search
main
0

Этика современного предпринимательства Модуль по экономике

Пояснительная записка
Целью данного модуля является помощь учителю граждановедения в выборе оптимального направления при изучении основ экономической теории. Для ее достижения выбрана соответствующая структура:
1. Программа.
Даются основные тезисы, опираясь на которые, каждый учитель сможет изучать экономику целенаправленно и в системе.
2. Словарь.
Раскрываются основные понятия, без которых невозможна работа с модулем. В ходе самостоятельной работы учителя граждановедения над экономической теорией словарь будет пополняться им самим.
3. Литература.
Предлагаются книги, изучение которых вполне посильно для желающих заниматься экономическим самообразованием.
Содержание модуля включает в себя три основные части.
1. Теоретическая.
Здесь в объеме двухчасовой лекции сделана попытка раскрыть программные тезисы модуля. Пользуясь этим материалом, учитель сможет углубить свои знания как преподаватель граждановедения при самостоятельной работе с предложенной литературой.
2. Практическая.
Авторы считают эту часть модуля основной. Она помогает не только закрепить полученные знания, но и применить их в деловой игре, правила проведения которой составляют основное содержание данной части модуля. Эта игра посильна и интересна для школьников. Для ее проведения необходимо внимательное изучение содержания модуля.
3. Образец бизнес-плана.
Считаем, его наличие в модуле необходимым. Он наглядно демонстрирует учителю один из возможных вариантов бизнес-плана, чтобы при оценке деятельности команд-участниц руководитель игры имел четкие критерии объективности.
Мы исходили из того, что основная доля изучения экономики ложится на самообразование и практику применения полученных знаний. Опыт работы показывает, что при составлении бизнес-плана у школьников неизменно возникает интерес к экономике как науке и желание в ней разобраться.

Программа модуля
Введение
Понятие экономики как науки, способа рационального хозяйствования и системы жизнеобеспечения человечества. Экономические системы: натуральное хозяйство, рынок и государственное регулирование. Взаимосвязь экономических систем. Человеческий фактор в экономике. Экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления; отношения собственности. Экономические субъекты, инфраструктура социальная и производственная, экономические ресурсы, объекты и результаты. Труд как источник благ – продуктов, товаров, работ и услуг.
Главные вопросы экономики
Главные факторы производства: земля, рабочая сила, капитал и предприимчивость. Закон ограниченности ресурсов. Объективная и субъективная ограниченность. Эффективный экономический выбор на основе принципов упущенной выгоды и рационального поведения. Конкуренция, нормирование и дискриминация как экономические явления. Три главных вопроса экономики: что, как и для кого производить?
Обмен
Труд, благо, полезность, ценность, богатство. Обмен, дополнительное богатство. Закон убывающей полезности. Закон возрастающих издержек. Закон спроса. Закон предложения. Цена равновесия.
Рынок
Рынок. Виды рынков. Роль государства в рыночных отношениях. Контракты и их роль в торговле. Участники рыночных отношений и их функции.
Коммерция как вид бизнеса. Формула “товар – деньги – товар”. Дилер, брокер, маклер. Этапы коммерческой операции: поиск, закупка, транспортировка, хранение, доставка, продажа. Биржа и ее роль в экономике. Биржи: фондовые, валютные, товарные, труда. Игра на бирже.
Финансы
Деньги как всеобщий эквивалент. История их возникновения. Виды: натуральные, металлические, бумажные, электронные и “почти деньги”.
Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа и кредита, сокровища и валюта. Инфляция, девальвация, масштаб цен. Акции, облигации, чеки и векселя.
Национальная банковская система России. Центральный банк. Коммерческие банки: депозитные, инвестиционные, инновационные и ипотечные. Сберегательные кассы, страховые компании и пенсионные фонды.
Управление
Менеджмент. Модуль управления. Этапы менеджмента в проведении бизнес-операции: выбор цели, стратегия действий, планирование результатов, проектирование работы, мотивация коллектива, координация работы, учет результатов, контроль. Типовые структуры управления. Профессия – менеджер: работать с людьми на производстве.
Маркетинг. Качество товара: сервис, доставка, упаковка, имидж, кредит, долговечность, гарантии. Ниша рынка и борьба за нее. Маркетинговая проводка товара на рынке сбыта. Возраст товара. Реклама товаров. Недопустимая реклама.
