Входное тестирование. Из предложенного списка выберите наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову «портфолио»:
1) антология работ;
2) блок заданий;
3) выставка достижений;
4) конструктор;
5) копилка;
6) музейная коллекция;
7) набор фотографий;
8) пакет документов;
9) папка эскизов;
10) сборник текстов.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как «портфель». Но педагоги так называют совсем не привычный ученический портфель, который практически исчез из школьного обихода, замененный либо здоровьесберегающими ранцами-рюкзачками, либо строгими кейсами-дипломатами, либо всевозможными сумками-пакетами. Портфель-«портфолио» сегодня – это, строго говоря, вообще не материальный предмет, а форма и процесс организации учебно-познавательной деятельности учащихся, в ходе которой они отбирают и анализируют некие учебные единицы-артефакты.
Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель» и т. д. С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.
Самое общее определение портфолио – это серия работ одного автора, объединенных общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:
антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
(См. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио./«Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. – Самара, 2002.)
Зачем ученикам нужен портфолио? Практически все теоретики и практики педагогики сходятся в том, что основной смысл учебного портфолио заключается в демонстрации возможностей автора, его индивидуальных особенностей. Важно также, что школьники знакомятся с разнообразными приемами и способами самообучения и самооценивания.
Доктор философии С.Дж.Пейп и доктор педагогических наук Мурат Чошанов, признанные специалисты в области философии педагогики, считают, что «педагогическая идея учебного портфолио как формы оценки предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку».
Принятие этой позиции выводит школы (и учителей), применяющих портфолио в образовательном процессе, на принципиально иную позицию по сравнению с традиционным обучением: ученик в этой технологии является субъектом собственной деятельности.
Портфолио одновременно и форма представления, и процесс организации, и технология работы с разнообразными объектами познавательной деятельности учащихся, что несколько затрудняет формализацию оценивания, но позволяет синкретически соединять запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценивание – все шесть уровней когнитивных целей (см. занятие 1 заочных курсов повышения квалификации, «УГ» №4, 2006 г. – «Таксономия учебных целей в когнитивной области (по Б. Блуму)»).
Портфолио может представлять собой специальную папку, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т. п. (предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование – удобство в хранении – диктуется здравым смыслом. Что можно положить в портфолио? Четкого списка нет, автор может проявить фантазию и разнообразить набор артефактов, всячески поощряется внесение новых элементов, но по устоявшейся за пару десятков лет традиции считается, что классический портфолио состоит из четырех разделов:
«Портрет» – информация об авторе портфолио.
«Коллектор» – содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику.
«Рабочие материалы» – все материалы, созданные и систематизированные учеником.
«Достижения» – демонстрируют успехи, лучшие результаты, по мнению учащегося.
Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету). Каждый артефакт, помещенный в портфолио, в идеале должен сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать) и датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы окончательный вариант его оформления включал в себя четыре обязательных элемента:
титульный лист;
сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;
аннотированное содержание (оглавление) с перечислением основных элементов портфолио;
самоанализ и прогноз на будущее.
Важно помнить, что все заинтересованные лица (учителя, одноклассники, родители, представители школьной администрации, члены приемной комиссии вуза и др.) могут знакомиться с портфолио только с ведома и согласия его автора.
Для осознания собственной субъектной позиции и адекватного оценивания результатов собственной деятельности нужно, чтобы учащиеся получили возможность развивать навыки рефлексии. В технологии портфолио это оценивание не только успехов, но и образовательных трудностей, путей их преодоления, поэтому принципиально важно, чтобы в формировании своего персонального портфолио каждый учащийся принимал личное и решающее участие. Таким образом, главная цель технологии «Портфолио» – организация рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов, анализ и оценку, проведенные автором.
Разработка рабочей группы Министерства образования Российской Федерации по проекту «Профильное обучение» «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» (автор А.А. Пинский, от 25.08.2003) содержала некоторые противоречия.
С одной стороны, в тексте перечислены три основных типа портфолио со сравнительными характеристиками «за» и «против»:
1. Портфолио документов – «портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио».
2. Портфолио работ – «собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей».
3. Портфолио отзывов «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т.п.».
С другой стороны, экспертным группам (ЭГ) предлагается разрабатывать проект итогового документа по портфолио, дополняющему аттестат, и перечислены возможные варианты, соответствующие каждому типу:
1. Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.
2. Портфолио представляет собой зачетную книжку, которую ученик получает в школе и в которой помимо итоговых результатов содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определенный срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).
3. Портфолио представлен файловой папкой, содержащей различные отзывы.
Очевидно, что первый вариант, наиболее далекий от педагогической идеи портфолио, будет тем не менее максимально востребован для практического применения именно в силу своей формальности и легко сольется с традиционной отметкой.
Противоречие можно разрешить таким путем: целесообразно разделять портфолио каждого учащегося на два блока: рабочий (вариативная часть) и оценочный (инвариантная часть, которая задается учителем с различными дидактическими целями, в том числе и с целью оценки образовательных результатов). В первый блок можно собирать все продукты учебно-познавательной деятельности ученика по данной теме. А во второй блок автор может отбирать либо те элементы, которые являются обязательными по требованию учителя, либо те, которые наиболее полно (по мнению ученика) отражают его усилия и прогресс в обучении. Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.
Чтобы пометить работы, отобранные в оценочный блок школьниками, можно делать специальные отметки на полях, например, маркировать артефакты цветными стикерами, фломастерами, буквой «У» (ученик) или надписями: «Моя самая удачная работа», «Моя любимая статья по данной теме», «Моя любимая задача». Аналогичную процедуру может провести учитель: из рабочего блока в дополнение к необходимым элементам он может отбирать работы, которые считает заслуживающими особого внимания, оригинальными, просто интересными. Выбор учителя должен быть обозначен другим цветом или буквой, например, «П» (преподаватель).
Как же оценивать портфолио? Этот вопрос достаточно сложен и до сих пор не имеет однозначного ответа. Во-первых, нужно определить диапазон оценивания: снизу он ограничен обязательным минимумом его элементов, а четкой верхней границы (максимума) может не быть вовсе. Во-вторых, различные элементы портфолио могут быть просто несопоставимы, и трудно оценить доли их вклада.
В-третьих, сегодня реально существует противоречие между теоретической направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием учета образовательных достижений в стандартной количественной форме (т.е. выставлении отметок).
В образовательной практике американской школы для итоговой оценки учебного портфолио применяют следующую четырехуровневую систему (пример оценки математического портфолио):
А. Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в развитии его математического мышления, умения решать задачи, о прикладных и коммуникативных умениях, о наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении учебного портфолио ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
В. Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные математические знания и умения учащегося, но в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, творческий элемент в оформлении портфолио и оригинальность в его содержании.
С. Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого математического мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке математики (как устном, так и письменном).
D. Низкий уровень. Достаточно неинформативный портфолио, по которому трудно сформировать общее представление о способностях учащегося. Как правило, здесь представлены отрывочные знания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.
Сегодня, в условиях реформирования школы, неизбежен переход к новым формам оценивания достижений учащихся. Логично применять технологию «Портфолио» в условиях дополнительного образования традиционной школы, это позволит плавно перейти к аналогичной форме оценки учебных достижений учащихся в преподавании элективных курсов в профильном обучении.
Портфолио как форма организации работы позволяет значительно упорядочить работу учащихся над проектами и исследованиями. Для этого достаточно задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволит перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом или исследованием. С точки зрения систематизации и хранения многочисленных материалов портфолио обладает несомненными преимуществами перед традиционными способами организации работы.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество, наладить обратную связь учителя с учениками, а у ребят появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности учащегося. В этом случае принципиальным достоинством технологии является то, что ученик включает в раздел «Достижения» только те материалы, которые, по его собственному мнению, отражают его личные успехи. При этом во вступлении ученик рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в самоанализе дается обоснование – почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, портфолио может использоваться для развития рефлексии, осознания и оценки учеником результатов своей деятельности. В прогнозе на будущее автор может планировать дальнейшую деятельность с учетом достигнутого.
Создание единых европейских образцов портфолио (например, «Европейский языковой портфолио», принятый Советом Европы) соответствует основным направлениям Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2004 году. Таким образом, портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:
1. Постоянно поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.
2. Поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяет возможности обучения и самообучения.
3. Содействует персонализации образования, определяет количественные и качественные индивидуальные достижения.
4. Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
6. Создает предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.
Выходное тестирование
Выберите одно из возражений против применения технологии «Портфолио» и постарайтесь сформулировать его таким образом, чтобы оно превратилось в довод «за»:
отсутствие универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио;
организационные трудности, связанные с хранением учебных портфолио, необходимость дополнительных площадей и помещений под портфолио и т. п.;
трудоемкость процесса проверки и оценки учебного портфолио;
проблема учебного времени, т.к. новая система требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки;
неготовность многих учителей одобрить эту инновацию;
необходимость большой систематической работы по повышению квалификации учителей в связи с внедрением учебных портфолио.
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Литература
1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. – 2005, № 1. – с. 181-195.
2. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//Образование в современной школе. 2002, № 5. – с. 23-27.
3. Коллекция достижений//Модернизация: Шаг в будущее (вкладка «УГ»). Вып. № 3 (20) 2004. – с. 15.
4. Коновалова Е.А. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания//Практика административной работы в школе. 2005, № 5. – с. 20-22.
5. Новикова Т.Г. и др. Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта//Профильная школа. 2005, № 3. – с. 45-56.
6. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. 2004, № 2. – с. 48-56.
7. Портфель ученика//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2001. – с. 123-132.
8. Черемных М.П. Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений»//Практика административной работы в школе. 2005, № 5. – с. 25-27.
9. Чошанов М.А. Был. Состоял. Привлекался. Учебный портфолио как альтернативная система оценки// «Учитель года», 2002, №4.
10. Шалыгина И.В. «Портфолио» – педагогическая технология школьной оценки…//Естествознание в школе. 2004, № 2. – с. 51-54.
Комментарии