Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы – тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства.
А что мы знаем о тьюторстве? Ведь история тьюторства в России как следует не изучена, нет серьезных исследований в этой области, педагогическому обществу не на что опереться с точки зрения учебно-методического материала. Примеры тьюторской деятельности в России существовали достаточно давно, но тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране стало развиваться только в конце 80-х годов прошлого века, что выпало на время реформирования всей системы отечественного образования.В 1989 году руководитель Школы культурной политики Петр Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Евгений Велихов. Через год в Артеке Петр Щедровицкий впервые прочитал цикл лекций для молодых педагогов о новой педагогической позиции – тьюторе.Само слово «тьютор» вызывает у современных участников образовательного процесса некий образ новой аристократии. История образования уже давно подтвердила, что средняя школа возникла вопреки тьюторскому образованию, что тьюторство было устаревшей прерогативой нескольких детей состоятельных родителей. У слова «тьютор» долгая и запутанная история. Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах, вводились другие термины, отражающие то же самое понятие. Любое исследование «истории тьюторства» должно сначала принять во внимание все имеющие к этому отношение концепции и варианты названий. Основной и главной причиной отсутствия единой и целой истории тьюторства можно считать, что у концепции тьюторства очень много различных названий, что она существует лишь в виде набора соответствующих терминов, а самой истории тьюторства свыше 2500 лет!Некоторые примеры:Древняя ГрецияПедагог (paidagogos) – греческий раб, воспитывающий детей.Софисты (sophists) – греческие тьюторы, чья работа оплачивалась.Древний РимОпекун (tutela) – римский тьютор.Доми (domi) – тьюторы, проживающие в семье.Педагог (pedagogue) – греческий раб, привезенный в Рим в качестве тьютора для детей.Ректор (rector) – тьютор.Средневековая ЕвропаБогослов (theologal) – термин Лютеранского совета для обозначения тьютора по теологии.ИрландияНаставник (fosterage) – средневековый термин, используемый для обозначения тьюторства в монастырях.ИталияКуртуазное образование (courtesyeducation) – тьюторство мальчиков в период Ренессанса.АнглияМонитор (monitor) – тьютор – сверстник учеников, распространен в XIX веке.Гувернер (governor) – тьютор-мужчина (XV век).Тьюторский колледж (tutorialcollege) – учреждения, основанные в Оксфорде и Кембридже, в которых готовили студентов к государственным выпускным экзаменам и к вступительным экзаменам университета «Оксбридж».ФранцияКандидат (candidates) – термин XVIII века, обозначающий «частный тьютор».СШАДомашние школы (homeschools) – в XХ веке аналог «домашнего образования», характеризующий родителей, обучающих своих детей дома, что заменяло посещение средней школы.Частный тьютор (privatetutor) – термин ХХ века, используемый для обозначения послешкольной коррекционной работы учителя с учеником на дому либо в «тьюторском центре».На самом деле определений понятий «тьютор» в разное время и в разных городах и странах было огромное множество. К сожалению, сейчас термин «тьютор» сузили до обозначения – репетитор, наставник, куратор, воспитатель, помощник, тем самым не понимая разницу и тем более содержание этого широченного понятия! Но самое главное отличие тьютора и его деятельности – это в высшей степени индивидуализированный подход, который местами, временами чаще превосходил в образовании академические уроки. Тьюторство сделало образование делом семейным. Оно часто вовлекало родителей и тьютора в объединение образования и семьи как единообразный пожизненный опыт. Когда семья позволяла тьютору переступить порог своего дома, он работал не только для того, чтобы помочь ребенку развиваться интеллектуально, но и всецело разделял переживания повседневной жизни его семьи. Тьютор оставался советчиком и во взрослой жизни, много лет спустя после того, как прекращались уроки. Эти старинные концепции были первоначально обнаружены в «тьюторском идеале» античного мира.Кем были тьюторы? Многие тьюторы были профессорами университетов, другие – учителями начальной и средней школ, священниками, студентами колледжа, гувернантками, родителями, родственниками и просто соседями.Великий континентальный тьютор Джон Локк говорил: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». В наставлении своим друзьям, о выборе учителя Локк перечислил наиболее чтимые качества тьютора – «рассудительность, сдержанность, отзывчивость, усердие и осмотрительность». Наибольшая трудность будет в том, где найти подходящего человека, поскольку молодых людей не готовят как квалифицированных тьюторов, а старшие, более опытные тьюторы отказываются от должности.Локк разъясняет, что «рассудительный образованный тьютор должен быть хорошо воспитан, должен понимать общество, его манеры и привычки. Тьютор должен хорошо знать мир, обычаи, нравы, причуды, обманы, ошибки того возраста, за который он принимается, и особенно страны, в которой он живет». Тьютор должен помочь ученику распознать, что кроется в сердце человека, а не только улыбку на лице. Основное великое дело тьютора – научить хорошим привычкам, принципам добродетели и мудрости, дать ребенку «взгляд в будущее» (Форсайт).Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в связи с масштабной модернизацией российского образования, где ключевым моментом стало вступления в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ» с 01.09.2013 года, а также реализация таких направлений, как экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений, дистанционное и электронное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ, появления единого учебника по истории, выбор обучающимся индивидуальной образовательной программы, повышения мобильности профессионального образования, тьюторство и т. д.Как и любая вновь возникающая деятельность (практика), тьюторство проходит сложный путь институционального оформления. Все возрастающий интерес в российском педагогическом сообществе к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.Андрей АЛФЁРОВ,член Московского городскогоэкспертно-консультативного советародительской общественности,научный сотрудник МИРО
Комментарии