Что оптимизирует взаимодействие и повышает интерес и ответственность? Об этом и многом другом педагоги размышляли на научно-практическом семинаре «Развивающая беседа как психолого-педагогический инструмент развития регулятивных компетенций учащихся». Он состоялся в Троицке на базе Гимназии имени Н.В.Пушкова.
Гимназия имени Н.В.Пушкова – инновационная площадка Центра развития образования РАН. Его руководитель Эммануил Баграмян заверил педагогов ТиНАО, что теперь такие встречи здесь будут проходить регулярно. И заострил внимание на необходимости индивидуального подхода, строить который нужно исходя из особенностей ученика.
Осуществлению этой цели как нельзя лучше служит развивающая беседа. О том, что это такое, рассказала замдиректора по качеству образования Гимназии имени Н.В.Пушкова Елена Матюшенко, опираясь на опыт, полученный за четыре года работы в этом направлении.
Она отметила, что развивающая беседа позволяет выстраивать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: учителями, учениками и родителями. Педагоги гимназии ознакомились с этой методикой несколько лет назад на выездном обучении в Эстонии.
Развивающая беседа – это подготовленная встреча всех участников образовательного процесса, направленная на достижение взаимопонимания сторон. Готовясь к разговору, учитель должен определить точки роста ребенка. Очень важно обращать внимание прежде всего на успехи ученика.
В беседе участвуют классный руководитель, родитель и ребенок, при этом 80% времени должен говорить именно ученик.
– Мы столкнулись с тем, что наши дети никогда не говорят о себе, – отмечает Елена Матюшенко. – То есть они постоянно вынуждены выполнять чужие желания и требования, не прислушиваясь к собственным желаниям и потребностям. Обычно на то, чтобы их выяснить, ни у педагогов, ни у родителей нет времени.
Вот и получается, что часто именно на подобных встречах родители впервые осознают, что у ребенка есть собственное «я» и с ним, оказывается, необходимо считаться.
Итогом развивающей беседы должно стать целеполагание – ребенок сам должен сформулировать то, к чему он на самом деле стремится.
Развивающая беседа – это методика, технология, следовательно, структура ее проведения четко регламентирована. Так, не менее чем за две недели до беседы классный руководитель выдает ребенку лист самоанализа, ученик его заполняет и возвращает учителю, полученные ответы они обсуждают еще до назначенной беседы и определяют дату встречи. Классный руководитель составляет программу коррекции проблемных областей, опираясь на самоанализ ученика, его итоговые оценки и собственное наблюдение за ребенком. По регламенту беседа длится 45 минут, но чаще она выходит за эти временные рамки. Процесс завершается заполнением протокола, в котором фиксируется цель ребенка. Такая беседа проводится раз в год.
Ожидаемый эффект. Прежде всего регулярные развивающие беседы помогут ученикам успешно освоить образовательную программу. Во время беседы ученик оценивает свои способности и слабые места, ставит цели, все это помогает ему становиться более сознательным, выйти из положения объекта образования и стать субъектом обучения. Так развивается личность ребенка.
В ходе бесед часто вскрываются застарелые школьные конфликты, которые длились годами, но о них никто не знал. Откровенный разговор помогает найти из них выход и избежать дальнейших поведенческих проблем.
Составление плана саморазвития с четко прописанными конкретными целями помогает ребенку стать более собранным, ученик осознает, что огромная ответственность лежит на нем самом, а не на учителе или родителе. И он, как показывает практика, становится активным участником образовательного процесса.
На семинаре учителя, обыгрывая различные ситуации, показывали свои наработки. Так что все участники в завершение встречи обладали полным набором инструментов для проведения развивающих бесед.
Светлана МИХАЙЛОВА, Алия ЗАКИРОВА (фото)
Комментарии