search
main
0

«Этичная среда»: школьники придумали, как обезопасить окружающий мир

Насколько этично использовать животных в лабораториях, в чем причина бездомности собак в мегаполисах, бывает ли экологичный маникюр и почему улитка – идеальный домашний питомец? Такими вопросами задаются школьники в поисках путей решения актуальных проблем. Свои работы они представили на суд жюри первого Всероссийского конкурса исследовательских работ для учащихся 8-11 классов «Этичная среда». Рассказываем, что волнует современных детей и какие идеи по улучшению ситуации они предлагают.

Фото: проект «Биоэтика детям»

Конкурс «Этичная среда» был задуман и организован образовательным проектом «Биоэтика детям» как способ поддержать в школьниках интерес к научным исследованиям и уважение к окружающему нас миру. Под конец года, 22 декабря, прошла конференция, где участники представили свои работы перед жюри.

Первого места удостоилась ученица 11 класса школы №562 Санкт-Петербурга Екатерина Егорова, которая рассказала о необычных домашних питомцах – улитках, и доказала, что это идеальные животные-компаньоны. Школьница исследовала жизнь улиток, провела опрос в школе и даже создала информационный буклет, где привела интересные факты об их содержании, указала на плюсы и минусы. Например, за такими животными просто ухаживать, улитки редко болеют, почти всю еду для них можно купить в обычном продуктовом (овощи, фрукты), тогда как производство питания для собак или кошек несет большой углеродный след.

Второе место присудили ученику 10 класса школы №358 Петербурга Максиму Иванцову. Он исследовал злободневную тему бездомности животных, провёл опрос в своей школе и создал брошюру о содержании животных в приютах, чтобы привлечь внимание к проблеме других учеников. На презентации работы школьник привел статистику по безнадзорным животным, рассказал о посещении приютов «Ковчег» и «Вера. Надежда. Любовь», выделил основные причины бездомности – безответственность владельцев и безразличие общества к этой проблеме. А в качестве решения предложил совершенствовать законы о защите животных.

Третье место заняла ученица 8 класса петербургской гимназии №49 Софья Слабыня, которая задалась вопросом, существует ли биоэтика лабораторных животных. Она взялась за сложную тему, изучив примеры жестоких экспериментов над животными – для медицинских целей, тестирования косметики или бытовой химии. Чаще всего такие опыты проводят без обезболивания, приводят к тяжелым травмам и гибели испытуемых. Школьница изучила также этичные альтернативы подобным экспериментам: методы инвитро, печать моделей, заменяющих тело животного, компьютерные программы. На презентации работы она породила философскую дискуссию о том, способно ли человечество полностью отказаться от использования животных в таких целях.

Поднимались на конкурсе и другие важные темы. Несколько работ было посвящено борьбе с пластиковыми отходами. «Пластик – достижение прогресса или вред?» – разбиралась ученица 11 класса Дарья Хуторская. Она изучила историю создания пластика, провела анализ влияния таких отходов на окружающую среду, упомянула про опасность пластика для организма человека и для животных. Перечислила способы утилизации и переработки и подчеркнула важность формирования экологической грамотности, в том числе в школе.

Фото: проект «Биоэтика детям»

Десятиклассник Александр Агу тоже подробно изучил пользу и вред пластика, а также детально разобрал способы решения проблемы – через регуляцию производства, сокращение потребления, организацию системы сбора и утилизации отходов. В процессе исследования он провел опрос и создал карту сортировочных пунктов Петербурга для школьников. А ученица 9 класса Таисья Панютина порассуждала о том, как привлекать сортировке отходов детей. Для каждой возрастной группы, по ее мнению, нужен свой подход в экологическом воспитании.

Одиннадцатиклассница Елизавета Базанова исследовала безопасность для окружающей среды игрушек из синтетического и натурального каучука. Разобралась, в чем отличие натурального материала, как производят такие игрушки, насколько они эффективны для развития мелкой моторики. Создала информационный буклет с советами для родителей по выбору безопасных для детей и природы игрушек.

Любопытную работу презентовала ученица 11 класса Алеся Зыль: «Глутамат натрия как замена соли». Она изучила влияние пищевых добавок на организм человека. В группе риска особенно дети, которые не осведомлены об опасностях и едят немало вредных продуктов. Школьница решила повысить уровень знаний учащихся. Как выяснила Алеся, глутамат натрия как замена соли распространен в странах Азии, в России его тоже можно найти. Соль, по ее мнению, вредней и лучше использовать глутамат, поскольку натрий важен для организма.

Ученик 11 класса Эдгар Карганян подготовил работу на тему развития экологического туризма в Ленинградской области. А его сверстница Алина Сторожук изучила на предмет экологичности маникюр. Она обратила внимание, как много во время процедуры используют неперерабатываемых материалов, которые вредны для окружающей среды. Алина провела анкетирование и опрос школьников о том, знают ли они более экологичные способы ухаживать за своими ногтями, и подчеркнула важность просветительской работы среди женщин на эту тему.

Глобальному экологическому кризису посвятила работу одиннадцатиклассница Алина Лебедева. Она проанализировала ситуацию в районе озера Чад, где изменение климата привело к засухе, опустыниванию и острой нехватке продовольствия. Сейчас для решения проблемы там планируют строить «Великую зеленую стену». Впрочем, проблема актуальна и для других регионов Земли. Последние 200 лет изменения климата экстремальны, что влияет на жизнь людей во всем мире. И этот вызов требует от человечества глобальных перемен, отметила школьница.

Конкурс прошел при поддержке Управления ветеринарии и Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга. В жюри были представители профильных государственных ведомств, педагоги и даже писатели:

  • Елена Тутынина, к.п.н., доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО имени К.Д. Ушинского, член Общественного совета при Комитете природопользования, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  • Андрей Резников, к.г.н., главный специалист отдела развития системы ООПТ ГКУ ДООПТ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
  • Наталья Карташова, старший преподаватель кафедры методики обучения биологии и экологии РГПУ им. А.И. Герцена;
  • Валерий Шарпило, член Союза журналистов России;
  • Юлия Байкова, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»;
  • Анна Четверткова, методист и педагог проекта «Биоэтика детям».
Фото: проект «Биоэтика детям»

Все участники конкурса получили призы и подарки от бренда экокосметики и бытовой химии «Голодный леший» и производителя кормов без животного белка для собак VitaGreenka. На мероприятии также был этичный и экологичный фуршет без продуктов животного происхождения, организованный петербургским кафе Hood street food.

Команда «Биоэтики детям» планирует проводить конкурс ежегодно и вовлекать в него все больше школьников, пробуждая в них стремление беречь окружающий мир и находить новые пути решения актуальных проблем.

«Биоэтика детям» – некоммерческий просветительский проект общественной организации «Голоса за животных», цель которого – включение тематики бережного отношения к животным и природе в школьную программу для воспитания в России сострадательной и созидательной молодёжи. Команда проекта состоит из педагогов и волонтёров, которые создают и распространяют учебные материалы для проведения уроков в любой точке России. На сайте проекта доступны материалы для проведения уроков биоэтики в 5-6 классах. Программа прошла экспертизу Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования им. Ушинского.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте