Школа закладывает фундамент на всю жизнь, и речь не только о знаниях, характере или ценностях. Учась в школе, ребенок, а затем и подросток, с каждым годом узнавая окружающий мир все лучше, обзаводится собственными интересами. Задача школы в данном случае – поддержать его устремления, дать необходимый багаж, прочертить траекторию будущего, помочь сформировать сферу профессиональных интересов, подготовить к следующему уровню образования, поддержать воспитанника на первых шагах по карьерной лестнице.
Моя воспитательная инициатива направлена прежде всего на то, чтобы каждый ученик реализовал свой потенциал, нашел социально значимое место в обществе, был полезен для нашей большой страны. Поэтому я уделяю много внимания профессиональной ориентации школьников. Важность этой работы нельзя недооценивать, одно из самых серьезных решений в жизни человек принимает, выбирая будущую профессию.
В нашей школе для старшеклассников ежегодным значимым событием является педагогическая стажировка, которая проходит дважды в год. Большинство учеников моего класса с удовольствием готовятся и участвуют в этом мероприятии. В этот день по традиции учащиеся старших классов проводят уроки вместо учителей сначала в начальной школе, а потом и в средней. Дублеры предварительно проходят психологическую и методическую подготовку, посещают уроки, согласуют темы, в этом им помогают учителя.
С каждым разом у детей получается все лучше и лучше. Кто-то открывает в себе новые качества, кому-то удается преодолеть страх и стать увереннее, кому-то это помогает определиться с будущей профессией, но все без исключения остаются довольны опытом, который пригодится в дальнейшей жизни. Проведение педагогических стажировок способствует развитию лидерских качеств и организаторских способностей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков самоуправления.
Одна из главных задач профориентации школьников – ознакомить их с миром профессий, а также дать представления о необходимых личных качествах, навыках и требованиях, которые предъявляет к соискателям каждая из них. Основной формой работы с учениками является классный час, но также это различные диагностики, экскурсии и встречи, которые помогают понять, насколько устойчивы профессиональные интересы школьника.
Еще одной формой работы в этом направлении является деловая игра «Мне это дело по плечу?!». Цель игры заключается в том, чтобы учащиеся выделили положительные и отрицательные стороны каждой профессии, выяснили, подходит ли она им. Во время игры ребята с удовольствием примеряют на себя роли из разных сфер деятельности.
Как следствие, школьники учатся объективно анализировать особенности различных профессий, оценивают требования и круг обязанностей, задумываются над наличием требуемых личных качеств. А еще игровая форма мероприятий способствует тому, что практически все ребята с удовольствием принимают в них участие.
Таким образом, в воспитательной инициативе я опираюсь на использование таких игровых методов обучения, как деловая игра и педагогическая стажировка, так как убеждена, что их специфика поможет детям состояться во взрослой жизни и стать настоящими профессионалами.
Вера РЕЗЦОВА, учитель истории школы №843
Комментарии