От нашей школы была всего одна команда, подавшая заявку на конкурс «Учитель будущего», хотя работают 44 педагога. Но, если честно, мы выступали не совсем от школы, а от «Точки роста», которая здесь недавно создана. Тут пока всего четверо сотрудников, и вот трое из них как раз сформировали инициативную группу. Лично мне это было очень интересно, потому что в «Точке роста» вообще работает одна молодежь, к тому же надо как-то повышать престиж этого подразделения, показывать, что тут не просто энтузиасты, а тесный и дружный коллектив!
В нашей команде я, преподаватель информатики, еще одна девушка, педагог-организатор, а третий член команды – руководитель «Точки роста», в прошлом учитель технологии. Не могу сказать, что из нас троих кто-то главный, а кто-то второстепенный, нет, каждый отвечает за свое направление. У меня техническая сторона дела, педагог-организатор отвечает за начальную школу, руководитель – за юридическую сторону, нормативные акты.
Возрастной состав команды таков: 24, 27 и 32. Если брать другие команды, с которыми мы познакомились на полуфинале, то там были люди самых разных поколений, в том числе и команды, которые целиком состояли из почтенных педагогов.
Не думаю, что им было тяжелее или проще, на самом деле очень многое зависит от человека. Кому-то и в 30 трудно принять новое и выступать перед людьми, а кто-то и в 60 даст фору любому молодому в плане стремления к знаниям. Я думаю, просто есть такая установка – развиваться, тянуться к чему-то новому, интересному, нестандартному. Или же, наоборот, желание никуда не двигаться, потому что уже все освоил, все знаешь, и остается только катиться по накатанной колее, а когда тебя пытаются из нее выдавить, сразу возникают стресс и желание вернуться обратно.
Хотя здесь есть и еще одна сторона: одни люди прекрасно знают свой предмет, умеют донести его до учащихся, но вот в плане самопрезентации перед коллегами им не всегда удается показать себя в роли выдающегося оратора. А есть, наоборот, те, кто как раз очень красиво выступает, располагает к себе людей, общение с ними приятно всем, хотя, может быть, в плане знания своего предмета они не сильно-то и блещут. Так вот, на конкурсе есть место и одним, и другим, и третьим, не похожим на предыдущих. Потому что в разных испытаниях конкурса надо проявить себя с самых разных сторон. И если в команде собрались только те, кто знает предмет, то на публичных дебатах, когда надо выступать, эти люди могут проиграть тем, кто умеет говорить и выстраивает более грамотную аргументацию.
А вообще, вспоминая то, что было на конкурсе (который проходил без малого год назад), я пришел к выводу: хоть там задания и объявляли в самый последний момент, все было в принципе нам знакомо. Не было вопросов, которые были бы из совсем неизвестной области, просто надо было уметь быстро сориентироваться, напрячь мозги, обсудить в группе и прийти к единому мнению.
Было несколько заданий, когда нам надо было объединиться с другой командой и работать вместе. Нам довелось поработать с ребятами из Нижнего Новгорода, Чувашии и еще откуда-то. Что интересно, совершенно не возникало ощущения, будто это соперники, с которыми надо бороться за выход в финал. Почему-то и мы их, и они нас восприняли как своих, поэтому все шестеро трудились над выполнением задания как единая команда. Просто, наверное, для нас главным было не то, что мы должны победить и кого-то обойти, а то, что все учителя тут стремятся к общей цели – чему-то научиться, сделать процесс обучения для наших детей максимально полезным и интересным.
Вы спросите, а разве мы не за победой отправлялись на конкурс? На самом деле нет. Мы работали на результат, а это ведь не только и не столько сама победа, сколько стремление к ней, приобретение новых знаний, знакомств, опыта. И в этом плане мы все в огромном выигрыше, потому что после конкурса у нас теперь множество друзей, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь, перезваниваемся, переписываемся в мессенджерах и социальных сетях. А тот цифровой проект, который мы делали в рамках совместного выполнения конкурсного задания «Методический конструктор», совершенствуется, работа над ним продолжается.
Если подробнее – это образовательный геокэшинг, своего рода квест, суть которого в следующем: одна команда (например, учителей) делает тайники на местности рядом с достопримечательностями и прячет там разные интересные вещи, и, чтобы их найти, другая команда (например, учеников) должна проявить познания в истории, географии, информатике, биологии и так далее. В результате дети в игровой форме очень многое узнают о своем крае, его истории и природе, а заодно общаются между собой, сотрудничают и помогают друг другу.
Мы не только разработали саму концепцию этой игры, но и создали специальный сайт, который необходимо развивать, наполнять и поддерживать. Чем мы теперь и занимаемся, находясь каждый в своем регионе.
Я слышал мнение, будто подобные идеи обычно возникают только у мужчин, а женщины якобы только доводят их до ума. На самом деле это не так, по крайней мере, у нас в команде я не замечал никакого гендерного разделения в плане творческих инициатив, у каждого было множество возможностей высказать свои предложения и обсудить чужие. Сейчас вообще главный упор делается на командную работу, и нужно уметь работать в самых разных командах, будь то чисто мужские, чисто женские или смешанные. Но вот что касается роли старшего, кто возьмет на себя ответственность за конечный результат, распределение обязанностей, применение разных методов работы, это всегда актуально, тут нужен лидер, которому будут доверять и в которого станут верить. Мне кажется, конкурс помогает развивать разные стороны личности, чем он и нравится.
Иван ТЮРНИКОВ, учитель информатики Средней школы села Подстепки, Ставропольский район, Самарская область
Комментарии