search
main
0

Это будет наш год

2010 год объявлен в России Годом учителя. Это отнюдь не значит, что с двенадцатым ударом курантов все вдруг заговорили о том, как хорошо и престижно быть преподавателем, а отношение к учителям также вдруг, сразу после новогодних каникул, изменится. На протяжении последних нескольких лет мы неторопливо, но планомерно шли к мысли о необходимости пересмотра в обществе статуса педагога.

Может быть, это движение не столь очевидно. Но если мы вспомним, чему посвящался в недавнем прошлом каждый год, то сможем заметить много интересного: 2006 год – Год гуманитарных наук, культуры и образования, более известный как Год академика Дмитрия Сергеевича Лихачева; 2007 год – Год русского языка; 2008 год – Год семьи; 2009 год – Год молодежи; наконец 2010 год – Год учителя.

Говоря о науке, культуре и образовании, мы никак не обойдемся без упоминания имен замечательных педагогов, тех людей, которые для нас во многом стали примером.

При словах «русский язык» мало у кого не всплывут в памяти школьные тетради с исправленными ошибками и параграфы учебника с замысловатыми правилами, а еще – учитель, тот, кто через тернии такого богатого и сложного языка старался провести нас к звездам.

А что же семья? Наверное, не зря главными учителями называют именно родителей. Так уж выходит, что первых уроков мы не запоминаем, да и счастливая мать, склонившаяся над кроваткой, вряд ли чувствует себя учительницей, когда произносит имя младенца или в очередной раз просит: «Скажи мама!» Однако на протяжении всех последующих лет нашей жизни мы продолжаем говорить о том, какие уроки преподнесли нам родители.

Год молодежи… Молодежь привыкла искать лидера, который бы стал учителем во многих смыслах. И часто в то время, когда нужно выбрать ориентиры, найти и раскрыть себя, образцом становится школьный преподаватель. Приводить подобные примеры можно бесконечно долго. Говорит все это о том, что без учителей наша жизнь была бы неполноценной, невнятной и беспорядочной.

Приятно осознавать, что молодым педагогам в уходящем году удавалось не раз подтвердить ответственное звание «поколения будущего», оправдать доверие старших коллег и товарищей. Уча других, начинающие преподаватели и сами не перестают учиться. Лучшим примером тому служит работа Кабинета дублеров руководителей системы образования ЦАО. Молодые педагоги, познающие азы управленческой деятельности, не только знакомятся с новыми формами работы и проявляют себя с новой, порой неожиданной стороны, но также «выходят в свет» с инициативами, неизменно находя поддержку у тех людей, по отношению к которым они и выступают дублерами. Так формируется теснейшая связь поколений, устанавливаются столь необходимые отношения преемственности и взаимного обучения. Действительно, молодым педагогам есть чем гордиться и чем поделиться с другими преподавателями.

В Год учителя начинающие специалисты Центрального округа входят с вполне определенными задумками, демонстрируя каждым своим шагом, что стоять на месте – не их стиль. Достаточно ознакомиться лишь с некоторыми из запланированных мероприятий молодых педагогов, чтобы понять: вся их жизнь – движение. Так, ярким открытием года, без сомнения, станет фестиваль, который объединит, одаренную, социально активную молодежь. По-прежнему для молодых педагогов одним из основных направлений работы останется развитие конкурсного движения. Как открыть новые таланты и помочь молодым людям реализовать себя? Как подготовить достойную смену? Ответить на эти и многие другие вопросы помогут конкурсы «Поколение будущего» (конкурс профессионального мастерства молодых педагогов) и «Новая смена» (конкурс учащихся, нацеленных на поступление в педагогические вузы). Для студентов в новом году молодые преподаватели наряду с традиционными мероприятиями проведут необычный квест, в очередной раз доказав, насколько насыщенной и увлекательной может быть жизнь учителя.

Кроме того, молодые педагоги примут участие в многочисленных патриотических и социальных акциях, во встречах с ветеранами педагогического труда, придут на праздник начинающих специалистов «Первые шаги». Также педагоги первого года работы смогут получить полную информацию по актуальным для них проблемам от Веры Лопатиной, начальника Центрального окружного управления образования, на ежегодной встрече, важность которой подтверждают все участники, без исключения. Летом молодые педагоги вновь соберутся вместе, чтобы обсудить значимые вопросы системы образования, но соберутся уже не в Москве, а на Черноморском побережье. Наконец, совершенно особым событием станет сентябрьский форум, на котором молодые педагоги подведут итоги своей работы в течение знакового для них года.

Итак, начинающие преподаватели не устают ежедневно подтверждать, что их работа не только важна, но и чрезвычайно интересна. Учитель – именно тот человек, без которого невозможно никакое развитие и совершенствование. А значит, любой прошедший год в большей или меньшей степени мог бы быть назван Годом учителя. Однако, смотря вперед, зададимся вопросом: а как же 2011 год, объявленный в Москве Годом спорта и здорового образа жизни, да к тому же еще и год празднования важнейшего события мирового масштаба – пятидесятилетия полета в космос Юрия Гагарина? Здесь также не обошлось без учителей. Трудно представить себе грамотного педагога, который бы не заботился о здоровье учеников, и, без сомнения, многим мальчишкам полет первого космонавта показал, что их мечта вполне достижима, а сам Юрий Гагарин стал не только героем, но и своего рода учителем.

Иначе говоря, учителя окружают нас везде и повсюду, стоит только присмотреться. Однако есть группа людей, которые не только ощущают себя педагогами (а в педагогике и лечении больных, как известно, разбираются все), но и имеют необходимую профессиональную подготовку, – наши школьные учителя.

Когда мы слышим о том, что 2010-й – Год учителя, возникает множество «почему»: почему именно учителя, почему сейчас, почему только год? Почему, например, не Год врача, политика, актера, банкира? Наверное, потому, что, какую бы профессию мы ни вспомнили, в каждой будет что-то от профессии учителя.

Как и врач, учитель лечит и предупреждает болезни. Вся разница в том, что болезни эти не физические, а по большей части нравственные, болезни, способные погубить без надлежащего врачевания многих и многих. Подобно политику, учителю необходимо обладать рассудительностью, дальновидностью, мудростью и в некотором смысле даже хитростью, уметь настаивать на своем, добиваясь спрогнозированного результата, и при этом знать чувство меры. А о том, что каждый педагог, входя в класс, становится актером, уже сказана не одна сотня слов. «Как же банкир?» – спросите вы. Учителю сложно обойтись без скрупулезного отношения ко всему, что он делает, без умения быть разным в зависимости от ситуации: то жестким и непререкаемым, то идущим на уступки, то стремительным в своих решениях, то выжидающим, но всегда внимательным ко всему, что происходит.

Красноречиво и образно о важности профессии учителя говорят многие. Тем ценнее мнение тех, кто добился мирового признания и уважения, однако непосредственно не связан со сферой образования. Трудно поверить, но блестящий государственный деятель XIX века «железный канцлер» Отто фон Бисмарк искренне считал, что «войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники». Кому как не ему было известно, сколько сил и терпения стоит вложить в задуманное, чтобы добиться результата!

А самый выдающийся британец в истории? Согласно опросу компании ВВС, такого высокого звания удостоился Уинстон Черчилль, бывший некогда не только премьер-министром Великобритании и политическим деятелем, но и журналистом, военным, писателем, лауреатом Нобелевской премии. Так какую же профессию этот лидер считал важнейшей? Пожалуй, нет ничего лучше его собственного ответа: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

Удивительно, но признанные мастера мирового уровня, как правило, именно учителю отводили роль творца. «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше… Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества» – так считал Николай Рерих, русский художник-философ, мистик, археолог и литератор. Стоит ли уточнять, о какой власти рассуждали Бисмарк, Черчилль, Рерих?

Всё в наших руках. От того, какими будем мы, учителя, от того, каким станет отношение к педагогам, от осознания избранности нашей профессии зависит всего лишь… будущее. И сейчас, на пороге нового, такого важного для нас, года мы поздравляем всех, для кого Учитель – слово неизменно с большой буквы, тех, кто измеряет время, посвященное учительству, не одним годом или любой другой календарной датой, а целой жизнью, отданной детям!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте