В свое время предмет ОБЖ заменил в школах начальную военную подготовку, которую посчитали чрезмерно политизированной и милитаризированной, а самое главное, не отвечающей требованиям современности. И вот теперь все чаще звучат требования вернуть в школу элементы этой подготовки хотя бы для общего ознакомления. О том, насколько это реально, мы беседуем с Сергеем МИРОНОВЫМ, редактором учебной редакции по основам безопасности жизнедеятельности, техническому труду и физической культуре.
– Сергей Константинович, мы уже не раз касались вопроса возможности изменений в стандартах по ОБЖ, касающихся раздела ОВС. В чем, на ваш взгляд, состоит отличие принятого в 2004 г. образовательного стандарта от ранее разработанных документов, определяющих содержание раздела ОВС?
– На самом деле Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, принятый в 2004 году, мало чем отличается по содержанию от предыдущих документов по этому разделу. Никаких принципиальных противоречий в них нет, и то содержание, которое было, за исключением отдельных деталей осталось неизменным.
– Но если нас пугают изменениями, то в чем?
– Думаю, они могут коснуться в основном других разделов, а не основ военной службы. Например, есть мнение, что необходимо усилить аспект подготовки учащихся к действиям в криминогенных ситуациях. Ведь, как утверждает статистика, в год у нас в стране от этого страдает людей на порядок больше, чем от всех техногенных катастроф и стихийных бедствий, вместе взятых. Правда, как реально будет воплощена эта идея, пока неизвестно. Но это всего лишь один аспект. А ведь в ОБЖ немало и других.
– Лично вы как бывший военный какие недостатки видите в документах, определяющих содержание ОБЖ?
– Я не вижу сейчас каких-то принципиальных недостатков в новом образовательном стандарте по ОБЖ. Наоборот, по сравнению с предыдущими документами в его содержании более конкретно отражена проблема терроризма, которая сегодня стоит наиболее остро. В то же время некоторая часть педагогов считает, что учащимся нужно дать какие-то начальные навыки и умения, необходимые каждому солдату, – стрелять, разбирать и собирать оружие, маршировать. Лично я считаю, что этому должны учить профессионалы, т.е. военные в войсках, когда ребята пойдут служить в армию, в военных училищах, а в школах надо давать основы правовых знаний и знакомить с содержанием военной службы.
– А действительно ли предмет НВП так уж, безусловно, плох? Может быть, формируя курс ОВС, имеет смысл взять что-то из его архивов?
– Безусловно, критиковать НВП со всех сторон было бы неправильно. В свое время он был действительно нужен, поскольку давал не только начальные знания, умения и навыки, но и формировал у школьников исполнительность и дисциплинированность, приучал их к тем требованиям, которые потом предъявлялись к ним в армии. Вот это полезное положительное влияние предмета на учеников и нужно сохранить при преподавании ОБЖ.
– Что следует изменить в системе подготовки педагогов в связи с возможным изменением стандарта по ОБЖ?
– Мне кажется, что коренных изменений в содержании стандарта не будет. Что же касается подготовки педагогов к преподаванию раздела ОВС, то, по всей видимости, здесь необходимы какие-то конкретные рекомендации. Это позволило бы разным учителям организовать изучение этого раздела наиболее оптимально в плане сочетания теории и практики. Однако документов и пособий с такими рекомендациями пока недостаточно.
– А какие новые пособия по ОБЖ предлагает «Дрофа»?
– Первая линия учебников по ОБЖ в нашей стране была разработана в 1996 году, когда проблема терроризма не стояла столь остро, как сейчас. К тому же каждый теракт или стихийное бедствие дают нам новый горький опыт и требуют внесения определенных изменений в содержание предмета. Поэтому, готовясь к каждому новому учебному году, редакция выбирает приоритеты. В этом году такими приоритетами для нас стали: создание учебно-методических пособий по защите от терроризма, профилактике вредных привычек (наркомании, курения, пьянства), а также выпуск учебных наглядных пособий по пожарной безопасности. Итогом этой работы стало издание пособий «Терроризм и безопасность человека», «Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека» и комплекта из 10 таблиц по правилам пожарной безопасности.
– Насыщен ли сейчас рынок учебной литературы по ОБЖ?
– Я бы не сказал, что рынок перенасыщен или даже просто насыщен. Если по другим предметам в «Дрофе» есть две или даже три линии учебников, то по ОБЖ всего три линии в стране и создается четвертая. Анализируя две последние международные книжные ярмарки, которые проводились в Москве, могу сказать, что новой литературы по этому предмету весьма мало. Но положительная динамика все же наблюдается. Более того, сейчас особое внимание многие авторы стремятся уделять не только содержательному, но и воспитательному аспекту, стараясь формировать у людей культуру безопасности. Ведь от уровня нашей культуры зависит очень многое. Пока же, к сожалению, мы, зная о том, что этого делать нельзя, перебегаем улицу на красный свет, в общественном транспорте не держимся за поручень, стоим слишком близко от края платформы в метро. А потом жестоко страдаем от этого.
– С какого возраста, по-вашему, нужно давать знания основ военной службы?
– Сейчас этот раздел ОБЖ преподают в 10 и 11 классах. Правда, мне лично кажется, что какие-то элементарные сведения о воинской обязанности и военной службе надо было бы давать и в 9-м классе. Предполагается, что школьник, закончив основную школу и пойдя работать, должен получить эти знания в специальных учебных пунктах. Однако пока деятельность таких пунктов еще недостаточно налажена.
– Но если мы декларируем, что будущее за профессиональной армией, то насколько обоснованно стремление давать военные знания всем независимо от их желаний и убеждений?
– Охотно верю, что будущее действительно за профессиональной армией. Но знать законы страны, в которой мы живем, должны все независимо от желаний и убеждений. Поэтому определенный минимум знаний о воинской обязанности, военной службе, вооруженных силах должен иметь каждый гражданин. Это важно как юношам, так и девушкам, ведь даже если они сами не пойдут служить, то, вполне возможно, солдатами станут их дети. Кроме того, даже если армия станет профессиональной, резерв вооруженных сил все равно сохранится. То есть не исключается, что может наступить такое время, когда человека призовут на военную службу, не спрашивая его желания.
– Насколько при написании учебников по ОБЖ наши авторы учитывают опыт других стран?
– Признаться, пока в небольшой степени. Скажу больше: некоторые страны используют как раз наш опыт. Так, например, не так давно делегация из Голландии, побывав на уроке ОБЖ в одной из московских школ, была по-настоящему поражена столь высоким уровнем преподавания и качеством знаний учащихся. А совсем недавно один из наших авторов, преподаватель ОБЖ из Ивановской области Алексей Михайлов, был приглашен в Израиль, где делился опытом преподавания основ безопасности жизнедеятельности с еврейскими коллегами.
– Казалось бы, кто кого должен учить…
– И тем не менее! В Израиле основной упор делается на защиту от терроризма. В этом нам есть чему у них поучиться. Там учат быть внимательным ко всем деталям. У нас, например, если увидели человека, который ведет себя как-то подозрительно, нормой считается пройти мимо, ничего никому не сказав и сделав вид, что ничего не заметил. Почему-то нам кажется неприличным сообщать кому-либо о своих подозрениях. На самом деле в цивилизованном мире сообщить о нарушении порядка или даже просто поделиться своими соображениями со службами безопасности вовсе не считается зазорным. Сегодня ситуация, увы, требует изменения отношения к вопросам безопасности как собственной, так и общественной.
Комментарии