Мы, педагоги, всегда радуемся встречам с выпускниками. Хочется знать, как сложились их судьбы. Я не имею в виду тех подростков, кого приходилось словно за уши притягивать к учебе. Такие в школу если и заходят, то не ради встречи с учителями. Зимой забегают в школу погреться или поискать среди школьников себе подобных. Конечно, жаль их, неприкаянных, пустых и неинтересных. И встречи с ними, как правило, оставляют в душе горький осадок. Иногда хочется дать им добрый совет, но они не хотят и не умеют слушать.
По-настоящему радуют встречи с теми, кто преодолевал трудности, охотно принимал помощь и добивался успеха. Оканчивая школу, они уходят из нее со слезами, сожалея, что много хорошего осталось позади: детство, друзья. Они уходят, оставляя добрую память о себе и добрый след: интересные рефераты, сочиненные вместе с учителем и друзьями стихи, школьные приколы, рисунки к выставкам, спортивные победы.На одном из диспутов на тему «Какая наша школа? Добрая? Строгая?» десятиклассники высказали мысли о том, что даже неудачи многому могут научить, если делать правильные выводы… И еще… не раз прозвучала фраза, которая «зажгла» меня: «Школа – это состояние души каждого, кто в ней живет». Они с сожалением говорили тогда, что в нашей школе нет ни своей песни, ни гимна, «а вот в Крыловской есть, и крыловцы гордятся этим». Я благодарна ребятам, которые попросили меня написать школьный гимн – свой, правдинский. Счастлива, что гимн пришелся по душе моим ученикам и многим выпускникам, которые искренне и душевно поют:Начали мы все с букваря,Вместе решали задачи.Все, что случилось здесь с нами, – не зря:Промахи и неудачи.Школа не просто здание, Это души состояние,Юности нашей свет, Дружба на много лет!Так повелось, что одни выпуски встречаются через пять лет, другие – чаще. Так, выпуски 1971, 1974 годов собираются почти ежегодно и почти всем классом. У них замечательные организаторы: Валя Королева-Николаева, Галя Новичкова-Борисик, Татьяна Митакова. Они умело выстраивают сценарий, каждый становится активным участником. Бывает всем интересно: и выпускникам, и учителям, – а хорошее застолье здесь не самый главный атрибут. Всегда после этих встреч узнаю от правдинцев о продолжении: кому-то вместе копали картошку, выкосили траву у дома, сходили гуртом за грибами, устроили пионерский костер…Для меня на их встречах самое интересное – рассказы «ребят» о себе, о своих семьях, о любимом деле в жизни. Однажды в самый финал очередной встречи к пионерскому костру на берегу водохранилища подъехала милицейская машина, и из нее вышла выпускница. Обрадованные одноклассники окружили Валентину, вид у которой был усталый и не очень праздничный. «Ты почему с таким опозданием?» Смеясь, Валя рассказала, что приехала утром, зашла в отделение милиции, попросила довезти к месту встречи. А работники ОВД, услышав, что она майор милиции, уговорили принять участие в поимке преступника в окрестностях города. «Так что поработала для своего родного города, а теперь кормите меня!» – закончила свой рассказ наша выпускница. Помню, на одном таком празднике в программе было – «К доске пойдет…» Выпускники поочередно выходили и «отчитывались» о себе. «Я бухгалтер, мой муж строитель, и наш дом он построил сам, живем в Саратове, у нас двое детей…». «А я библиотекарь…», «Я воспитатель в интернате», «Я следователь». И вдруг невысокая женщина смущенно говорит: «А я просто мама. У меня пятеро деток…» Все зашумели, зааплодировали, мужчины предложили присвоить Кате почетное звание «Миссис выпуска» и одели ей корону из цветов.Да, мы радуемся за выпускников, которые и после школы «делали себя» и становились успешными. Мы гордимся ими, любуемся ими. Как-то в выходной ко мне зашли два выпускника, на другой день – еще одна, а вечером – еще двое. Внучка спросила меня: «Бабушка, ты не устала?» – «А что? Я выгляжу усталой?» – «Да нет. По-моему, ты счастливая». Верно, я счастливая.Нина КОЗЛОВСКАЯ, бывший директор Правдинской школы, Правдинск, Калининградская область
Комментарии