Методические рекомендации по проведению проверок образовательных учреждений по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению проверок образовательных учреждений по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Рекомендации), разработаны на основании Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также в соответствии с пунктом 2.3. Положения о правовой инспекции труда профсоюза, утвержденного постановлением президиума ЦК профсоюза от 4 октября 2002 г.
№ 11, с учетом обобщения практики проведения проверок соблюдения трудового законодательства правовыми инспекторами труда территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также государственными инспекторами труда.
2. Настоящие Рекомендации определяют порядок проведения проверок образовательных учреждений по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство) правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, в том числе внештатными правовыми инспекторами труда, Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – правовые инспекторы труда), а также примерный перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении проверок.
3. Проверки соблюдения трудового законодательства проводятся с целью:
Ш выявления нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Ш предупреждения нарушений прав и законных интересов работников образовательных учреждений;
Ш обеспечения защиты социально-трудовых прав и законных интересов работников – членов профсоюза;
Ш принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников образовательных учреждений и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4. В своей деятельности правовые инспекторы труда руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Положением о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящими Рекомендациями.
II. Планирование
и порядок проведения проверки
5. Работа территориальной правовой инспекции труда ведется по плану. Мероприятия этого плана распределяются между правовыми инспекторами труда, план работы которых составляется на месяц (квартал, год) главным правовым инспектором труда и утверждается председателем территориальной организации профсоюза.
Планы мероприятий правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза по проведению проверок соблюдения трудового законодательства могут координироваться с планами работы государственной инспекции труда, а также другими государственными органами надзора и контроля.
6. По истечении месяца (квартала, года) подводятся итоги работы правовой инспекции труда, анализируются полученные результаты и намечаются задачи на будущее. Итоги проверок по соблюдению трудового законодательства могут обсуждаться на совещаниях либо на совместных с органами государственного надзора и контроля заседаниях, коллегиях.
7. Целесообразно вести журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего (-их) мероприятие по контролю, и его (их) подпись (приложение № 1).
8. Проверки соблюдения трудового законодательства проводятся на основании поручений (постановлений, распоряжений) выборных профсоюзных органов (коллегиальных и единоличных) либо главного правового инспектора труда профсоюза (приложение № 2).
9. В поручении (постановлении, распоряжении) о проведении проверки указываются:
Ш номер и дата поручения (постановления, распоряжения) о проведении проверки;
Ш наименование органа, по поручению (постановлению, распоряжению) которого проводится проверка;
Ш фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного (-ых) на проведение проверки;
Ш наименование юридического лица, в котором проводится проверка;
Ш сроки, цели, задачи и предмет проверки;
Ш правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.
10. Поручение (постановление, распоряжение) о проведении проверки либо его заверенная печатью копия предъявляется правовым инспектором труда, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно с удостоверением правового инспектора труда.
О времени посещения образовательного учреждения целесообразно предварительно договориться с руководителем организации, уведомив его о том, присутствие каких специалистов и служб учреждения и какие данные потребуются при проверке, договориться об освобождении на время проведения проверки не освобожденного от работы председателя первичной профсоюзной организации.
11. В случае направления письменного уведомления в нем указываются: основание проведения проверки (ст. 370 ТК РФ), дата проведения проверки, Ф.И.О. правового инспектора труда, контактный телефон и др.
12. При посещении образовательного учреждения, следует представиться руководителю образовательного учреждения, председателю первичной профсоюзной организации и, при необходимости, ознакомить их с Положением о правовой инспекции труда профсоюза, с правами и полномочиями правового инспектора труда, разъяснить основные цели, задачи и предмет проверки, попросить дать поручения соответствующим службам о подготовке необходимых документов для проверки.
13. В случае если руководство образовательного учреждения препятствует проведению проверки, правовым инспекторам труда следует разъяснить, что такие действия являются нарушением ст. 370 Трудового кодекса РФ, ст. 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 378 Трудового кодекса РФ, ст. 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно необходимо поставить в известность председателя территориальной организации Профсоюза (заместителя председателя), главного правового инспектора труда территориальной организации профсоюза о факте воспрепятствования правовому инспектору труда в проведении проверки.
При отказе руководителя представить те или иные документы со ссылкой на коммерческую тайну необходимо разъяснить последнему положения законодательства РФ, содержащие перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Дальнейшие действия правового инспектора труда по проведению проверки зависят от ее целей и задач.
14. Все проверки можно разделить на плановые и внеплановые.
Плановые проверки бывают комплексными и тематическими. Комплексные проверки охватывают самый большой объем контрольных мероприятий по всему спектру вопросов соблюдения трудового и связанного с ним законодательства. Тематические проверки проводятся по одному из разделов Трудового кодекса РФ (например, трудовой договор, время отдыха и т.д.), а также в случае, если работник просит, чтобы его жалоба осталась в тайне, тема проверки определяется исходя из жалобы заявителя и разделов Трудового кодекса РФ.
15. Внеплановые проверки можно разделить на целевые и контрольные. Целевые проверки связаны с жалобами работников или с мероприятиями по расследованию несчастных случаев. Придя в организацию с такой проверкой, правовой инспектор труда ограничится исследованием тех обстоятельств, которые указаны в жалобе. Однако если попутно он обнаружит какие-либо иные нарушения закона, целевая проверка вполне может превратиться в комплексную.
Назначение контрольных проверок состоит в том, чтобы убедиться, что все предписания об устранении нарушений, установленных в ходе основной проверки, выполнены.
16. Проверку соблюдения трудового законодательства в учреждении правовой инспектор труда может осуществлять как самостоятельно, так и совместно с государственными органами надзора и контроля. Если информация о нарушениях трудового законодательства поступила в правовую инспекцию труда из других контролирующих и надзорных ведомств, официальных сообщений руководителей учреждений, сведений, содержащихся в средствах массовой информации, правовые инспекторы труда могут провести совместную проверку.
17. При осуществлении своих полномочий правовая инспекция труда профсоюза взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.
18. При проверке жалобы, заявления правовой инспектор труда обязан соблюдать конфиденциальность источника жалобы, если заявитель возражает против сообщения данных об источнике жалобы.
19. Срок проведения проверки зависит от цели и объема материалов, подлежащих проверке. При проверке, как правило, анализируется состояние дел по соблюдению трудового законодательства в течение года от даты проверки.
20. В ходе проверки в зависимости от ее целей изучению подлежат вопросы социального партнерства, трудовых договоров, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и другие (приложения № 3, № 4, № 5, № 6).
III. Оформление
результатов проверки.
Порядок предъявления требований
к работодателю
21. По результатам проверки правовым инспектором труда оформляется акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
22. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 3-ПИ, являющаяся приложением к Положению о правовой инспекции труда профсоюза), составляется правовым инспектором труда с целью фиксации допущенных нарушений трудового законодательства, объяснений должностного лица, допустившего нарушения, и принятия решения правовым инспектором труда о вынесении представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов и (или) требования о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Акт составляется в трех экземплярах: первый – выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй – направляется руководителю организации, третий – передается в выборный профсоюзный орган организации.
Целесообразно приложить справки, копии приказов (распоряжений), других документов, подтверждающих выявленные нарушения трудовых прав педагогических работников и законодательства Российской Федерации.
23. В случае если выявленные нарушения законов и иных нормативных правовых актов требуют устранения, правовым инспектором труда в адрес лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма № 1-ПИ).
Правовой инспектор труда контролирует своевременное выполнение работодателем, его представителями и иными должностными лицами образовательного учреждения представлений по восстановлению нарушенных прав и законных интересов педагогических работников.
24. С итогами проверки (акт о нарушении трудового законодательства, представление об устранении выявленных нарушений и др.) в возможно короткие сроки необходимо ознакомить руководителя образовательного учреждения, председателя профкома. Также желательно провести встречу с управленческим персоналом учреждения (директором, заместителем директора, начальником и работниками отдела кадров, руководителями соответствующих подразделений), председателем профсоюзной организации по разъяснению положений трудового законодательства.
