Несколько лет назад мне удалось побывать на одном престижном конкурсе проектных и исследовательских работ школьников. Мне, взрослому человеку, впервые попавшему на конкурс такого уровня, было очень интересно узнать, какие проблемы решают подростки, чем они живут, какие у них увлечения и интересы… А проблемы оказались совсем не детские, да и методы решения тоже. Первое, что меня потрясло, – высокий уровень исследований, глубокий смысл, новизна и нестандартность подходов к решению проблем, которые предлагали ребята.
Дети очень волновались, тщательно готовили свой стенд, вновь и вновь повторяли текст защиты проекта, а экс-лауреаты, похаживая между рядами, свысока смотрели на новичков, не без сарказма оценивая присутствующих школьников, дескать: «Ну, кто может составить нам конкуренцию?..»
Школьники доброжелательно улыбались и хорошо заученными фразами отвечали на мои вопросы. Во время защиты проектов звучало: «я сделал», «я понял», «я придумал… Казалось, нужно порадоваться за школьников и Отечество, в котором много умных детей, способных не только красиво говорить, но и делать великие дела. Однако я засомневалась в том, что ребенок, пусть даже выпускник школы, способен самостоятельно выполнить проект или исследование такого уровня без посторонней помощи. В душе почему-то остался какой-то осадок. Я ощущала, что здесь очень ловко завуалирована ложь, но какая именно, я в тот момент осознать не могла.
Работа, которую представляли учащиеся нашей школы, была сделана на высоком профессиональном уровне, красиво оформлена и восхищала многих своим техническим воплощением. Она неоднократно занимала призовые места и даже выставлялась на ВВЦ. Над этим проектом работали две семьи и целая группа детей, а на конкурсе выступали только два ученика. За кадром остались многие: и школьные товарищи, и учителя, и родители. На стенде была, конечно, фраза «спасибо тем, кто помог», но именно я, как никто другой, знала, сколько сил и бессонных ночей было за плечами у взрослых.
А как же остальные участники конкурса? Этот вопрос не оставлял меня в покое. В доверительной беседе с другими руководителями я поинтересовалась о долевом участии в проекте школьников, их руководителей и родителей. Оказалось, что многие работы полностью выполняют взрослые люди, а дети, выучив текст и разобравшись в материале, бойко рапортуют экспертам о новых идеях и серьезных исследованиях, которыми они якобы занимались. Получив диплом, эти дети абсолютно уверены в том, что заслужили его по праву, ведь это же они выступали на конкурсе и отвечали на вопросы жюри. Для общего и интеллектуального развития это не так уж и плохо, а вот о духовной и нравственной стороне данного вопроса никто, наверное, не задумывался.
«Вы, пожалуйста, не беспокойте нашего научного руководителя своими вопросами. Мы готовимся к престижному конкурсу. Не надо отвлекать уважаемого человека!» – так ответил на мою просьбу о встрече с доцентом вуза опытный учитель. А одноклассница моего сына заявила: «Ты не подходи к моему учителю, ему сейчас не до тебя, у нас конкурс на носу!». Сын так и не понял, почему научному консультанту в настоящий момент не до него, и кто ему сейчас в состоянии помочь? А самое главное – я так и не смогла объяснить ребенку, почему проект ребята делали все вместе, а диплом участника достался тем, кто его защищал на конкурсе.
Мне известен случай, когда девочке пришлось перейти в другой класс в результате конфликта с одноклассниками. Дело в том, что проект, который она защищала на конкурсе и который получил грант, принадлежал всему классу, а ей лишь была доверена честь представлять работу на конкурсе. Она ушла из класса непонятой, с гордо поднятой головой, ни на минуту не сомневаясь в своей порядочности и правоте. Она искренне верила, что это её проект, а вам, милые одноклассники и родители, «большое спасибо, что помогли!».
Я знаю победителя конкурса «Если б я был руководителем …» , который достойно выступал на пресс-конференции с докладом. Мальчик был так увлечен, что не заметил оживления зала на реплику о том, что ему помогала мать. Мы хотели побеседовать с мамой, но она сообщила по телефону, что для семьи его победа обернулась трагедией: мальчик перестал учиться, решил, что он многого достиг. Да и зачем учиться, если уже сейчас известно, что в престижный вуз он зачислен вне конкурса.
Количество конкурсов с каждым годом растет, проектное движение развивается, и год от года молодеют участники. Дети должны уметь рассказать о своем проекте сами, без помощи взрослых. Часто присутствие родителей и руководителей затрудняет работу экспертной комиссии, поэтому на некоторые конкурсы их просто не допускают. «Мой ребенок на таком мероприятии впервые – он очень волнуется! Он еще маленький!» – объясняла молодая женщина охраннику. Встретив хладнокровный взгляд, мама воскликнула: «Это же конкурс, а не тюрьма!..» Но ее так и не пустили, а маленький мальчик одиноко стоял у своего проекта и кусал ногти… Таковы правила игры.
«Этого не должно быть, – говорила я своим коллегам, – это ложь!»
«Да, – соглашались они, – но так делают все! Это – норма!»
Очень плохо, что так делают все! Мы, взрослые, сами приучаем наших детей к лицемерию и к тому, что цель оправдывает средства. Почему бы сразу честно не определить долевое участие детей? Найти критерии для того, чтобы по-настоящему оценить глубину знаний учащихся, их способность вскрыть проблему и донести до окружающих свежую идею.
Мы часто возмущаемся тем, что кто-то идет по чужим головам, как по лестнице, выстраивая себе служебную карьеру. Мы осуждаем молодежь за неуважительное отношение к людям преклонного возраста и обижаемся на своих собственных детей, которые не всегда почтительно обращаются с нами. Мы пытаемся списать свои пробелы в воспитании на пубертатный период и переходный возраст. Не пора ли задуматься над проблемой нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения?
Елена ПАРХОМЕНКО, председатель оргкомитета 1-го открытого фестиваля семейных проектов «Мир семьи и семья в мире», президент фонда развития семейного воспитания и образования «Единство и Гармония», e-mail: parle@yandex.ru
Комментарии