Книги Антона Семеновича Макаренко, кумира многих поколений учителей, можно перечитывать, раскрывая на любой странице. Опыт этой поистине масштабной личности не имеет аналога в мировой педагогической практике.
Идеи Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы, в том числе и профессиональной. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами и беспризорными, с подростками из так называемой группы риска. Это и необходимость перехода от школы- учебы к школе-хозяйству.Пытаясь обеспечить параллельное действие эффективного производства и педагогического процесса, мы создали в нашем кооперативном техникуме коммерческие структуры. Они представляют собой стартовую площадку для формирования практического опыта у студентов. Это учебно-производственный магазин «Надежды Меркурия», столовая и студенческий кафетерий, кондитерский цех, бизнес-центр «Компьютерные услуги». В техникуме успешно работает торговый отряд, где студенты на практике применяют умения и навыки работы с покупателями, имеют возможность заработать деньги.Но, внедряя и развивая все это, мы постоянно сталкиваемся со многими трудностями, а особенно с кадровыми. Нам очень не хватает, например, такого человека, как Соломон Борисович Коган из «Педагогической поэмы» с его «духом предприимчивости, оптимизма и напора», с его огромным жизненным опытом. «Мы диву давались: только недавно мы были так бедны, а сейчас у Соломона Борисовича горы леса, металла, станки; в нашем рабочем дне только мелькает: авизовка, чек, аванс, фактура, десять тысяч, двадцать тысяч». Начав со скромных мастерских, переоборудованных затем в производственные цеха, коммуна перешла на полную самоокупаемость. А на ее территории были воздвигнуты большие корпуса заводов, где производились электроинструменты и фотоаппараты.Эти страницы поэмы мы зачитывали на педсовете. Ищем таких Соломонов Борисовичей и среди наших работодателей, которых, как это требуют новые образовательные стандарты, мы обязаны подключать к учебно-воспитательному процессу. Но к сожалению, современные Коганы свою пробивающую все препятствия энергию направляют лишь на развитие собственного бизнеса, своих личных интересов. Нам редко удается завлечь их хотя бы выступить перед студентами.Руководителей учебных заведений объявили ответственными за трудоустройство молодежи. А куда можно трудоустраивать, если до сих пор наблюдается пренебрежение производством? Прославляется же и всячески поощряется умение жить за счет незаработанных средств, на доходы, извлекаемые из инвестиций в недвижимость, из акций, ценных бумаг.Как убедительно и точно говорит учитель Мефодий Васильевич Нестеров в рассказе «Преподаватель словесности»: «Это было трудно видеть, как погибает русская земля, как погибают доблестные люди от эгоизма, от жадности, от разделения: «Это мое и то мое же». Как серьезное предупреждение звучат эти слова. Без решения в России проблем бедности, социального неравенства, без справедливого устройства общества не будет ни счастья, ни процветания. Валерий Напёров, директор кооперативного техникума, Брянск
Комментарии