25. В случае если в ходе проверки были выявлены факты, требующие реагирования государственного, правоохранительного органа, организации, а также в случае систематического неисполнения представлений правового инспектора труда об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, со стороны лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, правовым инспектором труда в государственные, правоохранительные органы, организации вносится требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права (форма № 2-ПИ).
IV. Особенности
отдельных вопросов
4.1. Социальное партнерство
При проверке данного вопроса, которая может осуществляться как в профсоюзном комитете, так и у руководителя либо иного уполномоченного им лица, следует изучить коллективный договор организации, обратив внимание на:
– стороны социального партнерства, которые заключили коллективный договор, полномочность представителей сторон (ст. ст. 29, 33 ТК РФ);
– порядок документирования процедуры ведения коллективных переговоров;
– содержание коллективного договора и срок его действия (ст. 43 ТК РФ);
– соотношение содержания и структуры коллективного договора с положениями ст. 41 ТК РФ, иных законов и нормативных правовых актов, полноту включения в него нормативных положений, если в законах и иных нормативных правовых актах, генеральном, отраслевом и ином соглашении содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре;
– сроки регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду муниципального образования (района, города) и в вышестоящей профсоюзной организации (ст. 50 ТК РФ);
– наличие условий коллективного договора, противоречащих законодательству или снижающих уровень гарантий прав работников по сравнению с ТК РФ, иными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями. Если таковые имеются, то необходимо отразить это в акте проверки и сообщить об этом руководителю и председателю профсоюзного комитета, а также в соответствующую вышестоящую профсоюзную организацию, осуществившую регистрацию коллективного договора. При необходимости следует разъяснить соответствующим должностным лицам и профкому о том, что условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ). Если такие условия применялись, следует включить в представление об устранении нарушений трудового законодательства предложение об их устранении;
– иные условия коллективного договора с тем, чтобы проверить, как они выполняются (например, предусматривающие оплату времени приостановки работы (ст. 142 ТК РФ), предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу в ночное время, на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда и т.д.);
– соблюдение работодателем установленного порядка учета мнения соответствующего выборного профсоюзного органа (согласование с ним) при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (графиков сменности, графиков отпусков, в случаях привлечения к сверхурочным работам и др.), при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективным договором (ст. ст. 8, 372 ТК РФ);
– выполнение обязанностей работодателем по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзного комитета (ст. 377 ТК РФ), перечислению профсоюзных взносов и другие, в том числе предусмотренные коллективным договором;
– наличие или отсутствие ежегодного плана мероприятий по выполнению коллективного договора;
– выполнение работодателем обязанности по ознакомлению поступающих в организацию работников с коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также доступность для ознакомления с ними работников.
4.2. Трудовой договор
Проверка вопросов соблюдения трудового законодательства при заключении, изменении, расторжении трудового договора производится в отделе кадров образовательного учреждения путем ознакомления с приказами (распоряжениями) по личному составу и иными документами, хранящимися в личных делах работников, порядком ведения трудовых книжек, трудовыми договорами, договорами о полной материальной ответственности и др.
Проверка соответствия заключаемых трудовых договоров законодательству Российской Федерации включает в себя:
– ознакомление с примерной формой трудового договора, а также содержанием заключенных трудовых договоров и порядком внесения в трудовые договоры изменений и дополнений (ст. 57 ТК РФ);
– ознакомление с различными видами трудовых договоров: на неопределенный срок, на определенный срок, с лицами, работающими по совместительству, с работниками, занятыми на сезонных работах, и др.;
– установление порядка издания приказов (распоряжений) о приеме на работу, наличие на каждого работника карточки типовой формы № Т-2, соответствие записи в карточке записям в трудовой книжке, наличия в карточке подписей работника;
– проверку обоснованности заключения срочных трудовых договоров (ст. 59 ТК РФ);
– ознакомление с порядком и условиями проведения конкурсного отбора, предшествующего заключению трудового договора с научно-педагогическими работниками в высшем учебном заведении (ст. 332 ТК РФ);
– ознакомление с порядком учета движения и выдачи трудовых книжек (ст. 62 ТК РФ), условиями их хранения, порядком выдачи и оформления вкладышей, проверку соответствия записей в трудовых книжках формулировкам приказов (распоряжений);
– ознакомление с практикой оформления трудовых отношений с совместителями (ст. 98 ТК РФ), проверку продолжительности их рабочего времени (ст. 284 ТК РФ), порядка предоставления отпусков (ст. 286 ТК РФ), выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
– ознакомление с папкой (журналом) приказов (распоряжений) по личному составу, включая определение соответствия их трудовому законодательству, в том числе в случае перевода работников на другую работу, изменения существенных условий трудового договора и в других случаях;
– выявление работников, с которыми трудовой договор не заключен в письменной форме либо не оформлен в течение трех дней в письменной форме при фактическом допущении к работе;
– ознакомление с практикой оформления трудовых договоров в письменном виде с работниками (с их согласия), которые ранее были приняты на работу без заключения письменного трудового договора, т.е. до установления требований о письменной форме трудового договора.
Кроме того, в ходе проверки необходимо выяснить и проверить:
– проводилось ли в учреждении в проверяемом периоде или планируется ли в перспективе сокращение численности или штата работников;
– соблюдение порядка уведомления об этом профсоюзного комитета;
– соблюдение сроков предупреждения о сокращении численности или штата работников;
– соблюдение порядка увольнения педагогических работников высших учебных заведений в связи с сокращением штата только после окончания учебного года (п. 77 Типового положения о высшем учебном заведении (далее – ТП о вузе);
– соответствие проводимой работы по сокращению численности или штата работников требованиям ТК РФ, иным нормативным правовым актам;
– применение образовательным учреждением при угрозе массового увольнения мер, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
– соблюдение порядка учета мнения соответствующего выборного профсоюзного органа;
– предоставление предусмотренных ТК РФ льгот и компенсаций высвобождаемым профсоюзным работникам;
– практику прекращения трудового договора по инициативе работодателя по иным основаниям и соблюдение при этом требований трудового законодательства, в том числе по выплате выходного пособия.
4.3. Трудовая книжка
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При проверке правильности ведения трудовых книжек следует обратить внимание на:
– своевременность внесения в трудовую книжку изменений, касающихся сведений о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основании прекращения трудового договора, сведений о награждении за успехи в работе, об изменении наименования учреждения или наименования должности;
– проверку соответствия наименований должностей, специальностей или профессий в трудовых книжках наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках;
– ознакомление работника с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении под расписку в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку;
– внесение записи об увольнении при прекращении трудового договора со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса РФ;
– внесение записи о присвоении квалификационной категории (с даты вынесения решения аттестационной комиссией);
– правильность внесения записей в графу 4 об основаниях внесения записей в трудовую книжку;
– внесение в трудовую книжку записи с указанием соответствующих документов:
а) о времени военной службы;
б) о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров (с отрывом от работы).
4.4. Рабочее время
и время отдыха,
распределение
учебной нагрузки
При проверке следует обратить внимание на наличие в правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) образовательного учреждения раздела, связанного с режимом рабочего времени, наличие графиков работы, расписания занятий, на согласование их с выборным профсоюзным органом образовательного учреждения, наличие случаев нерационального использования рабочего времени учителей (разделение рабочего времени на части с необоснованными перерывами в расписании – «окон»).
Особое внимание следует обратить на порядок распределения учебной нагрузки на новый учебный год:
– завершается ли распределение учебной нагрузки до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы учителя знали, с каким объемом и в каких классах эта нагрузка будет выполняться;
– соблюдается ли принцип преемственности преподавания предметов в классах;
– соблюдаются ли установленные сроки предупреждения работников о возможном уменьшении (увеличении) учебной нагрузки;
– не нарушаются ли основания уменьшения учебной нагрузки, установленные пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (уменьшение количества часов по учебному плану и программам, сокращение количества классов (групп));
– соблюдается ли порядок, требующий письменного согласия учителей на установление учебной нагрузки больше или меньше нормы часов, за которые им выплачиваются ставки заработной платы;
– имеются ли случаи принятия решений органами управления образованием, устанавливающих в нарушение законодательства предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться учителями, другими работниками в том же образовательном учреждении;
– какие решения органов управления образованием приняты в отношении руководителей образовательных учреждений;
– выявить случаи и причины отсутствия у учителей учебной нагрузки в пределах установленной нормы, а также случаи, когда при наличии таких учителей учебная нагрузка предоставляется лицам, выполняющим ее помимо основной работы (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов);
– соблюдаются ли гарантии (в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее – постановление Правительства РФ № 191)) в отношении учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, а также учителей, преподавателей, у которых она уменьшается в течение учебного года по не зависящим от них причинам;
– соблюдается ли общий порядок установления (уменьшения в течение учебного года, на следующий учебный год) учебной нагрузки учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением либо занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
– как учитывается мнение выборного профсоюзного органа при распределении учебной нагрузки.
В ходе проверки в высшем учебном заведении следует обратить внимание на:
– соблюдение положения об установлении учебной нагрузки для педагогических работников в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году (п. 77 ТП о вузе);
– применение для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом, примерных норм времени (содержатся в письме Минобразования России от 26.06.2003
№ 14-55-784ин/15);
– соотношение объема учебной нагрузки по одноименным должностям профессорско-преподавательского состава на разных кафедрах (регулируется коллективным договором вуза);
Необходимо обратить внимание на порядок ведения табеля учета рабочего времени, в том числе, как фиксируются в нем периоды работы в ночное время, в выходные дни, сверхурочные работы.
На основании ПВТР, коллективного договора, приказов (распоряжений) проанализировать:
– соблюдение норм рабочего времени и соответствие положений ПВТР, коллективного договора, трудовых договоров разделу 4 ТК РФ;
– наличие порядка регулирования режима рабочего времени учителей и других педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в части их педагогической работы помимо преподавательской работы, которая не конкретизирована по количеству часов, а вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и ПВТР образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и должна регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника (см. п. 2.1. Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, направленных письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 26 октября 2004 г. № 947/96 (далее – Рекомендации по оплате труда);
– установление сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям работников (лицам до 18 лет, женщинам, работающим в сельской местности, в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, педагогическим, медицинским работникам, работникам, занятым во вредных условиях труда, инвалидам) в соответствии со статьями 92, 320, 350 ТК РФ, постановлением Правительства РФ № 191, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
– применение порядка сокращения продолжительности работы на один час накануне нерабочих праздничных и выходных дней либо иной компенсации переработки в предпраздничный день на отдельных видах работ, в том числе для работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 95 ТК РФ);
– порядок применения сверх-урочных работ (ст. 99 ТК РФ), работы в выходные и праздничные дни (ст. 112 ТК РФ), ночное время (ст. 96 ТК РФ);
– предоставление выходных дней работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами детства (ст. 262 ТК РФ), в том числе использование возможности высвобождения таким работникам из числа учителей 1 дня в неделю без потери учебной нагрузки, которая перераспределяется по другим дням недели и без потери заработной платы;
– наличие работников, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, и соблюдение в отношении них непрерывного отдыха не менее 42 часов, а также установленной продолжительности рабочего времени за учетный период (месяц, квартал, но не более года) (ст.ст. 110, 104 ТК РФ);
– порядок и практику предоставления ежегодных отпусков, в том числе:
а) соответствие их продолжительности положениям главы 19 ТК РФ, ст. 334 ТК РФ, постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений», Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
б) наличие перечня работников с ненормированным рабочим днем, включение в него работников, которые до введения в действие ТК РФ имели право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день; выявление работников, которые привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности, но не включены в такой перечень и не получают оплату за сверхурочную работу; наличие локального нормативного акта, устанавливающего конкретную продолжительность дополнительного отпуска;
в) порядок отзыва работников из отпуска;
г) возможность реализации права на отпуск при увольнении в соответствии с ТК РФ, обратив внимание на реализацию права на очередной отпуск временных и сезонных работников (статьи 291, 295 ТК РФ);
д) порядок предоставления отпусков без сохранения заработной платы;
– возможность реализации права на длительный отпуск сроком до одного года, а также соблюдение порядка и условий предоставления такого отпуска, установленного для работников федеральных образовательных учреждений Положением о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 г. № 3570).