Производство
Производство – источник экономических благ и основная экономическая ячейка общества. Предприятие – юридическое лицо. Собственники предприятий. Организационные формы предприятий: единоличные, кооперативы, партнерства, корпорации, муниципальные и государственные.
Денежная выручка предприятия. Себестоимость продукции. Экономические издержки: внешние и внутренние, постоянные и переменные. Зарплата коллектива. Прибыль предпринимателя. Прибавочная стоимость. Налоги. Прибыль предприятия: валовая, чистая, бухгалтерская и экономическая.
Этика чистого бизнеса.

Словарь основных понятий
Государственное регулирование – вмешательство государства в экономическую жизнь общества через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную и научно-техническую политику.
Деньги – товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Заработная плата – форма оплаты труда, в которой отражена стоимость рабочей силы.
Закон спроса – повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.
Закон предложения – повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению.
Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве материальных благ.
Капитал – стоимость, приносящая прибавочную стоимость.
Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Предпринимательство – деятельность по получению прибыли или личного дохода, которая осуществляется предпринимателем от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Прибыль – превышение продажной цены товара над затратами на его производство.
Производство – процесс создания на предприятии материальных благ.
Рабочая сила – общая численность граждан страны в трудоспособном возрасте, которые имеют работу, и граждан, которые найти работу для себя не могут.
Рынок – все организационные, юридические и материальные механизмы и институты, обеспечивающие обмен товарами.
Собственность – признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом или экономическим ресурсом.
Товар – благо, используемое владельцем для обмена с целью получения других благ.
Торговля – хозяйственная отрасль, реализующая товары путем купли-продажи.
Труд – фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Факторы производства – главные виды ограниченных экономических ресурсов, без соединения которых невозможна организация производства любых товаров и услуг.
Цена равновесия – цена, при которой с согласия изготовителей удается продать все количество товаров.
Экономика – общее название организационных, юридических и материальных механизмов и процессов, обеспечивающих условия для удовлетворения основных потребностей человечества.
Экономические ресурсы – материальные и интеллектуальные элементы, необходимые для организации процесса производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Лекция
Важной составной частью курса граждановедения является экономический раздел. Его преподавание вызывает определенные трудности у наших коллег, так как большинство из них не получили современного экономического образования. Между тем российская действительность требует от нас не только владения экономическими знаниями, Но и умения доступно объяснить их школьникам.
Опыт работы показывает, что среди многочисленных дидактических форм и методов наиболее оптимальным для экономической учебы является игра-практикум. Ее проведение позволяет учителю ввести учеников в сложный мир современной рыночной экономики. Лучше всего это достигается не через сухое изложение экономических теорий и фактов, а путем вовлечения детей с помощью игровых ситуаций в конкретную экономическую деятельность. Здесь каждый участник игры может научиться принимать правильные решения в сложных условиях современного рынка.
Опираясь на опыт проведения подобных игр на уроках обществознания и факультативных занятиях по основам предпринимательства в средней школе N 4 г. Калуги, авторы хотели бы предложить один из вариантов такой игры, которую любой учитель при желании может провести на своих уроках экономики в курсе граждановедения. В данном пособии предлагаются следующие методические разработки:
1. Первичные знания о предпринимательской деятельности.
2. Вопросы для самоконтроля.
3. Правила для проведения игры-практикума “Бизнес-старт”.
4. Образец бизнес-плана команды-участника игры.
1. Первичные знания о предпринимательской деятельности
Азы экономической теории
В экономике теория и практика неразделимы. Бесполезно пытаться человеку, в экономическом плане невежественному, надеяться на успех в бизнесе.
В то же время необходимо ответить, что экономика как наука о рациональном хозяйствовании не только сложна, но и весьма спорна. Существует много теорий и экономических школ, которые спорят между собой. В одних экономических условиях теория работает, в других – от нее нет никакой пользы. Не касаясь споров между учеными-экономистами, авторы ставят своей задачей напомнить те прописные экономические истины, которые не вызывают сегодня сомнений и служат основой для успешной предпринимательской деятельности.
Экономика – это наука, и у нее, как у всякой науки, есть свои законы. Основополагающим законом экономики является закон ограниченности ресурсов. Он утверждает, что все экономические ресурсы ограничены объективно и субъективно. Это значит, что земля, рабочая сила, средства производства в экономической действительности присутствуют всегда в ограниченном объеме. В этом проявляется объективная ограниченность. Субъективная ограниченность ресурсов кроется в постоянном стремлении людей получить больше благ, увеличить производство и свою прибыль. Ограниченность ресурсов порождает в экономике три явления, которые невозможно избежать: конкуренцию, нормирование и дискриминацию. Каждое из них несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
Конкуренция – это борьба людей за природные ресурсы, рабочую силу, рынки сбыта и т.д. В этой борьбе побеждают не все. Многие проигрывают и разоряются. Если побеждает в честной конкурентной борьбе сильнейший – тот, кто сделал самую дешевую и качественную продукцию, то такая конкуренция стимулирует общественный прогресс. Если конкурентная борьба будет вестись незаконным образом, то общество в конечном итоге проиграет, так как победителем окажется не самый лучший, а самый подлый и хитрый.
Нормирование – это административное распределение ресурсов и благ между теми, кто в них нуждается в условиях их дефицита, когда на всех благ обязательно не хватает. Если нормирование ресурсов осуществляется экономически грамотно, даже при условии их существенной ограниченности можно получить значительный экономический эффект. В противоположном случае трудностей не избежать.
Дискриминация – ущемление прав и интересов конкретного лица. Например, если фирма вынуждена уволить одного из двух работников, то остаться должен тот, кто работает более эффективно. Всякая дискриминация по национальному, религиозному и половому признакам аморальна и преступна.
Эффективная экономическая деятельность должна строиться на основе двух принципов: упущенной выгоды и рационального поведения.
Суть первого из них состоит в том, что стоимость приобретенного экономического блага должна в конечном итоге определяться для покупателя не количеством уплаченных денег, а теми экономическими благами, от которых ему пришлось при этом отказаться.
Принцип рационального поведения требует так строить свою работу, чтобы при затрате наименьшего количества своих ограниченных ресурсов, получить максимум качественной и дешевой продукции.
Любой предприниматель, начиная свою деятельность, должен ради успеха своего дела найти ответы на три главных вопроса экономики:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Экономическая теория и практика дают следующие ответы на эти вопросы.
Что? – Те блага, которые в состоянии удовлетворить потребности общества.
Как? – Рационально и эффективно снижать издержки производства.
Для кого? – Для тех, кто обладает достаточными средствами.

2. Виды предпринимательской деятельности
В международной практике предпринимательство принято называть бизнесом. Вот одно из его наиболее полных определений из американского школьного учебника: “Бизнес – это система любых законных видов деятельности, направленных личностью, владеющей капиталом, на выпуск и реализацию товаров, работ и услуг, необходимых потребителям, с целью достижения личного обогащения и независимости”. Каким только бизнесом не занимаются люди в условиях рыночной экономики. Но все виды бизнеса условно можно разделить на три главных: производственная деятельность, коммерция и финансы.
Под производственной деятельностью в широком смысле слова понимается создание ради удовлетворения рыночного спроса самых разных товаров и услуг.
Прибыль производителя произрастает из разницы между издержками производства и денежной выручкой от сбыта товаров и услуг.
Коммерция, по-другому торговля, подразумевает посреднические операции торговца, который закупает оптом товар там, где спрос на него мал и мала рыночная цена, чтобы доставить на другой рынок, где спрос велик и цена значительно выше. Таким образом, прибыль торговца получается из разницы рыночных цен.
Смысл финансового бизнеса в том, что деньги являются могучим фактором производства, весьма дефицитным экономическим ресурсом. Финансисты, банкиры предлагают деньги в кредит фирмам, правительствам, частным лицам. При этом источником денег являются вкладчики. Банки распоряжаются вкладами, получая прибыль в виде процентов от выданных кредитов. Их прибыль складывается из разницы между суммой денег, полученных от бравших кредит предпринимателей, и суммой, возвращенной вкладчикам.
Главная экономическая ячейка общества – предприятие. Каждое предприятие является юридическим лицом, владеет производственной базой. Располагает территорией, коммуникациями, строениями, оборудованием, финансами и, главное, персоналом (администрация и трудовой коллектив).
