Почти каждый школьник Москвы был на площадках ВДНХ, посетил величественные усадьбы и столичные парки, но мало образовательных организаций, которые начинают воспитание с истории соседнего дома и двора, с мемориальных табличек и топонимики улиц. Весной 2023 года было проведено исследование уровня информированности семей и обучающихся начальной школы трех московских районов – Останкино, Сокол и Соколиная гора – о ключевых достопримечательностях местного уровня, а также была составлена карта включенности обучающихся в социокультурное пространство районов обучения.
Результаты были тревожными:
– только 24% семей, участвовавших в опросе (всего приняли участие 487 семей), смогли назвать три ключевые достопримечательности района;
– 15% семей высоко оценили свои знания истории района обучения детей;
– 65% респондентов признались, что имеют мало информации о районе, где располагается образовательная организация;
– 73% обучающихся определили знание о районе обучения в пределах образовательной организации и маршрута домой;
– 27% семей гордятся, что проживают в районе обучения ребенка.
Данная ситуация, по мнению авторов исследования, могла влиять на идентификацию обучающихся со своей образовательной организацией и показывала неэффективное использование воспитательного ресурса «Уклад и история школы» воспитательной программы школы.
Летом 2023 года мной и учителем начальных классов школы №1251 имени генерала Шарля де Голля Ольгой Андреевной Козловой была разработана и апробирована модель гражданско-патриотического воспитания обучающихся начальной школы через социокультурную среду района обучения.
В процессе апробации и внедрения были выделены контрольные группы обучающихся, систематически принимавших участие в экскурсиях по достопримечательностям района, в которых находятся образовательные организации, изучавших историю и уклад своей школы.
В процессе знакомства с районами учитывались следующие принципы:
– проведение исключительно пеших экскурсий;
– экскурсоводами выступают старшеклассники данной школы;
– содержательная часть экскурсии содержит разбор названий улиц и переулков, фокусировку внимания на «невидимых» элементах и неочевидных фактах воспитательной среды (барельефы на зданиях, городские легенды);
– проведение познавательных прогулок обучающимися начальной школы с родителями (законным представителем) после закрепления пройденного материала.
Было составлено шесть маршрутов для каждого района, разделенных на исторические эпохи: довоенный период, Великая Отечественная война, послевоенный период.
При организации и проведении экскурсий можно выделить два наиболее ресурсозатратных этапа:
– составление маршрута и наполнение содержательной части;
– репетиция экскурсии с обучающимися-волонтерами.
В работе на первом этапе московские педагоги столкнулись с дефицитом методической базы в данном направлении. С одной стороны, есть большой опыт краеведения и москвоведения, а с другой – методические лакуны в части работы с историей района и улиц, окружающих школу.
Второй же этап был успешно реализован благодаря давно развивающейся в столичном образовании музейной педагогике. Повторный опрос обучающихся и их семей планируется провести весной 2024 года после выполнения всех поставленных перед коллегами задач. Но уже сейчас можно сказать о воспитательных эффектах, которые проявились в процессе реализации модели гражданско-патриотического воспитания в начальной школе:
– повысился уровень сплоченности класса, снизилось количество внутренних конфликтов между обучающимися;
– увеличилось количество времени, которое ребенок и семья проводят на свежем воздухе и друг с другом;
– большинство опрошенных признались, что минимум два раза в неделю меняют маршрут возвращения из образовательной организации домой, чтобы увидеть новые детали, подробнее изучить соседнюю улицу.
Сегодня воспитательная среда наполнена патриотическим воспитанием: встречами с новыми героями – участниками специальной военной операции, привлечением ветеранов педагогического труда к урокам Мужества, разговорами о важном в нашей стране. Сегодня мы наверстываем упущенное в предыдущие годы, когда необходимо было сохранить систему образования.
Можно ли воспитать патриота и гражданина, не интересующегося своим двором, школой, районом и городом?
Олег БЕЗРУКАВНЫЙ, заместитель директора школы №429 «Соколиная гора»
Комментарии