«Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Трудно не согласиться с лауреатом Нобелевской премии Вудро Вильсоном. «Верить и уметь делать самим», – добавим мы. Современная система образования находится в постоянном обновлении. Она гибко и в опережающем режиме реагирует на изменяющиеся запросы. При этом для получения глубоких конкурентоспособных знаний и специализаций, очевидно, необходим и огромный временной ресурс. Поэтому преимущество при выходе на рынок труда будет иметь соискатель, погрузившийся в квалификационный профиль раньше и глубже потенциальных конкурентов.
Положительные и отрицательные стороны профилизации постоянно обсуждаются. Вместе с тем реалии рынка труда в России неумолимо толкают нас в сторону раннего выбора профильного направления. Сейчас вопрос состоит не в том, необходимо ли профильное и предпрофессиональное обучение в школе, а в том, каким именно оно должно быть.Москва, бесспорно, дает широкий спектр возможностей и ресурсов для развития внутренней и внешней школьной образовательной среды. Профильное, предпрофильное и предпрофессиональное обучение не исключение.Внедрение профильного и предпрофильного обучения предполагает прохождение учащимися «профессиональных проб» в условиях реальных профессиональных сред. Возможности школ часто ограничены для достижения этих целей, поэтому встает проблема обеспечения учащихся возможностью погружения в профессиональную среду. Эта возможность реализуется в полной мере, если используются все ресурсы, которые предоставляет профессиональная и образовательная среда мегаполиса. Москва – город, имеющий возможности для самоопределения и удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей всех уровней и профилей обучения. Использование этих возможностей города позволяет создавать образовательную среду, консолидирующую и образовательное пространство школы, и различные уровни образовательных и профессиональных контентов учреждений Москвы для построения и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся предпрофильного обучения. Особенно важное значение в связи с этим приобретает участие обучающихся в проектных и исследовательских работах.Чтобы понять «вкус» проектной деятельности, особенности ее организации, все педагоги школы стали членами проектных команд. Различные по тематике, направлениям, количественному составу, они, объединив учителей разных предметных областей и уровней, уже приступили к первому этапу реализации – планированию. Примечательно, что тематически выбор проектантов совпадает с основной линией развития школы: построение системы профильного, предпрофильного и предпрофессионального обучения с активным использованием ресурсов города.Что думают учителя о профессиональном образовании? В чем видят резервы? Как будут реализовывать проекты? Что нового они внесут в такую годами наработанную систему обучения?Участники разработки «Проектная деятельность в естествознании» отмечают, что внедряемые в образовательное пространство нашей школы проектные работы по естественно-научному направлению позволяют обучающимся расширить кругозор, научиться устанавливать межпредметные связи, воссоздавать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные учеными в прошлом. Такой исторический подход к научному эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия. Проекты с такой тематикой были представлены обучающимися на школьном и межрайонном этапах Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ: «Ароматерапия», «Эти необычные грибы», «Полезные свойства растений интерьера», «Таинственный мир сталактитов», «Галопом по Европам».Курсы химии, биологии и географии дают возможность в проектах раскрыть особую роль науки в экологическом просвещении. Проект «Показатель рН и здоровье человека» был представлен на окружном этапе VI Московского городского конкурса социально значимых проектов и получил диплом призера; на конференции «Ресурсосбережение. Инновации. Таланты» – работа «Люминесцентная или светодиодная лампа: за или против?».Профильное обучение сегодня – это не только расширенное изучение предметов, но и организация образовательного процесса, в которой сам ученик совместно с родителями и с помощью психологической службы школы выбирает профильную группу исходя из интересов, способностей и возможностей, пробует себя в различных сферах деятельности.В классах старшей школы профильное обучение реализуется за счет углубления и расширения программного материала, деления классов на подгруппы при изучении профильных предметов, использования современных педагогических технологий, а также внедрения широкого спектра индивидуально-групповых занятий, учитываются и ресурсы дополнительного образования. Фестивали, конкурсы, образовательные события и интеллектуальные игры стали традиционными. Повышению учебной мотивации способствуют «Университетские субботы» в МГУ, практические занятия в технопарке «Слава», интенсивные семинарские занятия в Центре молодежного инновационного творчества «Бионик-лаб», в Дарвиновском музее.Обучающийся 10-го класса Алексей Д. поделился впечатлениями:- Специалисты центра показали нам различные головоломки, научили собирать на макетных платах небольшие микросхемы, показали проекты детей, которые там занимаются. Это так захватывает! Нам объяснили, как оптимизировать процесс построения чертежа, назвали программы, которые помогут разобраться в этом деле. Все эти темы будут интересны как взрослым, так и детям, все, что нас окружает на сегодняшний день, – это различные микросхемы, которыми мне интересно заниматься.Команда школы участвовала в первом Всероссийском кристаллографическом конгрессе на ВДНХ, в рамках которого Алексей подписал с международной компанией отложенный договор с гарантией дальнейшего трудоустройства.Столица предоставляет свои ресурсы школьникам. Сегодня, еще обучаясь в школе, ребята могут получать первичные навыки специальности в колледжах. Работают технопарки, центры технологической поддержки образования города Москвы.С 2015-2016 учебного года наша школа активно участвовала в проекте «Технонавигатор». Благодаря посещению центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), участию в различных мастер-классах, деловых играх, посещению экскурсий в научные музеи и на предприятия ребята смогли узнать много нового в разных предметных областях, расширить свой кругозор. Незаменимый опыт они получили, общаясь на предприятиях непосредственно с представителями той или иной профессии. Кому-то это помогло определиться с выбором будущей профессии, а кому-то – понять, что это не то, о чем мечталось.Еще одна проектная группа видит необходимость в развитии инженерно-технического направления. В этом учебном году школа №2117 и МГТУ «СТАНКИН» заключили договор о сотрудничестве, и обучающиеся нашей школы получают дополнительное образование в Центре технологической поддержки образования этого вуза. Обучаются не только дети: педагоги прошли курсы повышения квалификации «Современные технологии цифрового производства в проектной деятельности учащихся в инженерных классах».Для ребят ЦТПО МГТУ «СТАНКИН» предлагает целый курс, состоящий из нескольких модулей: «Робототехника», «Цифровое производство (технологии прототипирования)», «Автоматизированное проектирование и производство» «Инновационные технологии в машиностроении».Сейчас наши ученики 9-х и 10-х классов занимаются цифровым производством, изучают конструирование и технологии прототипирования. Они осваивают новые программы, изучают 2D-модели, создают 3D-изображения реальных механических частей двигателей. Впоследствии защищают проект и получают сертификат. Это уникальная возможность поучиться в стенах вуза, «потрогать» выбранную специальность.Москва выводит предпрофессиональное обучение на новый уровень и предоставляет каждому школьнику возможность сформировать необходимые для жизни и будущей профессии навыки и умения, получить профессию специалиста среднего звена или углубленные предпрофессиональные знания по будущей специальности высшего образования.Это еще одно направление работы проектной группы учителей школы. При этом партнерами общеобразовательных учреждений выступают вузы, промышленные предприятия, научные институты, технопарки, музеи и другие организации столицы. Колледжи Москвы проводят дни открытых дверей, мастер-классы для наших обучающихся. Образовательный колледж «Юго-Запад» сотрудничает с нашей школой в рамках программы «Профессиональное образование без границ». Специальность «оператор ЭВМ» (IT-направление, языки программирования, web-разработка) самая популярная среди наших учеников.А когда можно и нужно начинать знакомство детей с профессиями? Поиском ответа на этот проблемный вопрос занялись педагоги дошкольного образования комплекса. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном возрасте. Возник вопрос: как организовать это знакомство с трудом более интересным и доступным для детей способом? Показать картинки или презентацию или прочитать рассказ о профессиях? Мы решили расширить границы и разработали проект «Дни профориентации у дошкольников».Цель данного проекта – социально-коммуникативное развитие через новые формы работы с детьми дошкольного возраста – достигается при решении задач погружения в игровую деятельность, развития коммуникативных компетенций, создания условий для выбора мастерской.В этом году успешно прошли дни профориентации и знакомство с профессиями из областей «Медицина», «МЧС», «Кулинария», «Издательское дело», «Инженер-строитель», «Агроном», «Географ», «Научно-исследовательская лаборатория», «Гончарная мастерская». Наблюдение показало, что дети с интересом и удовольствием примеряют на себя роль и профессию взрослого. Все действие проходит в форме сюжетно-ролевой игры, что, безусловно, нравится детям, а продукт, выполненный в мастерской, остается в памяти надолго.В школе №2065 с 1 сентября 2017 года запускается проект «5-е классы с ранней специализацией», благодаря которому у обучающихся, только перешедших на основной уровень образования, появляется возможность сделать первые шаги на пути профессионального самоопределения. Специально разработанные исключительные образовательные программы внеурочной деятельности, направленные на развитие познавательного интереса у пятиклассников, раскроют ребятам секреты занимательной науки. Выстроенный эффективный учебный план, представленный широким спектром спецкурсов по различным направлениям (физико-математическое, лингвистическое, информационно-технологическое, гуманитарное и естественнонаучное), позволит ребятам изучать интересующие их предметы на профильном уровне и в первой, и во второй половине дня. Большую роль в профессиональном самоопределении обучающихся школы №2065 играют ресурсы города: музеи различной специфики, выставки, театры и даже промышленные и сельскохозяйственные предприятия.В этом учебном году обучающиеся 7-8-х классов смогли принять участие в проекте «Физика по-новому». Инициатор проекта – министр образования Правительства Москвы Исаак Калина, реализует идею школа №1788. Над «Физикой по-новому» работает большая и разносторонняя команда: сотрудники Института проблем образовательной политики «Эврика», преподаватели Московского педагогического государственного университета, преподаватели московских школ, многие из них давно работают в информационной среде. В лабораториях детей сопровождают студенты МПГУ, они получают педагогический опыт и помогают расти познавательному интересу своих подопечных. Верим, что созданная ими сетевая модель с привлечением команды ученых и практиков позволит отказаться от традиционного учебника физики и привычных всем лабораторных работ.Еще одна особенность – для участников проекта создан электронный ресурс, на котором расположены задания для самостоятельного выполнения, тренажеры по решению задач различной сложности.В структуре школы №2075 кадетское образование является одним из видов профильного обучения. В 2016-2017 учебном году открыт 7-й кадетский класс с казачьим компонентом. Уникальность профиля в том, что в Москве всего 12 школ реализуют данное направление.Создание классов казачьей направленности вызвано убежденностью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за будущее страны, своего края и готовности к защите Отечества в духе и традициях наших предков.Важным компонентом, связанным с реализацией казачьего кадетского компонента образования, является непосредственное участие вуза, такого как МГУТУ имени К.Разумовского, Центрального казачьего войска в образовательном процессе. Подготовка к различным мероприятиям проводится во время внеурочной деятельности. Выезды в Кантемировскую дивизию, летние и зимние военно-полевые сборы, спортивные соревнования и другие виды досуга очень нравятся школьникам.И это дает хорошие результаты: кадеты стали призерами в трех номинациях во Всероссийской военно-спортивной игре «Казачий сполох», завоевали призовое место во всероссийской олимпиаде, посвященной творчеству М.Шолохова, призовые места в соревнованиях по плаванию. В дни каникул учеников кадетского класса ждет казачья смена в оборонно-спортивном центре «Преображенский».Есть еще одна немаловажная грань у образования, говорят коллеги из проектной группы, которая рассматривает возможности помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Перед нами стоит задача успешной социализации лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. Этот процесс немыслим без их профессиональной реабилитации. Одна из главных проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для выживания и дальнейшей достойной жизни выпускника, – обеспечение профессиональной деятельности, повышение качества жизни. В 2014 году по инициативе фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу» Россия присоединилась к движению «Абилимпикс». «Абилимпикс» – это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Соревнования охватывают сегодня все категории инвалидов и лиц с ОВЗ, а в списке профессий сейчас около 50 названий. Целью является развитие профессиональных навыков инвалидов, а также стимулирование их социально-экономической активности в обществе. Соревнование помогает изменить традиционные взгляды на потенциал и способности инвалидов, что приводит к росту возможностей для их трудоустройства и профессиональной стабильности, одновременно являясь и «ярмаркой вакансий» для людей с ограниченными возможностями. Наши ребята в этом году поучаствовали в «Абилимпиксе» в направлениях «Художественный дизайн» и «Переводчик».Реализация в Москве нового проекта в области школьного образования «Обучение без границ» предоставляет подрастающему поколению все возможности, чтобы ближе ознакомиться с различными профессиями и выбрать занятие себе по душе. Более того, эти направления должны стать осознанным выбором каждого обучающегося. Благодаря реализации этого проекта сегодня уже несколько тысяч учащихся московских школ получили возможность заниматься в системе дополнительного образования.Одна из проектных групп поставила своей целью сделать все, чтобы стать площадкой взаимодействия с колледжами города Москвы для подготовки нового поколения специалистов. На наших глазах закладывается основа будущего новой образовательной системы.Команда единомышленников начала свою работу с изучения колледжей профессионального образования столицы. Важно найти такие ОУ, которые удовлетворяли бы запросы не только обучающихся, но и социальных заказчиков (их родителей). Один из критериев выбора образовательного учреждения – месторасположение образовательной организации, причем, по мнению большинства родителей, чем младше ребенок, тем ближе должно быть образовательное учреждение.Проектной группой проведены большая профориентационная работа с обучающимися по классам, анкетирование, родительские собрания «Поможем детям выбрать профессию». Заинтересованность родителей нашла отражение в комплектации групп для обучения на базах различных колледжей.Организационно-педагогические условия предполагают, что эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе. Таким образом, введение профильного обучения возможно не только через содержание образовательных модулей, но и посредством новых педагогических и методологических подходов. Основным в этом случае является использование проблемно-исследовательских ситуаций, основанных на тематике профиля обучения, и выполнение проектных работ.Таким образом, эффективность образовательного процесса должна определяться не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и с его помощью делают учащиеся для самостоятельного выбора своей профессиональной будущности. В связи с этим главнейшей профессиональной задачей учителя школы является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.Наталья ПОЗДНЯКОВА, директор школы №2117
Комментарии