4.5. Оплата труда
Проверка проводится в бухгалтерии учреждения или в централизованной бухгалтерии, обслуживающей образовательное учреждение.
Выяснению подлежат следующие вопросы. (См. таблицу).
В зависимости от целей и задач проверки, состояния кадровой работы, с учетом различных категорий работников, особенностей работы учреждения соблюдение тех или иных разделов трудового и связанного с ним законодательства проверяется более тщательно. Например, если в коллективе преобладают женщины или имеются работники до 18 лет, инвалиды, необходимо более подробно проверить соблюдение дополнительных гарантий для этих категорий работников.
Если в организации используется практика заключения договоров о полной материальной ответственности, необходимо определить правомерность их заключения.
Целесообразно проводить проверку совместно с техническим инспектором труда профсоюза, проанализировать обеспечение прав работников на охрану труда, работу по аттестации рабочих мест, выявить виды работ с вредными условиями труда, проверить, как компенсируется работникам выполнение работы во вредных условиях труда, как возмещается вред, причиненный здоровью работника.
В ходе проверки желательно не только работать с документами, но и встретиться с работниками, выслушать их жалобы и заявления, при необходимости взять объяснения должностных лиц по тем или иным фактам допущенных нарушений.
4.6. Аттестация
При проверке соблюдения порядка аттестации следует обратить внимание на следующее:
– наличие аттестационной комиссии в образовательном учреждении, утвержденного регламента ее работы и персонального состава, в который в обязательном порядке должен быть включен представитель выборного профсоюзного органа (п. 3.6. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений);
– соблюдение сроков подачи заявлений на прохождение аттестации;
– имеются ли случаи отказа в приеме заявления об аттестации, когда необоснованно предъявляются требования о согласовании заявления с руководителем образовательного учреждения;
– имеются ли утвержденные графики аттестации на каждого педагогического работника, изъявившего желание пройти аттестацию, случаи нарушения графиков, их причины;
– имеются ли случаи отказа в приеме заявления и в прохождении аттестации педагогическим работникам, не имеющим высшего образования или имеющим непродолжительный стаж работы;
– соблюдается ли продолжительность проведения аттестации (не более 2-х месяцев со дня ее начала для каждого работника).
На основании протоколов заседаний аттестационной комиссии и других имеющихся материалов необходимо проанализировать порядок рассмотрения заявлений работников на прохождение аттестации, правомочность и законность принятых аттестационной комиссией решений, исполнение решений аттестационной комиссии, в том числе проверить:
– соблюдается ли принцип добровольности прохождения аттестации;
– правильность внесения записи в трудовые книжки о присвоенной квалификационной категории по результатам аттестации;
– соблюдение требования о присвоении работнику квалификационной категории с даты вынесения решения аттестационной комиссией о соответствии работника заявленной квалификационной категории;
– порядок оформления аттестационных листов (находятся ли они в личном деле работника).
4.7. Трудовая дисциплина
Проверку данного вопроса следует начать с ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, обратив внимание на полноту включения в ПВТР положений, предписанных законодательством, дату и порядок принятия (утверждения) ПВТР (ст. 190 ТК РФ), а также на доступность ПВТР для ознакомления с ними работников.
Особо следует обратить внимание на соответствие
Комментарии