Каждый педагог осознает важность дисциплины как одного из ключевых элементов организации образовательного процесса. Налаженная дисциплина позволяет учителю полноценно реализовывать образовательные программы, а также положительно влияет на восприятие учениками материала.
Инклюзия, внутренняя миграция населения и рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья ставят перед учителем непростую задачу и подразумевают неординарный подход к дисциплине на уроке.
Ученики в нашей школе родом из разных культурных сред, у них отнюдь не одинаковые возможности здоровья, есть ребята из социально незащищенных слоев населения. Для некоторых детей нормой общения является повышенный тон, и они только начинают учиться уважительному общению с учителем и одноклассниками.
Убеждена, ребятам нужно прививать уважение к себе и окружающим их людям на личном примере. Дети должны осознать, что грубый стиль общения не является нормой. Необходимо было найти такие приемы, которые могли бы привлечь внимание моих первоклассников и мотивировать их вести себя в рамках установленных правил. Поскольку проблема затрагивала начальную ступень образования, самым логичным решением было обратиться к игровой методике. Так у меня появилась вырезанная из картона мышка Соня.
Перед Соней ставились разнообразные задачи (дойти до сыра, пройти через лес, купить подарок другу хомячку), которые ей необходимо было выполнить с помощью детей. Правильные ответы и хорошее поведение позволяли Соне успешно продвигаться вперед, однако мышка возвращалась на предыдущую позицию, когда давались неверные ответы или кто-то из обучающихся предпринимал попытку нарушить дисциплину. Чтобы ребятам было интереснее следить за приключениями своей подопечной, я прикрепляла мышку и другие атрибуты игры на доску и перемещала их по мере прохождения квеста. Для повышения мотивации ребятам также предлагалось получить особый бонус – просмотр образовательного мультипликационного фильма на английском языке. Этот суперприз полагался за десять пройденных Соней квестов.
Соня сразу нашла отклик в сердцах учеников. Ребята быстро вовлеклись в игру и стали сами налаживать дисциплину на уроке: вели себя согласно правилам поведения, делали замечания выкрикивающим, а отвлекающих их нарушителей дисциплины игнорировали, лишая мотивации продолжать свои действия. Если происходило трехкратное нарушение дисциплины или мне приходилось вмешиваться в процесс, усмиряя особо активных учеников, мышка возвращалась в исходную точку, и все нужно было начинать заново.
Вначале Соня редко доходила до финиша, но постепенно ситуация изменилась в лучшую сторону. Со временем приемлемый стиль поведения вошел в привычку детей, и мне все реже приходилось делать замечания и общаться на эту тему с родителями. Класс принял нормы поведения без психологического давления с моей стороны, а я смогла создать дружелюбную атмосферу на уроке, который стал любимым у многих моих учеников. Первый мультфильм мы с ребятами смогли посмотреть к Новому году, и это был прекрасный подарок как для учеников, так и для меня.
Марина ПИУНОВА, учитель английского языка школы №2114
Комментарии