Сделайте эту страну хорошей, вот тогда я буду ее любить и уважать, а сейчас могу только презирать». Знакомая позиция? Эта идеология иждивенчества, душевного и волевого инфантилизма. Неудивительно, что некоторые школьники, да и учителя тоже, убеждены, что наша страна – это некий исторический нонсенс, населенный людьми, удел которых – вечная отсталость и преклонение перед «прогрессивными» западными народами. Доходит до анекдотов: ученики-лентяи, наслушавшись взрослых глупостей, оправдывают свою неуспеваемость тем, что «у нас страна не такая». Поэтому и учатся в школе хорошо только те, кто видит в этом смысл для себя, для своей собственной карьеры, а не для будущего страны.
К сожалению, мы не осознаем, насколько велики наши потери (и идеологические, и экономические) от того, что позволяем культивировать в себе непатриотичность, нелюбовь и неуважение к родине. Более того, мы уродуем душевный мир наших детей, подавляя естественные социальные потребности. Дело в том, что патриотизм как социальное явление имеет глубокие психологические корни. Для гармоничного развития ребенку необходимо ощущение общности, чувство патриотизма по отношению к классу, спортивной команде, школе, региону, стране.
В нашей стране уже четыре года как принята правительственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», в которой прописаны и фестивали патриотических песен, и акции, и месячники оборонно-массовой работы, и издание литературы на патриотические темы, и многие другие мероприятия, осуществление которых требует огромных денежных средств. А вот что из этого получилось: когда наших старшеклассников спросили, как вы понимаете патриотизм, они ответили, что это память о подвигах предков, равнение на подвиги современников, правильное осознанное поведение, здоровый образ жизни, здоровое потомство, выбор нужной для страны профессии. Но, добавили они, на Востряковском кладбище, куда в честь Дня Победы нагнали учеников всего района на митинг, ребята из-за тесноты затолкали ветеранов, о подвигах современников нигде не вспоминают, медицинское обслуживание населения из рук вон плохое, а молодые специалисты после института не могут найти работу. В результате усилия по патриотическому воспитанию сведены на нет, потому что никто не объясняет нашим школьникам: «Пусть в нашей стране пока еще не все хорошо, но это НАША страна».
К сожалению, сегодня проявления нашего патриотизма окрашены преимущественно в военные цвета. А нужен и «мирный» патриотизм. Дети зачастую не задумываются, насколько велики роль и место России в мировом научно-техническом прогрессе, духовном и социальном развитии мировой цивилизации. Например, именно российская космическая техника обеспечивает существование Международной космической станции последние пять лет. Ни одна другая страна мира не может это сделать. Но разве наши ученики знают об этом?
Идет спор о целесообразности введения в школе уроков по патриотическому воспитанию. Мы, как это ни парадоксально звучит, выступаем против этой идеи. И не потому, что патриотическое воспитание не нужно, просто в форме урока оно требует от учителя высшего мастерства, высшего умения на грани искусства. В противном случае результат будет либо нулевой, либо отрицательный. Мы считаем, что нужно включать патриотические идеи в курс каждого школьного предмета. Но это могут делать только учителя-предметники, которые сами патриотически настроены.
Да, именно учительское сообщество – огромная преобразующая сила. Если мы будем объяснять детям, что мы живем в стране, занимающей огромную часть планеты и влияющей на весь мир, то наши дети вырастут людьми, не только ответственными за судьбу страны в целом, но и позитивно настроенными по отношению к «ближнему кругу» – школе, соученикам, учителям.
А пока в российском обществе сложился некий стереотип отношения к учителю как всеми обижаемому, забитому существу, стоящему с протянутой рукой, сирому и голодному. Далеко за примером ходить не надо. Грустно слушать, как в телевизионной рекламе бывшая учительница литературы из Санкт-Петербурга счастливым голосом рассказывает всеми любимому фигуристу Евгению Плющенко, как ей было плохо без денег и свободного времени и как ей хорошо теперь работать в известной сетевой косметической компании. Конечно, чем прилагать усилия для подъема престижа учительской профессии в России, проще призвать переквалифицироваться из учителей в продавцы. Интересно, задумывался ли Евгений, а кто же в таком случае будет учить его детей?
Российским учителям надо понять, что их положение в обществе зависит во многом от их собственной активности и самосознания. Если российское учительство осознает свою роль и ответственность за будущее страны, которое находится в буквальном смысле у него в руках, оно превратится в огромную преобразующую силу.
Елена ХАНБЕКОВА, директор, кандидат педагогических наук; Владимир КИШИНЕЦ, учитель, кандидат философских наук, средняя школа №807, Москва
Комментарии