Восточная пословица гласит: «Если твои планы рассчитаны на год – сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века – воспитывай людей». От сегодняшней работы педагогов зависит, каким будет этот мир. Тем более важно не только учить детей, но и передавать опыт учительства молодым коллегам.
У молодых специалистов (как в педагогике, так, пожалуй, и почти в любой области) сочетаются стремление к независимости, желание реализовать собственные амбициозные планы с некоторой растерянностью, непониманием, что же от них требуется на новом в их жизни поприще, отсутствие опыта. Далеко не все из-за стеснения, амбиций, неопытности готовы или считают необходимым попросить помощи. Преодолеть эти затруднения и помогает система наставничества.
Наставничество имеет много аспектов: это и возможность для начинающего педагога получить объективный взгляд со стороны, и шанс поучиться на чужих ошибках. В дополнительном образовании каждый детский коллектив имеет свои особенности, традиции, ознакомить с которыми молодого коллегу, показать их ценность – также важная задача наставника. Но при этом самое главное, на мой взгляд, – поддержать и то новое, что готов привнести человек со свежим взглядом, помочь ему в его начинаниях, не подрубать крылья. Наставник не должен растить из подопечного собственную копию, напротив, его задача – помочь молодому педагогу раскрыть его индивидуальность.
В этом смысле роль наставника схожа с родительской ролью, и здесь, я считаю, мне очень повезло в том, что одним из моих молодых коллег стал мой сын Никита. Профессию педагога он выбрал для себя еще в девятом классе, и отрадно видеть, что этот выбор был сделан сердцем. В моей наставнической работе с сыном помогает и то, что когда-то он был моим учеником в детском научном клубе нашего Дворца творчества. Их учебная группа вообще оказалась богатой на будущих педагогов: в педагогические университеты поступили несколько ребят, и двое из них теперь работают вместе со мной.
О значении наставника для молодых педагогов, наверное, лучше всего скажут они сами. Вот отзыв моей молодой коллеги Александры Михайловны:
– В первую очередь я благодарна самому явлению наставничества. Это моя первая работа в педагогической сфере, и часто она полна неизвестности и сомнений. На каждом шагу возникают вопросы: «Что будет лучше? Как это сделать? Стоит так сделать или по-другому? Как это заполнять?» Благодаря Ирине Вячеславовне все эти вопросы разрешаются, добавляются идеи, которые действительно работают, и я могу продолжать совершенствоваться без неуверенности и серьезных преград.
Молодые педагоги часто совершают ошибки, что называется, из лучших побуждений. Например, обсудив с Никитой Дмитриевичем проблемы в проведении занятий по его программе «Изобразительная биология», мы пришли к выводу, что стремление дать как можно больший объем учебного материала за один раз приводит фактически к лекционному формату, который трудно воспринимается детьми. Он положительно воспринял мои советы по делению занятия на смысловые отрезки со сменой видов деятельности, вовлечению ребят в самостоятельную работу. Конечно, все эти простые приемы были ему известны и применялись на других занятиях с младшими детьми, а в данном случае сложность и глубина учебного материала сыграли вот такую отрицательную роль. Пришлось напомнить, что любое преподавание направлено прежде всего на ученика, что педагог, даже объясняя очень сложные вещи, не должен уходить в самолюбование по принципу «вот как я могу». После этого «разбора полетов» дело пошло на лад.
Вот что говорит по этому поводу Никита Дмитриевич:
– Иногда самые очевидные вещи бывает сложно заметить, нужен тот, кто тебе укажет на ошибку, объяснит, где ты поступаешь неверно, где заблуждаешься. Это особенно важно в работе с детьми, когда на педагоге лежит большая ответственность за их будущее. Правильно подсказать, подобрать грамотный подход к каждому – этому трудно научиться только по книгам. Важен живой и современный применимый опыт, который возможно получить только из первых рук. Такой опыт нам и передает Ирина Вячеславовна, указывая на ошибки и подсказывая правильные выводы из них.
Хотелось бы отметить, что наставничество – явление полезное обоюдно. В нашей стремительно меняющейся жизни опытному педагогу есть чему поучиться у молодых коллег, когда нужны их свежий взгляд, умение легко и непринужденно обращаться с компьютерными программами, знание особенностей социальных сетей. В любых случаях они всегда с готовностью отзываются на просьбы о помощи.
Вообще, глядя на моих подопечных, я часто вспоминаю строки Е.М.Винокурова: «…воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Эти ребята много лет были моими учениками, теперь они мои молодые коллеги, умные, ищущие, достойные выбранного поприща – продолжить дело воспитания людей. И это лучшая награда для педагога.
Ирина ГРАЧЕВА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»
Комментарии