search
main
0

Это моя школа

​Сегодня я с радостью и гордостью могу сказать, что есть своя удивительная логика и закономерность в том, что мои научные интересы складывались под устойчивым влиянием московской психологической школы.

Одну за другой судьба дарила мне на жизненном пути бесценные встречи с людьми, идеями, трудами. Некоторым из этих встреч суждено было стать своеобразными диалогами-уроками, заложившими фундамент настоящего моего научного исследования и нравственного мироощущения.По-своему важен и памятен каждый шаг этого пути. От неоценимых по теплоте, эстетической и смысловой наполненности бесед с В.Зинченко, когда в зимнем университете Дубны он через язык фильмов Ф.Феллини открывал нам, студентам начальных курсов психологических факультетов, вселенную культурно-исторической психологии, до моей презентации уже своих исследовательских идей и дискуссий о мировом значении нашей отечественной психологии в числе аспирантов – представителей университетов разных стран на международных конгрессах и конференциях.Размышления о культурно-историческом контексте развития личности привели меня к идее исследования философии и психологии воспитания культуры чувств, культуры ума и культуры действий. Формирование духовно-нравственного портрета личности, на мой взгляд, одновременно процесс и результат развития трех этих видов культур и немыслимо вне социально-психологического бытия. Известно, что до появления культурно-исторической теории западные исследователи описывали ход развития ребенка как движение от индивидуального, «человекоподобного» бытия к полноценной социальной жизни в качестве активной социализированной личности. Л.Выготский же впервые определяет развитие как путь от социального к индивидуальному, подчеркивая, что высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Развитие представления о нравственной нормативности как о форме произвольной по природе своей высшей психической функции, а также известный меткий тезис Л.Выготского о том, что «Всякая высшая психическая функция… появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, то есть как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления… как функция интрапсихическая», легли в основу разработки нашего исследования. Наряду с описанными Л.Выготским законами развития позднее его последователь А.Леонтьев делает фундаментальный в науке и важнейший в контексте нашего исследования шаг. Он определяет главное условие когнитивного и личностного развития – деятельность как наполненное «ключевым переживанием» взаимодействие ребенка со средой.Хочу отметить особую роль осмысления категории переживания в моей не только исследовательской, но и практической психологической деятельности. В свое время именно рефлексия переживания привела меня в психологию восприятия искусства, в частности портретной живописи, и послужила импульсом к изучению арт-терапевтических методов.Как мы помним, переживание по Л.Выготскому – некая совокупность внутренних и внешних эмоционально-поведенческих факторов, превращающих деятельность в личностно значимый и развивающий процесс. Здесь, на мой взгляд, есть огромный ресурс пересечения и взаимодополнения отечественной культурно-исторической теории и социальной психологии малых групп. В моем диссертационном исследовании я часто обращаюсь к определению малой группы, данному еще одним выдающимся представителем московской научной психологической школы А.Петровским как контактной общности, связанной реальным взаимодействием входящих в нее лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Нельзя не согласиться, что именно малая группа сверстников играет ключевую роль в развитии ребенка, в особенности в сензитивные периоды. Именно поэтому наше эмпирическое и экспериментальное исследование нравственной нормативности проходит в группах детей младшего школьного возраста – возраста сензитивного для усвоения норм и правил, возраста закладки нравственности развивающейся личности.Одним из этапов данного исследования стало получение экспериментальных данных об особенностях усвоения ребенком нравственных категорий, об основных факторах этого процесса. Результаты исследования, проведенного в 2011-2012 учебном году на младших школьниках школы №1411 (выборка составила 183 человека), иллюстрируют степень значимости социального взаимодействия ребенка в малой группе в формировании его нравственных представлений. Для изучения уровня сформированности нравственных представлений мы проанализировали данные детьми определения ключевых нравственных категорий. В большинстве случаев это были примеры ситуаций, наблюдаемых ребенком в его повседневной жизни. Анализируя полученные области реального или вымышленного мира, послужившего основой или контекстом для определения ребенком той или иной нравственной категории, мы выделили пять классов источников информации, которые оказываются значимыми для развития нравственных представлений младшего школьника. Например, для определений и примеров большая часть детей (43%) использовала сферу отношений в малой социальной группе сверстников, на втором месте по частоте примеров оказалась сфера отношений внутри своей семьи (28%). Также значимы взаимоотношения с учителем (17%), были упомянуты взаимодействия с незнакомыми людьми, прохожими (например, «помочь пожилому человеку на улице») – 7%. Примеры из детской литературы и кино привели 5% детей.Результаты осуществленных на данный момент этапов исследования подтверждают мысль о том, что малая социальная группа, складывающиеся внутри ее отношения межличностной значимости, наполненное переживанием взаимодействие с членами группы становятся основным компонентом в построении социальной ситуации развития нравственных представлений в младшем школьном возрасте. Именно малые социальные группы сверстников в наибольшей степени составляют условия, в которые постепенно включается ребенок и из которых исходят ключевые силы его развития. На данный момент мы осуществляем экспериментальное исследование проявления младшими школьниками нравственной нормативности: сочувствия и, главное, содействия товарищу в специально организованной игре.Активное творческое думанье и разработка постулата Л.Выготского о социальной ситуации развития личности, экспериментальное осмысление введенной А.Леонтьевым категории деятельности и сформулированного А.Петровским механизма построения отношений межличностной значимости есть путь, по которому мною как исследователем пройдено еще слишком мало, чтобы говорить о значимом вкладе, но уже достаточно, чтобы признаться в искренней преданности отечественной школе, в моем горячем и деятельном желании продолжить традиции ее научной мысли.Трудно переоценить степень влияния московской психологической школы на понятийный, методологический и духовный облик современной отечественной науки. От всего сердца хочется поздравить сотрудников Психологического института со 100-летним юбилеем и подчеркнуть, что для нас, молодых ученых сегодня, и для многих будущих поколений идеи и судьбы великого созвездия его психологов будут своеобразным символом и идеалом преданности своему делу, глубины мысли и, что самое ценное, истинной исследовательской и человеческой правдивости.Наталья БАЙКОВСКАЯ, выпускница и аспирантка МГППУ, педагог-психолог школы №1411 с углубленным изучением английского языка, лауреат конкурса «Педагогический дебют»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте