей к миру человеческих ценностей, добра и красоты, учу их видеть красоту окружающей природы и помогать ей.
Считаю тему экологического воспитания актуальной. Очень важно сформировать у детей желание самостоятельно изучать природу. Ребята с удовольствием принимают участие в опытах и экологических проектах. Через опыты они учатся определять и исследовать физические свойства жидких и твердых тел (вода, воздух, песок, камни) в разных состояниях. Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
В наше время вырастить экологически грамотного человека усилиями одного воспитателя невозможно. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно вырастить человека с большой буквы. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будут развиваться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьей ребенка.
В наших дошкольных группах особое внимание уделяется проектной деятельности как способу организации тематических недель. Начиная с весны 2020 года самым масштабным проектом из всех является «Юный фермер». Увлекательный проект «От семечки – к плоду» способствует развитию экологических культуры, сознания и мышления личности, познавательных интересов детей, формированию исследовательских навыков, расширению кругозора. Основой проекта является комплексно-тематический подход с ведущей игровой деятельностью.
В процессе реализации проекта (весна, лето, осень) дети на опыте узнают и убеждаются, что все растения живые, что для их роста и развития необходимы определенные условия. По мере возможностей дети участвуют в подготовке семян к посадке (весной), высадке рассады в грунт, пикировке, прополке, поливе (летом), сборе урожая, приготовлении блюд из выращенных овощей, заготовке их на зиму (осенью), то есть в полном цикле производства.
Главную роль в проекте играет ребенок – исследователь, наблюдатель, созидатель. На протяжении всего проекта у детей формируется ответственность за выращенные растения. А приготовление блюд из урожая, выращенного собственными руками, усиливает значимость труда. Семьи дошколят, участвующие в проекте, очень четко следуют целям и задачам, и каждый этап отражается в готовых презентациях.
Экологическое воспитание – это не только воспитание любви к природе, ее понимания, прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом.
Елена КАЛИНИНА,
воспитатель дошкольной группы школы №1539
Комментарии