Данное занятие проводится как итоговое, ему предшествовала работа в течение четверти, в том числе мероприятия месячника «Растим патриотов России» (21 января – 21 февраля). Свое вступление учитель начинает с чтения стихотворения А.Твардовского «Прошла война». Сообщает детям тему занятия и ставит цель: выяснить, что знают о Великой Отечественной войне, провести работу по увековечению памяти о войне и Победе.
Цели: 1. Формировать у школьников знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.3. Развивать творческие способности детей, умение работать в коллективе.Занятие проводится в форме небольшого путешествия – экскурсии по городам-героям. Используется оформление: на доске карта России, красными флажками отмечены города-герои. Для достижения поставленной цели используется групповая форма работы и применяется технология критического мышления. Также предлагается рассмотреть экспонаты военного времени из школьного музея боевой славы. Ход занятия1. Организационный моментУчитель читает стихотворение А.Твардовского «Прошла война»: Прошла война, прошла страда,Но боль взывает к людям.Давайте, люди, никогда Об том не забудем.Пусть память верную о нейХранят, об этой муке,И дети нынешних детей,И наших внуков внуки…2. Сообщение темы, целейУчитель: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в подготовке проведения мероприятий празднования 70-летия со Дня Победы. У вас будет много мероприятий, посвященных этому событию. И одно из них – наш классный час на тему «Это было недавно, это было давно…». На этом занятии мы выясним, что знаете об этом вы, узнаем о тех далеких годах. Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие – экскурсию по городам-героям, чтобы узнать о подвиге участников Великой Отечественной войны.В любое путешествие лучше отправляться с верными, надежными друзьями. Поэтому поработаем сегодня в группах. Формируются группы по 6 человек.3. Стадия вызоваУчитель: На долю нашего народа выпало много войн, но всегда русские люди выходили из них победителями. Скажите, пожалуйста, что позволило им отстоять свою Родину? Какие чувства испытывали русские люди в противостоянии с врагом? Дети отвечают. Карточка со словом ПАТРИОТИЗМ помещается на доску в центре.Учитель: А какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? Ответы учащихся записываются на доске вокруг слова ПАТРИОТИЗМ в виде кластера.Вариант кластераГрупповая работаПедагог раздает каждой группе карточки со словами: война, подвиг, Победа.Учитель: Я предлагаю каждой группе выполнить подобную работу и записать слова-ассоциации к этим словам.1-я группа – война.2-я группа – подвиг.3-я группа – Победа. На выполнение этого задания у вас 2 минуты. По окончании один представитель от каждой группы зачитает ваши мнения. Выступают представители групп.Война – это горе, боль, испытания, беда и т. д.Учитель: Чтобы выстоять, люди совершают подвиг.Подвиг – это поступок, бесстрашие, героизм, патриотизм. Учитель: Все это, несомненно, приведет к Победе.Победа – это радость, восторг, память, надежда, боль…Итоговая запись на доске:Война подвиг ПобедаВыводУчитель: Хочется, чтобы и после нашего занятия вы помнили, как досталась нашему народу эта Победа, каких усилий и жертв она потребовала. Ведь память о войне бессмертна и увековечена. Мы с вами определили, что такое война, подвиг, патриотизм, победа и как они взаимосвязаны.4. Стадия осмысленияУчитель: А как и когда началась Великая Отечественная война? Началась Великая Отечественная война Советского Союза против фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Гитлер назвал эту войну «блицкриг», т. е. «молниеносная война», надеясь очень быстро покорить русский народ.Мы с вами уже сказали, что война – это горе, беда, боль утраты. И самым страшным на войне является то, что всегда страдают мирные люди, самые беззащитные. В том числе дети. На долю детей того времени выпало много испытаний, и те из них, кто дожил до наших дней, заслуживают нашего глубокого почтения и уважения. Давайте об этом не забывать и быть внимательными не только к нашим родным бабушкам и дедушкам, но и ко всем тем, кто живет в нашем городе. Великая Отечественная война была для нашей страны неожиданным испытанием. Чтобы выстоять в этой войне, свои усилия объединили все. Каждый человек нашей страны встал на защиту Родины. Мужчины сражались с врагом на фронте. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт. 4 долгих года – 1418 дней – продолжалась борьба против фашистов. И этот подвиг нашего народа оценен по заслугам. Людям, которые особо отличились на войне, присвоено звание «Герой Советского Союза». Но не только люди получили такую награду. Города, в которых проходили важные и значительные сражения, тоже получили особую награду. Это города-герои. Их насчитывается 13. Работа с картойУчитель: 5 декабря 2009 года еще 3 города получили звание «Город воинской славы»: Архангельск, Псков, Козельск. Покажите, пожалуйста, их на карте.Ученики показывают города на карте.Учитель: Мы с вами побываем лишь в некоторых городах, но обо всех городах-героях есть много интересных сведений в литературе, и при желании вы сами можете прочитать о них. Учитель обращает внимание на выставку книг о городах-героях и комментирует ее. Учитель: Почему эти города назвали городами-героями? Ответы учеников.Учитель: Итак, отправляемся в путешествие. Это наша столица – Москва. Великая битва под Москвой началась в сентябре 1941 года. Фашисты решили ее уничтожить. План наступления на Москву получил название «Тайфун». Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина, женщина или ребенок, не смог его покинуть. Москва и ее окрестности должны быть затоплены водой. Там, где сейчас стоит Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизации столицу русского народа. Отстоять Москву было долгом каждого, защищали каждую пядь русской земли, так как помнили слова: «Велика Россия, но отступать некуда, позади Москва». Битва под Москвой показала, что фашистскую армию можно победить.Отправляемся в следующий город-герой – Ленинград (так назывался раньше город Санкт-Петербург). Во время Великой Отечественной войны на долю Ленинграда выпало немало испытаний. По замыслу гитлеровцев, захват Северной столицы должен был предшествовать захвату Москвы. «С падением Ленинграда у русских может наступить полная катастрофа», – считал Гитлер. Ленинград окружили и взяли в кольцо. Так началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей. Город, в котором осталось около 3 млн мирных жителей, был полностью отрезан от «большой земли». Ленинград подвергался постоянным обстрелам с воздуха. В городе не было электричества, отопления, водопровод из-за морозов вышел из строя. Питьевую воду брали из реки Невы. В городе начался страшный голод. Люди умирали от голода и холода. Только на Пискаревском кладбище в братских могилах погребено почти 500 тысяч человек. На слайдах демонстрируются записи из дневника Тани Савичевой.Учитель: Итак, Гитлер мечтал Москву затопить, а Ленинград сравнять с землей. Но это ему не удалось. А теперь побываем в городе-герое Волгограде, во время войны его называли Сталинград. Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. (Рассказ о Мамаевом кургане.) В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. В эти дни даже зимой курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, здесь решалась судьба будущей победы. В честь победы под Сталинградом во многих городах воздвигнуты обелиски и монументы. Имя «Сталинград» вписано золотыми буквами в историю нашего Отечества. Я рассказала вам о трех городах-героях. О некоторых других вы сейчас расскажете сами. Каждая группа получает небольшой текст о городе-герое: Новороссийск, Одесса, Брест. Ваша задача – прочитать текст и ответить на вопрос. 1-я группа – город-герой Брест (Брестская крепость). 2-я группа – Новороссийск. 3-я группа – Одесса. Представители групп отвечают на вопросы после текста и показывают города на карте.5. Стадия рефлексииУчитель: Мы с вами побывали только в городах-героях, но, думаю, узнали немало нового и интересного. Давайте вернемся к началу нашего занятия. Какое человеческое качество позволило выстоять в этой войне?Дети: Патриотизм.Слово записывается на доске.Учитель побуждает детей написать 5 строчек о своих эмоциях по данной теме в виде синквейна.Синквейн, который получился у нас:Назовите 2 прилагательных к слову «патриотизм» (героический, отважный).Назовите 3 глагола к слову «патриотизм» (бороться, сражаться, воевать). Как вы относитесь к этому качеству? (Я хочу стать патриотом!)Учитель: Кроме заочного путешествия я предлагаю вам совершить реальную экскурсию – рассмотреть некоторые экспонаты военного времени из музея боевой славы школы №28. Этот музей был основан первым директором школы ветераном Великой Отечественной войны Леонидом Иосифовичем Невраевым.ИтогиУчитель: Как вы думаете, для чего наши деды и прадеды, не щадя своей жизни, боролись с фашистами? Ответы учеников.Учитель: Спасибо всем за участие!Наталья НОВОКРЕЩЕННЫХ, учитель начальных классов средней школы №28 поселка Первомайский Коркинского района Челябинской области
Комментарии