Дочь моей подруги учится в 7-м классе. Все семь лет, практически без перерывов, идет упорная позиционная война: родители против учителей. Сводки с полей сражений поступают регулярно: «Они заставляют детей делать домашние задания в школе, я – против!», «У них на глазах один мальчик стукнул другого, а они говорят, что это не их дело, пусть воспитанием занимаются родители», и т.д. и т.п.
Налицо серьезная проблема и практически революционная ситуация: одни не могут, другие не хотят! Каждая сторона этого конфликта в состоянии привести массу веских доводов в пользу собственной позиции, но в процессе выяснения отношений не происходит главного – никто не пробует понять точку зрения оппонента. Школа упрекает родителей в потребительском отношении, в непонимании особенностей современного образования, в недостаточной помощи, но в то же время не спешит привлекать родителей к сотрудничеству. Родители считают, что в школе учат плохо, задают много, спрашивают редко, а отметки ставят неправильно. Дети… А дети в результате страдают.
Что делать?
Существует ли выход из этого тупика?
Мне кажется, есть очень эффективное решение – семейное проектирование. Постоянные читатели «Учительской газеты», возможно, уже вспомнили цикл статей, опубликованных в №34 за 2006 год, но для тех, кто впервые узнал о подобной форме сотрудничества семьи и школы, напомню.
Термин «семейное проектирование» предложила Елена Пархоменко, учитель физики московской средней школы № 1161. Обобщение многолетнего опыта проектной и исследовательской деятельности учеников школы показало, что во многих успешных работах руководителем является не просто учитель, а одновременно родитель ученика. Анализ работ, выставленных на различные конкурсы другими образовательными учреждениями, подтвердил, что общая фамилия автора и руководителя – скорее правило, чем исключение. Почему мамы-учительницы руководят проектами и исследованиями собственных детей? Потому что в этом случае удачно сочетаются интересы семьи и школы: вместо споров и раздоров – эффективная работа на результат.
Повезло учительским детям. А какая польза от этого детям, чьи родители в школе не работают? Вот если бы удалось создать проектную команду, в которую вошли бы ученики, их родители и учителя!
Идея нашла поддержку у другого учителя физики – Жанны Маталыгиной. Их энтузиазм вдохновил коллег, и с 2004 года школа №1161 в рамках городской экспериментальной площадки «Организация сотрудничества участников образовательного процесса в ходе ученического проектирования» отрабатывает модель детско-взрослого взаимодействия в проектной деятельности.
Опыт этой школы может быть полезен всем родителям, радеющим об образовании своих чад.
С чего начать?
Самое главное – сделать первый шаг. Вот простой (но практически трудновыполнимый) совет родителям: поверьте, что у вас со школой общие интересы, ведь об одних и тех же детях семья и школа говорят: «Это – наши». Высокие результаты обучения одинаково радуют и родителей, и учителей. Когда необходимый моральный настрой достигнут, можно приступать собственно к проектированию.
На следующем этапе важно собраться всем соавторам и вместе обсудить, что и как будет сделано. Родители – взрослые, состоявшиеся люди, профессионалы – могут предложить тему проекта, опираясь на свой опыт; учителя могут посоветовать, чем заняться, исходя из педагогической целесообразности; но самым правильным мне представляется спросить ребенка, что ему интересно, чем он хочет заняться. Иногда это довольно сложно…
Вот, например, в сентябре прошлого учебного года я беседовала с учеником 5-го класса, пытаясь определить область его предпочтений.
– Что ты любишь делать в свободное время?
– Играю в компьютер.
– А еще?
– Разговариваю с другом.
– О чем?
– О компьютерных играх, в которые мы играем.
– А когда не играешь и не разговариваешь с другом?
– Смотрю, как играет старший брат.
Что бы вы сделали в подобной ситуации, дорогие родители? Запретили бы играть? Отключили бы компьютер?.. Хотите узнать, чем закончился наш разговор?
– А что именно вы обсуждаете с другом?
– Много чего. Других юзеров. Как прокачать своего перса до следующего лэвела. Разные скилы…
– А во что именно играете? Шутеры? РПГ? Квесты? Чит-кодами пользуешься? – мой собеседник посмотрел на меня с удивлением (или с уважением?).
– Иногда. А вы разбираетесь в играх? Мои родители не понимают, когда мы с братом говорим про игры, и сердятся.
– А ты хотел бы, чтобы они тебя понимали?
– Да, только не знаю, как…
– А есть слова, которые ты не понимаешь?
– Конечно.
– А ты знаешь, как можно разобраться в непонятных словах?
– Знаю, нужно посмотреть в словарь!
Вот и наступил момент предложения:
– А давай составим словарь, который поможет твоим родителям понимать рассказы об играх.
– Давайте!
– Расскажи дома о нашем разговоре, может быть, тебе помогут.
Семья заинтересовалась идеей, потому что увлечение сына компьютерными играми уже вызывало у родителей опасения, а тут такой вариант: превратить противника в союзника! В проект «Словарь компьютерного сленга» активно включилась бабушка – сотрудник Российской государственной детской библиотеки.
За три месяца работы мальчик освоил поиск в интернете, активно пользовался электронной почтой, аккаунт которой дома самостоятельно создал в первый же день, ориентируясь только на мою инструкцию, чем немало удивил родителей, разобрался в структуре толковых словарей и словарей иностранного языка да просто расширил кругозор.
Чего ждать?
Пожалуй, стоит сказать о том, чего ждать не стоит. Не стоит ждать чуда! Никакая, даже самая замечательная разовая акция не сможет резко изменить существующее положение вещей. Но ежедневная кропотливая работа обязательно принесет свои плоды.
Семейные проекты помогут сблизить членов семьи, снять эмоциональные проблемы «трудного возраста», преодолеть возникающие семейные разногласия. Совместная деятельность открывает в близких людях новые незнакомые черты: родители увидят, что их ребенок уже вырос, а дети узнают, каких высот их родители достигли в своем деле.
Елена ЗАЧЕСОВА, методист и преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования
Внимание!
Продолжается конкурс родительских советов. Сегодня мы публикуем советы Людмилы Пашковой. Людмила Сергеевна – мама двоих детей, а работает библиотекарем в средней школе поселка Луговской Тюменской области.
Дорогие родители!
Вы первые и самые важные учителя вашего ребенка.
Радуйтесь вашим детям, умейте слушать их, помогайте делать им домашнее задание, чаще говорите с ними, и все это они пронесут через всю свою жизнь. Подстегивайте любопытство ребенка, разжигайте в нем желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только вы можете постоянно общаться с ребенком лицом к лицу как с личностью. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, если ваш ребенок еще мал, а живите настоящей жизнью ребенка уже сейчас!
Комментарии