Если бы совсем недавно меня спросили: «Вы знаете, кто такая Надежда Крупская?», я бы переспросил: «Кто?», как многие студенты и молодые педагоги, возможно, просто из-за отсутствия интереса к ее персоне или же поверхностного знания ее работ.
Однако, будучи выпускником педагогического колледжа, ознакомившись с некоторыми трудами Крупской, я понял, что ее мысли и идеи, заложенные в них, вряд ли забуду. Возможно, из-за того, что они совпадают с моими мыслями, хоть и будут иметь поправку на время, в котором мы живем. Суть же всех этих поправок заключается в основном в том, что нужно, как я думаю, отсеять всю советскую тематику и не заострять на ней внимание. Парадоксально, но те передовые идеи, что были заложены в работах Крупской в начале ХХ века, остаются передовыми и поныне. Изменились только нюансы, по сути своей незначительные, но на которые почему-то любят заострять внимание многие публицисты, политики и даже ученые-педагоги. Одной из задач в советском образовании Крупская считала воспитание у детей привычки учиться, жить и работать коллективно. Практически без идеологических поправок эта задача существует сейчас и в современном образовании. Схожие вещи происходят и с ее идеями о самоуправлении школьников, хотя здесь поправки будут более значительными. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как одно из средств системы воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретной деятельности детей и ее воспитательных результатов.Важны указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно подчеркивала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников. Она разъясняла, что «детское самоуправление в школьном коллективе – это «орган управления», а пионерская организация – «это политическая организация подростков, действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их». Эти идеи самоуправления до сих пор витают в воздухе, то их вводят, то упраздняют, и если названия изменяются, то суть остается прежней. Разве что детское самоуправление в моем понимании шагнуло на другую ступень и сильно изменилось, став новой формой обучения будущих политиков, бизнесменов, менеджеров.История изобилует примерами, когда общество, переходя на качественно новый уровень развития, отказывалось от каких-либо идей ввиду их идеологической невостребованности или практической непригодности. И, видимо, для образования этот момент еще не настал. Надежда Крупская и сегодня один из тех классиков, идеи которого не устарели спустя век. Они актуальны поныне и при грамотном прочтении, возможно, могут способствовать развитию российского образования.Анатолий АСТАПОВ, студент 5-го курса педагогического колледжа №9 «Арбат»
Комментарии