“Россия – многонациональная страна. В ней проживает свыше ста наций и народностей”… У каждого маленького и большого представителя своего народа – своя культура, свои традиции. В остальном – очень много сходства.
Нет ни одной страны в мире, где был бы до конца решен национальный вопрос. Разве что в мире детства, где прежде всего вы обращаете внимание на того, кто быстрее всех бегает, выше всех прыгает, веселый и не жадный. А помните ту историю, очень неприятную? Это когда Женя Иванов вскочил на парту перед Ильдаром и закричал, да так, что было слышно на улице: “Татарчонок, татарчонок!” Что было дальше, тоже все помним. Ильдар схватил Женю за ногу, повалил его на пол. Началась драка, а вы стояли, соображая, кому из них помочь. Тут вбежали два дежурных завуча, расставили драчунов по углам. Слово “татарчонок” навсегда отлипло от Жениного языка, и не из-за строгости завучей, а потому, что Ильдар сумел постоять за себя. Иванов с дружками усилили преследование девочек (они не дерутся так больно). Вы можете сказать, что в каждом классе, в каждой школе встречаются такие люди, которые нарушают человеческие права. Некоторые считают свою нацию самой замечательной, а себя самыми лучшими на свете. Особенно если ничем другим, кроме нации, и похвалиться нечем: ни спортивностью, ни добротой, ни талантами. И мы, и вы – все сторонятся таких людей. И напрасно! Давайте вспомним легенду о “Вавилонском столпотворении”. Были времена, когда люди жили все вместе в долине рек Тигр и Евфрат и говорили на одном языке. Решили они как-то построить город и башню до самого неба. Сначала дело шло неплохо. Заложили фундамент. Стали класть камень на камень, выкладывать пояс за поясом. Вот уже у строителей, если они пытались смотреть вниз, кружилась голова. Полюбопытствовал Бог: что эти люди так упорно строят? Спустился он на землю и осмотрел строительство. Сооружение ему не понравилось. Усмотрел он в действиях людей, строивших башню, непозволительную дерзость и гордыню и решил: пусть строители говорят на разных языках. Пусть не понимают друг друга.
А без взаимного понимания как построить такую высокую башню? Вот и осталась она недостроенной. А люди разбрелись по всему свету, от них пошли разные народы, разные языки. И у каждого народа свои обычаи, своя история, своя культура. И хотя это легенда, чему все-таки она учит? Взаимопониманию, умению договориться, единению. Да, естественно, это большая сила. Что такое народ? А хорошо было бы, если бы на земле существовал один язык и одна национальная культура? Возможно ли это? Что означает выражение “многонациональная страна”? А разве плохо, что вы в классе все такие разные? А бывают такие народы, которые хуже других? А что означает выражение: “Народы мира – одна большая семья”? А как соединить любовь к своей Родине, гордость, что ты россиянин, с уважением к другим нациям и народностям? Дети, отвечая на вопросы, предлагают устроить вечер, где все ребята рассказали бы об обычаях и традициях своих наций, о культуре, национальных обрядах, что составляет гордость нации. Покажут предметы национальной одежды, костюмы, игры разных стран и народов. Песни и танцы.
А вот еще одна непридуманная история. В годы Великой Отечественной войны в Белоруссии было взято большое количество пленных немцев. И в Москве было решено провести необычный “парад”. В столицу доставили 57 тысяч немецких солдат и офицеров, и 17 июля 1944 года в сопровождении конвоиров они прошли по московским улицам, по Садовому кольцу. Москвичи вышли посмотреть: это было действительно впечатляющее зрелище. И ни один человек в толпе не закричал, не бросил в пленных камня, хотя почти в каждой семье были погибшие и изувеченные. В полном молчании люди подходили к пленным и давали им хлеб и воду. Жалость, умение понять другого, внутренняя интеллигентность – это выдающиеся качества русского народа.
Ольга СТЕЛЬМАЧЕНКО,
учитель граждановедения
Московская область
Комментарии