Сегодня вопрос исторической памяти является одним из самых животрепещущих. Над вопросами сохранения памяти, уважения к прошедшим годам и актуализации прошлого ломают головы педагоги, психологи, историки и другие специалисты, которым небезразлично будущее нашего государства.
Опорой сохранения исторической памяти, конечно, является молодое поколение! Совершенно очевидно, что современные школьники нуждаются в новых подходах, в том числе и в рамках приобщения к историческому прошлому Родины. Наша школа убеждена, что добиться наилучшего результата в патриотическом воспитании можно только благодаря обновлению среды, которая окружает школьников. Разговоры про память должны вестись на понятном для детей языке и быть для них интересными.
Руководствуясь этой позицией, в нашей школе мы создали необычный интерактивный музей, посвященный 17‑й гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии.
Музей 17‑й гвардейской Мозырской кавалерийской дивизии был открыт в 1970 году. Экспозиция музея создавалась школьниками, их родителями, учителями истории, ветеранами и их семьями. Сегодня же это богатое экспозиционное интерактивное пространство, ставшее частью школьной жизни.
Первая особенность, которая сразу бросается в глаза, – музей вписан в школьное коридорное пространство. Школьники ежедневно проходят по нему ни один десяток раз. Для нас казалось очень важным сделать музей доступным для детей. Музей не закрытая комната, в которую ходишь по праздникам, а современное интерактивное пространство, в котором школьник проводит каждый день. В любое время по желанию каждый учащийся может посетить школьный музей, ознакомиться с его экспонатами и погрузиться в историческую реальность. Фронтовые письма, ордена и медали, боевые фотографии становятся частью повседневности.
Прямо в музее ребята могут спроектировать альтернативную реальность: изменить ход исторических событий, полностью погрузиться в военную действительность, изменить расположение войсковых сил на интерактивной карте. Дети любят задавать вопросы, и наша задача заключалась в предоставлении возможности им самим найти ответы на большинство вопросов.
Кроме того, в музее создан кинозал, который позволяет просматривать научно-популярные, художественные и исторические фильмы в 3D-формате.
Ребята могут в любое время изучать экспонаты благодаря современной подаче информации – интерактивным картам, голограммам, передвижным панелям, проекторам, 3D-визуализации.
– Мы с коллегами поддерживаем мнение, что любое школьное пространство должно нести информационную нагрузку. Наши дети – люди современные, технически продвинутые, и мы должны общаться с ними на одном языке, быть на одной волне. Происходит воспитание средой, когда школьники могут ежедневно морально подпитываться, историческая память становится частью повседневной жизни, и это очень важно для каждого. В обществе существует мнение, что музей – это такая закрытая сфера жизни, в которой необходимо избегать тотального внедрения в свою деятельность информационных технологий, но наши школа, музей и опыт доказывают ровно противоположное. Технологии необходимы современному музею, – рассказывает Надежда Рафаиловна Перфилова, директор школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора.
Очень важно, чтобы дети прочувствовали силу исторической памяти и приобщились к прошлому собственной Родины. Сильный и широкий диапазон способствует осознанию происходящего. Только прочувствовав, ребята смогут понять окружающую их историю, этому и способствует интерактивное музейное пространство.
– Сегодня, когда технологии стали частью нашей повседневной жизни, – отмечает Кристина Вячеславовна Чирикова, заместитель директора по воспитательной работе, – важной частью организации воспитательного процесса является поиск таких форм, которые были бы близки, понятны и интересны современному поколению. Важно не только помнить, но и чувствовать. Как бы хорошо ни объяснял материал учитель истории, насколько широкий кругозор не был бы у ребенка, по-настоящему что-то понять он сможет только через собственные чувства и эмоции. Интерактивный музей позволил создать для обучающихся такую среду, которая бы дала им это ощущение реальности, чтобы они все прочувствовали, поняли, а их гражданская позиция стала осознанной. На базе музея продолжает регулярно осуществляться экскурсоводческая и исследовательская деятельности. Старшеклассники имеют возможность самостоятельно проводить экскурсии.
По словам старшеклассников, такой формат намного интереснее и продуктивнее. В традиционном музее все статично, а в интерактивном много разной информации, сменяющей друг друга. Поэтому хочется приходить туда снова и снова.
– Каждый из ребят имеет возможность дополнять виртуальную экспозицию новыми материалами. Также на базе нашего IT-полигона мы используем современное оборудование для дополнительного изучения экспонатов и артефактов. Это очень увлекательно, и информация воспринимается намного легче. И еще хочу отметить, что расположение музея в коридорном пространстве позволяет нам изучать экспонаты и узнавать что-то новое в любое удобное время, даже на переменах, – говорит ученик 10‑го «А» класса Никита Каргин.
Уже год на базе музея работает кружок «Школа юного экскурсовода», в рамках которого школьников учат не только азам профессии экскурсовода, но и рассказывают об особенностях создания экспозиционного пространства, музейных выставок и интерактивных музейных программ. Учащиеся овладевают азами ораторского искусства, учатся анализировать большие объемы информации и структурировать ее. Кроме того, в рамках кружка развивается и научная работа. Ребята изучают правила работы с экспонатами, их хранения и поддержания в хорошем состоянии.
На базе музея активно развивается подготовка участников чемпионата WorldSkills по компетенции «Организация экскурсионных услуг». Из ребят готовят настоящих профессионалов.
Такое профессиональное отношение к экскурсионному делу дает свои результаты. В марте 2021 года музейный комплекс нашей школы стал призером городского смотра-конкурса музейных комплексов «Помним героев войны и Победы», по итогам которого школой был выигран грант на развитие интерактивного музея.
В современном мире важно максимально использовать те возможности, которые предоставляет окружающая действительность. Наша школа является партнером Музея Победы, Государственного музея обороны Москвы и Первого Рузского казачьего кадетского корпуса имени Л.М.Доватора. Для нашей школы очень важен обмен опытом и в рамках устройства музейно-экспозиционного пространства, и в рамках образовательного процесса. Так как наша школа носит имя Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора, сотрудничество с кадетским корпусом позволяет нам приобщить наших учеников к военной науке, наглядно продемонстрировать устройство военного быта и ознакомить с азами военной профессии. Сотрудничество с московскими музеями помогает нам приоткрыть завесу над настоящим миром музейной экзотики.
Сотрудничая с музеями, мы получаем не только научное консультирование, но и перенимаем бесценный опыт у истинных фанатов своего дела. Наша школа гордится своими возможностями и не упускает шанса их расширить.
Мы уверены, что, используя такой подход к любимому делу, можно добиться успеха. Именно так и формируется будущее!
Елизавета КУЛИКОВА, специалист по музейно-образовательной деятельности школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Комментарии