I. Под музыку ученики рассаживаются по своим местам, по командам.
II. Сегодня мы приглашаем вас на увлекательную игру “Эти забавные животные”. Животный мир Липецкой области разнообразен и не менее занимателен, чем экзотические животные.
(Звучит музыкальная заставка телеигры).
III. Представление команд. Сегодня встречаются команды “Искатели” и “Роднички”. Табло для подсчета очков – счеты. Поможет нам в этой игре Любознашка.
IV. Основная часть. Наша игра поделена на туры. У нас их будет шесть.
I тур. “Научный”
В этом туре мы повторим материал природоведения по теме “Дикие и домашние животные”.
1. Каких птиц называют перелетными? (Тех, которые улетают осенью в теплые края).
2. Назвать двух перелетных птиц. (Ласточки, скворцы, грачи, лебеди и т.д.).
3. Что гонит перелетных птиц в теплые края? (Голод).
4. Каких птиц называют зимующими? (Тех, которые не улетают в теплые края осенью).
5. Назвать двух зимующих птиц. (Дятел, галка, ворона, клест и т.д.).
6. Зачем зимой в проруби кладут солому? (Для лучшего доступа воздуха).
7. Можно ли зимой увидеть бабочку? (Да).
8. Каких животных называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком; человек за ними ухаживает, они приносят пользу человеку).
9. Назовите хотя бы два вида домашних животных. (Корова, лошадь, куры, гуси и т.д.).
10. Назовите хотя бы одно насекомое. (Стрекозы, божьи коровки, бабочки-капустницы, бабочки-крапивницы).
11. Каких животных называют дикими? (Они сами добывают себе корм, за ними не ухаживает человек).
12. Назовите два диких животных. (Лиса, волк, заяц, медведь и т.д.).
(Учитель оглашает итоги первого тура).
II тур. “Занимательный”
Тур второй – особый.
Отгадай загадки, попробуй!
1. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца).
2. Нос у него белый, сам он черный, очень проворный. Друг садов и полей, поедает червей. (Грач).
3. Рыжая хозяюшка из лесу пришла. Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).
4. Ночью и утром распевает, Людей будит, время считает. (Петух).
5. Он работать любит молча,
Будто глины полон рот.
Новый дом и днем и ночью
Под землею строит. (Крот).
6. Красные лапки, длинная шея. Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь).
7. Стоит копна посреди двора. Спереди вилы, сзади копна. (Корова).
8. Ветки носят, глину роют,
На реке плотину строят.
У плотины там и тут
В круглых домиках живут. (Бобры).
9. Ни в жару, ни в стужу не снимает шубу. Лето гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
10. Сероват, зубоват, по полю рыщет, Телят да ягнят ищет. (Волк).
11. Лежит под плетнем и крутит хвостом. Ничего не болит, а все стонет. (Свинья).
12. У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке. (Рыба).
13. Вокруг носа вьется – в руки не дается. (Муха).
14. Спереди – шильце, сзади вильце. Сама за морем была, а очень мала. (Ласточка).
15. Мохнатенькая, усатенькая. Сядет – песенку споет. (Кошка).
16. Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Хвост пушистою дугой,
Догадайся, кто такой? (Белка).
17. Маленький шарик в кладовке шарит. (Мышь).
18. Выпуча глаза глядит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка).
19. – Эй, куда, борода?
– Берегись, наскачу, лбом хвачу! (Козел).
20. В дупле она спит целый день.
А ночью бесшумна, как тень,
Летает по лесу хищная птица,
Ищет чем бы поживиться. (Сова).
21. Что за страшная веревка
По траве ползет так ловко?
Ты ее не подбирай, а скорее удирай! (Змея).
22. Надутый баловень двора,
Он выступает важно.
О красоте его пера
Петух мечтает каждый.
Обидишь забияку – полезет сразу в драку. (Индюк).
23. С ветки на тропинку,
С травки на былинку.
Прыгает былинка,
Зеленая спинка. (Кузнечик).
24. Очень медленно ползет,
На себе свой дом везет. (Улитка).
25. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка).
26. По снежочку тык-тык, по лесочку прыг-прыг. (Заяц).
III тур “Примечательный”
Находчивость, смекалку проявляй!
1) Как называют охотники подружку глухаря? (1. Капалуха; 2. Капуха; 3. Глухарка).
2) Как называют зайчат, которые появляются осенью? (1. Осенята, 2. Листопаднички. 3. Листочники).
3) Как прячутся от непогоды лоси? (1. В густых кустах. 2. В углублении в снегу, подложив копыта под брюхо. 3. Сбиваются в стада).
4) Как прячутся от непогоды лисы? (1. Ищут норку. 2. В углублении в снегу, свернувшись клубочком, 3. Ваш вариант).
5) Как питается заяц зимой? (1. Ест запасы. 2. Гложет кору деревьев, стебли растений, 3. Ваш вариант).
6) Как называют медведя, выгнанного из берлоги и не спящего зимой? (1. Гуляка. 2. Шастун. 3. Шатун).
7) Как зовут лесного петуха? (1. Глухарь. 2. Тетерев. 3. Петух).
8) Как могут звать домашнего петуха? (1. Хозяин. 2. Кочет. 3. Хвастун).
9) Домашнее животное – друг человека. (1. Кошка. 2. Лошадь. 3. Собака).
10) Домашний зверь, который уничтожает диких зверей? (1. Собака. 2. Кошка. 3. Свинья).
11) Как называют зайца, передвигающегося по глубокому снегу? (1. Конькобежец. 2. Лыжный заяц. 3. Спортсмен).
12) Как зовут птицу, у которой птенцы вылупляются зимой в сильный мороз? (1. Зяблик, 2. Снегирь. 3. Клест).
13) Как назвать одним словом изменение густоты и окраски шерсти у животных? (1. Угущение, 2. Подшерсток, 3. Линька).
14) Как зовут птицу, которая запасает себе корм на зиму? (1. Синица, 2. Снегирь. 3. Поползень).
(Учитель оглашает итоги третьего тура).
IV тур. “Точный”
Кто с математикой дружен,
Тому в этому туре помощник не нужен.
1. Сколько кг грибов, семян хвойных растений запасает на зиму белка? (1. До 22 кг. 2. До 15 кг. 3. 34 кг.).
2. На сколько кг увеличивает свой вес барсук на зиму? (1. На 10 кг. 2. На 3 кг. 3. На 5 кг.).
3. Сколько кг корма съест лось, чтобы насытиться в обычный зимний день? (1. 5 кг. 2. 10 кг. 3. 17 кг.).
4. Сколько гнезд имеет белка? (1. До 15. 2. До 30. 3. До 20).
5. Сколько гусениц за 1 час съедает кукушка? (1. 100 г. 2. 150 г. 3. 88 г.).
6. Сколько тли съедает божья коровка за 1 день? (1. 85 шт. 2. 200 шт. 2. 270 шт.).
7. Сколько мух съедает стрекоза за 2 часа? (1. 10 шт. 2. 40 шт. 3. 17 шт.).
8. Самый маленький зверь – землеройка. Какова ее длина? (1. 3 см. 2. 5 см. 3. 3,5 см.).
9. Сколько мышей должна съесть лиса, чтобы насытиться? (1. 10 шт. 2. 35 шт. 3. 20 шт.).
10. Сколько еловых шишек должна ошелушить белка, чтобы насытиться? (1. 38 шт. 2. 28 шт.
3. 280 шт.).
V тур. “Увлекательный”
По двум ключевым словам отгадайте пословицу или поговорку о животном.
1. ЗАЯЦ – КОЛЕНИ.
(У зайца и от тени дрожат колени).
2. ВОЛК – ЛЕС.
(Волков бояться – в лес не ходить).
3. КОМАР – НОС. (Комар носа не подточит).
4. МЕДВЕДЬ – УХО. (Медведь на ухо наступил).
5. ЛЯГУШКА – ТИНА. (Лягушка квакнула и в тину).
6. КОШКА – МЫШКА. (Кошке – игрушки, мышке – слезки).
7. КОШКА – СОБАКА. (Живут, как кошка с собакой).
8. ВОЛК – НОГИ. (Волка ноги кормят).
9. ЛОШАДЬ – ВЕЗТИ. (Помогают той лошади, которая везет).
10. МЫШЬ – КРУПА. (Надулся, как мышь на крупу).
11. ПОГНАТЬСЯ – НЕ ДОГНАТЬ. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь).
12. ВОЛК – МЕДВЕДЬ. (От волка попятился, на медведя наскочил).
Кто из вас знает пословицы и поговорки о животных? Ваш ответ принесет победное очко команде.
(Учитель оглашает итоги пятого тура).
VI тур. “Художественный”
В этом туре мы покажем себе и нашим гостям те произведения художников, поэтов, писателей и композиторов, которые родились на основе наблюдений за животными.
1. Чтение учениками стихотворения М.Матусовского “Скворцы прилетели”.
2. Чтение учениками стихотворения С.Я.Маршака “Голос в лесу”.
3. Ученик читает веселые стихи Романа Сефа.
4. Исполнение песни В.Шаинского “Не дразните собак” учениками класса.
5. Игра “Угадай животное”.
По устному описанию животного, а в случае затруднения и по рисунку, угадать животное.
6. Инсценировка в хороводе русской народной песни “Как у наших у ворот”.
7. Чтение учителем отрывка из “Конституции РФ”: “Граждане России обязаны беречь природу и охранять ее богатства”.
Как вы думаете, ребята, почему? (Ответ детей). Подтверждение ваших ответов вы найдете у М.Пришвина.
8. Чтение учеником наизусть отрывка из воспоминаний М.Пришвина “Моя Родина”. (“…Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни… Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”).
Галина АЛЕШИНА,
учитель начальных классов
Нижнее Брусланово, Липецкая область
Комментарии