Предприятие действует в условиях рынка и участвует в конкурентной борьбе с другими подобными предприятиями. Что позволяет предприятию успешно функционировать? Грамотная экономическая деятельность: предприятие должно за счет денежной выручки от реализации продукции покрыть все свои издержки и получить прибыль, достаточную для совершенствования качества и увеличения производства своих товаров, если на них продолжается спрос. Предприятию крайне важно, с одной стороны, работать эффективно, с другой – проводить мудрую ценовую политику. Цена на изготовленную продукцию определяется на рынке по законам спроса и предложения. Предприятие само решает: будет ли оно производить продукцию ради продажи по такой цене. Предприятие может повысить качество своих товаров. Это увеличит спрос на них, что поднимет цену на продукцию, увеличит сбыт и полученную прибыль.
Важнейшим экономическим показателем, определяющим успех деятельности предприятия, является себестоимость продукции, другими словами, издержки на производство и зарплату. Правильно вычислить издержки – значит точно определить приемлемую цену для своей продукции.
Перечислим основные составляющие себестоимости. Это материалы, комплектующие детали, стоимость электроэнергии и бизнеса, запчасти для оборудования, затраты на канализацию, стоимость износа оборудования, заработная плата персонала. Разница между себестоимостью, то есть издержками предприятия, и его итоговой денежной выручкой – прибылью – это важнейший экономический показатель. Если бизнес не приносит прибыли, то это уже не бизнес. Следовательно, смысл экономической деятельности любого предприятия, действующего в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы, получение прибыли,
Еще в начале ХХ в. никто не слышал терминов менеджмент и маркетинг. Сегодня их содержание вбирает в себя суть современных экономических отношений и понятно любому экономически грамотному человеку. Наверное, их не раз слышали наши школьники. Попробуем кратко раскрыть содержание этих понятий.
Менеджмент – теория и практика управления персоналом. Слово менеджер в переводе на русский язык означает управляющий или управленец. Но дословный перевод не раскрывает сути. Менеджеры появились на Западе в середине ХХ в., когда стало ясно, что наследники великих предпринимателей начала индустриальной эры оказались совершенно неспособными руководить огромными, доставшимися им в наследство компаниями. Появилась новая традиция: нанимать управляющих – менеджеров, самых талантливых и опытных профессионалов, которым доверялось руководство семейным бизнесом. Естественно, наука получила социальный заказ: разработать теорию грамотного управления – менеджмент.
Менеджеры не имеют дела со станками, технологиями, сырьем или товарами. Их задача – организовать и обустроить лучшим образом людей, которые имеют дело со всем, что перечислено выше и еще с многим другим.
Современный менеджмент – серьезная наука. Поговорим о некоторых ее положениях, необходимых в практике бизнеса. Любая бизнес-операция требует тщательной подготовки и грамотного проведения. Этому и учит менеджмент. Проследим этапы бизнес-операции. Фирма, решившая наладить производство товаров и услуг, должна:
Выбрать цель, то есть определить свою нишу в рынке, найти общественную потребность, которую фирма может с выгодой для себя удовлетворить.
Определить стратегию действия, то есть решить, где, какими силами, кого привлекая или обгоняя, фирма будет налаживать производство и сбыт.
Составить бизнес-план, в котором необходимо определиться с объемами производства и реализации продукции, примерно вычислить возможные издержки и денежную выручку, продумать состав и количество занятых сотрудников.
Подготовить бизнес-проект и довести его в необходимом объеме до каждого сотрудника, чтобы все знали свои конкретные обязанности, объемы, сроки и технологии.
Обеспечить на самом высоком уровне мотивацию, то есть объяснить каждому сотруднику фирмы его личную заинтересованность в успехе данной бизнес-операции.
После начала работы по данному проекту постоянно координировать действия всех подразделений фирмы, оперативно ликвидируя диспропорции или прямые ошибки в работе.
Систематически фиксировать весь ход работы, то есть обеспечить строгий учет, без которого не возможен объективный анализ положения дел.
Руководство фирмы должно обеспечить контроль над правильностью информации, поступающей к нему из низовых звеньев.
Соблюдая эти этапы менеджмента, руководство фирмы может избежать грубых и дорогостоящих ошибок.
Другим важнейшим понятием является маркетинг – комплексная система действий фирмы в борьбе за нишу и долю рынка. Основателем маркетинга стала одна знаменитая канадская фирма. Название ее сегодня известно всем. Это “Макдоналдс”. В начале ХХ в. эта фирма испытывала большие трудности со сбытом продукции в условиях сильной конкуренции на рынке продовольствия. Тогда каждый сотрудник фирмы написал по сто писем жителям своего города, взяв адреса из телефонного справочника. В письмах был один вопрос: “Что бы вы хотели купить у нас? Наша цель – помогать вам”. Так как письма были написаны конкретным людям и от руки, очень многие уважающие себя и других горожане написали ответы. Оказалось, что многие страдают от того, что им негде поесть в обед из-за отсутствия времени. Так одновременно появились знаменитые закусочные “Макдоналдс” и маркетинг.
В любой фирме, занимающейся масштабным бизнесом, самые молодые, талантливые и высокооплачиваемые люди работают в отделе маркетинга. Работают много и грамотно. Маркетинг – это наука, которая позволяет опытным маркетологам не только заранее вычислить спрос на те или иные товары, но также умело и тактично этот спрос создать. При этом важнейшую роль играет реклама. У нее благородная задача. Большинство людей, приходя на рынок товаров, не в состоянии из множества предлагаемых изделий выбрать те, которые лучше всего подошли бы им по качеству и цене. Фирма, товары которой обладают конкретными преимуществами, может их не реализовать, если ее собственная реклама не сумеет доказать эти преимущества потенциальному клиенту.
Реклама – дело тонкое и по силам исключительно профессионалам. Создатели рекламы не имеют права:
Унижать товары других производителей.
Приписывать своим изделиям несуществующие достоинства.
Опираться на низменные наклонности человека, на расовую ненависть или религиозную вражду.
Выпускать безграмотную и неэтичную рекламу.
Существует “золотое правило” рекламы: “Дешевую и бездарную рекламу оплачивает торговец, а дорогую и талантливую – покупатель”.

3. Этика современного предпринимательства
В современном российском бизнесе столько примеров человеческой непорядочности, действий криминальных или близких к ним структур, что молодежи может показаться это нормой. Это и опасно, и неправильно. Опыт мирового экономического развития показывает, что нет ни одной серьезной фирмы, бизнес которой строится на обмане клиентов и партнеров. Постепенно в мире бизнеса выработались нормы этики предпринимательства, без соблюдения которых не может быть шансов на успех. Вот некоторые из них:
Как бы ни было выгодно скрыть правду, имидж честного бизнесмена стоит дороже.
Нет хуже беды, чем пообещать и не выполнить свое обещание.
Организованность, пунктуальность, обязательность во всем – признак профессионализма.
Только тот победит, кто ищет, чем помочь людям. Деньги они принесут сами.
Только коллектив соратников может справиться с любой задачей. Толпе случайных людей это не под силу.
Труднее всего найти и научить пятерых главных помощников. Остальных научат они.
Твои заместители должны лучше тебя разбираться в своем деле.

Вопросы для самоконтроля
1. Как зародились экономика и экономическая мысль, какие экономические системы известны в истории человечества и в истории нашей Родины?
2. Какую роль в экономике играют те, кто производят, распределяют, обменивают и потребляют блага?
3. Как строятся в современном мире отношения между людьми – участниками экономической деятельности?
4. Что представляет собой этика чистого бизнеса и почему нельзя заниматься “грязным бизнесом”?
5. Какие виды есть в современном бизнесе? Как определить свой выбор: производство, коммерция или финансы?
6. Кто такой деловой человек? Каковы его нравственные и деловые качества?
7. В чем суть современного делового этикета?
8. Почему современная рыночная экономика представляет собой единство рыночных отношений с государственным регулированием?
9. Каково устройство современного рыночного хозяйства, его структура и функции?
10. Как возникли банки и биржи, какова современная российская банковская система?
11. Как и когда появились деньги? В чем состоят их функции, какие бывают виды денег?
12. Почему общество страдает от инфляции, безработицы, спадов и кризисов?
13. Какие отношения существуют сегодня в России между трудом и капиталом, и как их следует гармонизировать?

Правила проведения игры-практикума “Бизнес-старт”
Задачи
Образовательная – дать школьникам первичные сведения о предпринимательской деятельности через создание в условиях ролевой командной игры собственной фирмы.
Воспитательная – развить творческую активность учащихся.
Развивающая – привить в конкретной игровой ситуации первичные навыки экономической деятельности.
Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры, краски для рисования.
Участники игры: школьники 7-11-х классов (от 20 до 30 человек), то есть один класс или сборные команды из параллельных классов. Учащиеся разбиваются на несколько команд с равным количеством игроков (не менее 6 человек в каждой).
Легенда игры. Учитель предлагает каждой команде “открыть” в Калуге собственную фирму: общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Созданные фирмы должны заниматься конкретной предпринимательской деятельностью в любой отрасли, производя или товары, или услуги. Финансирование проекта обеспечивается каждой фирме-участнице игры в случае предоставления в жюри интересной версии бизнес-плана, по которому фирма сможет работать. Каждая команда борется за победу, то есть за “получение денежного гранта” на старт в своем бизнесе. Роль руководителя “Калужского регионального фонда содействия развитию малого и среднего бизнеса”, предоставляющего гранты, играет учитель. Команды-победительницы, то есть справившиеся с заданием ученики, получают отличные оценки по предмету.
Состав команды и обязанности каждого участника:
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИРМЫ – капитан команды, представляет команду и координирует действия ее членов по составлению, оформлению и защите бизнес-плана. Он может называться по желанию игроков председателем правления общества с ограниченной ответственностью (ООО), генеральным или исполнительным директором АОЗТ, старшим менеджером фирмы.
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОИЗВОДСТВУ – второе лицо фирмы, задачей которого является определение, оформление и представление на защите той части бизнес-плана, где рассказывается о производственной базе и технологии создания конкурентно-способной продукции в виде товаров и услуг.
МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕНИЮ – отвечает за поставку на фирму энергии, сырья, полуфабрикатов и комплектующих частей в необходимом количестве, в нужный срок, хорошего качества и по выгодной цене.
МЕНЕДЖЕР ПО СБЫТУ – занимается вопросами сбыта изготовленной продукции по выгодным ценам, в том числе рекламной деятельностью.
МЕНЕДЖЕР ПО КАДРАМ – определяет численность и состав сотрудников фирмы, уровень оплаты труда, правила техники безопасности, внутренний распорядок.
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ФИРМЫ – оформляет в соответствии с правилами игры итог работы всей команды – стартовый баланс предприятия, как наиболее важную составную часть бизнес-плана.
Структура и содержание главного документа игры – бизнес-плана
Каждый член команды отвечает за соответствующий раздел бизнес-плана. Сам бизнес-план имеет стандартную структуру:
1) Представление фирмы – название, форма организации, направление деятельности, юридический адрес и руководство. (Главный менеджер).
2) Определение свободной ниши рынка, то есть доказательство наличия в г. Калуге неудовлетворенной в настоящее время общественной потребности в конкретных товарах или услугах, которые данная фирма хочет и в состоянии удовлетворить с выгодой для себя. (Главный менеджер).
3) Определение всех связей, поставщиков, смежников, партнеров, которых фирма собирается на конкретных условиях привлекать к осуществлению своего бизнеса. (Менеджер по снабжению).
4) Какие модности, технологии, оборудование будут задействованы фирмой для выполнения данного проекта в первый год работы. (Менеджер по производству).
5) Какие трудовые ресурсы будут необходимыми фирме для данной работы. (Менеджер по кадрам).
6) Каким образом и где фирма собирается сбывать произведенную продукцию, в каком количестве и по каким ценам. (Менеджер по сбыту).
7) Проект стартового баланса фирмы на момент полной готовности к началу производства при условии наличия финансирования. (Главный бухгалтер).
Все команды должны получить от учителя необходимую информацию не только о правилах игры, но конкретные экономические знания, без которых ученики просто не смогут создать “фирму” и составить свой первый в жизни бизнес-план. Необходима, на наш взгляд, двухчасовая лекция учителя, где он должен раскрыть структуру и содержание бизнес-плана.

Образец бизнес-плана команды
Каждый участник команды в контакте со своими партнерами по фирме готовит и докладывает свою часть бизнес-плана.
БИЗНЕС-ПЛАН
Общества с ограниченной ответственностью
“ГАРМОНИЯ”
1) Главный менеджер. Представление фирмы:
Фирма ООО “Гармония”.
Учредители: Глухов М.В. и Новосельский И.В.
Председатель правления ООО “Гармония” – Иванов С.П.
Адрес офиса: 248003, ул. Болдина, 15, т. 3-38-15. Факс. 0842-3-38-12.
Направление работы ООО “Гармония” – производство акустических гитар для нужд музыкального образования и любителей классической игры на гитаре.
2) Он же. Определение свободной ниши рынка.
Гитара – очень популярный, демократический и доступный музыкальный инструмент. В стране производится значительное количество гитар, но все производимые инструменты сегодня можно смело разделить на две группы.
Первая группа – гитары массового производства по цене ориентировочно от 600 до 1000 руб. Они доступны подавляющему числу потребителей, но их качество обычно низкое. Такие инструменты не могут быть использованы для обучения школьников игре на классической гитаре в музыкальных школах, кружках, студиях и т.д. В стране можно купить классическую гитару, соответствующую стандарту для получения музыкального образования. Это гитары немецкой фирмы “Мьюзима”, чешской фирмы “Кремона”, испанской фирмы “Барселона”. Их цена от 300 долларов и выше, что делает эти редкие инструменты не доступными для наших школьников.
Вывод: сегодня на рынке нет инструмента, который бы отвечал двум требованиям: был доступен по цене и имел высокое качество. Этого можно добиться, если наладить в Калуге небольшое производство (100 инструментов в месяц) классических гитар ручной, а не конвейерной сборки, что позволит благодаря более грамотной технологии резко повысить их качество. Низкая себестоимость наших инструментов по сравнению с западной продукцией определяется относительной дешевизной местного сырья и рабочей силы. Ориентировочная цена такого инструмента составит примерно от 1500 до 1800 руб., что приемлемо для местного потребителя.
3) Менеджер по снабжению
В нашем регионе, конкретнее, в Брянской области, есть леспромхоз, который может по приемлемым ценам обеспечить нам древесину, необходимую для производства гитар: поющую ель, бук, дуб, клен, вяз, ясень. Комплектующие детали (колки, струны и лады) мы будем закупать оптом у наших партнеров из Санкт-Петербурга и Самары, а клеи и лаки в Москве. Для доставки необходимого сырья, материалов и деталей необходимо иметь свой надежный автотранспорт. Для этого фирма приобретет два грузовика “КамАЗ” (доставка древесины) и три грузовика “Газель” (доставка комплектующих материалов, лаков и красок). Мне как менеджеру по снабжению будет куплен автомобиль “Нива”.
4) Менеджер по производству
Для производства гитар мы собираемся построить в городской черте в районе ул. Киевка собственную производственную базу в двухэтажном здании, где разместятся пять цехов и подсобные помещения. Так как наше производство абсолютно чистое с экологической точки зрения, то местные органы власти не будут иметь возражений. Первый цех – сушильня, где будет готовиться к распилке закупленная древесина. Второй цех – распилочный, где на четырех высокоточных станках будут изготавливаться детали будущих гитар. Третий цех – клеевой, где будут склеиваться корпуса гитар и грифы. Четвертый цех – лакировочный, где готовые корпуса и грифы будут покрываться краской и лаком. Пятый цех – сборочный. Здесь гитары будут полностью собираться и настраиваться. На производстве потребуются четыре складских помещения: для древесины, для комплектующих деталей, лаков и красок и для готовой продукции. Естественно, необходимы: гараж, офис, столовая и бытовки для персонала с соответствующими санитарным нормам удобствами.
5) Менеджер по кадрам
В руководящем звене будут задействованы: председатель правления, менеджер по сбыту и менеджер по кадрам. Все они – пайщики ООО “Гармония”.
Персонал фирмы: мастера – пять человек; кладовщики – три человека; рабочие – 30 человек; водители – пять человек; экспедиторы, продавцы фирменного магазина при фабрике – два человека; уборщицы – пять человек; сторожа – два человека; сотрудники офиса – три человека.
6) Менеджер по сбыту
Учитывая определенную узость внутреннего калужского рынка, фирма с самого начала готовится к сбыту своей продукции в регионах России за границей. Наши преимущества – высокое качество при низкой оптовой цене. Фирма будет по договорам продавать свои гитары мелким оптом большим универсамам с музыкальными отделами в областных центрах нечерноземной зоны России, частным коммерсантам, а также в фирменном магазине при фабрике. Оптовая цена на гитару в зависимости от качества отделки и исходных материалов будет по ценам на январь 2001 г. колебаться в пределах от 1500 до 1800 рублей за один инструмент. Планируем выпускать и реализовывать до 300 гитар в месяц.

И. НОВОСЕЛЬСКИЙ,
кандидат исторических наук;
М. ГЛУХОВ,
учитель истории и обществознания

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте