search
main
0

Этапы большого пути

1 сентября 2011 года все школы открыли свои двери для первоклассников, чтобы с этого дня начать учить детей по-новому, в соответствии с ФГОС НОО.

Введению в образовательных учреждениях ФГОС НОО предшествовала большая подготовительная работа со всеми участниками образовательного процесса. Подготовка началась в 2009 году, когда были определены базовые образовательные учреждения. Они стали стажиро-вочными площадками по введению стандарта. Методисты окружного методического центра и педагоги всех стажировоч-ных площадок прошли обучение в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московском институте открытого образования, Центре информационных технологий и учебного оборудования, Московском центре качества образования. Это дало понимание того, как именно необходимо построить подготовительную работу.

И работа началась. Во-первых, необходимо было разработать план обучения всех категорий участников образовательного процесса, которым в 2011-2012 учебном году предстояло приступить к работе по ФГОС НОО: руководителей школ, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей начальных классов, учителей-предметников (изо, музыки, иностранного языка, физической культуры), педагогов дополнительного образования, психологов и логопедов. В рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования при реализации ФГОС НОО возникла необходимость организации обучения и для старших воспитателей, и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На базе стажировочных площадок были проведены 24 практико-ориентированных семинара, 18 мастер-классов, 32 открытых урока, 12 тренингов, 8 деловых игр, 25 практических занятий, 5 тематических недель открытых уроков. На протяжении всего 2010-2011 учебного года проходили индивидуально-групповые консультации для учителей, председателей методических объединений, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе начальной ступени образования.

В октябре 2010 года на базе стажировочной площадки школы №852 состоялся городской семинар «Системно-дея-тельностный подход в практике работы образовательных учреждений в рамках ФГОС НОО» для методистов по дошкольному образованию и начальной школе, здоровьесбе-режению и экспериментальной работе, а также председателей методических объединений школ и дошкольных образовательных учреждений столицы, в котором приняли участие заместитель начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования Мария Ца-пенко; заведующая лабораторией развития начального образования МИОО, заместитель директора ЦИТУО по экспериментальной деятельности Анна Якушкина; доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования

МИОО Марина Богомолова; сотрудник НИИ им. А. Запорожца Наталья Родина; исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Владимир Петерсон; директор Зеленоградского окружного методического центра Елена Ор-ланская. В ноябре 2010 года был организован выездной семинар для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе первой ступени «Отработка пилотного проекта по внедрению ФГОС НОО», на базе начальной школы №1703 состоялось заседание круглого стола «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО», во время которого был представлен учебный курс «Здоровье в твоих руках», позволяющий заниматься профилактикой безопасного поведения школьников, знакомить их с основами здорового образа жизни, формировать устойчивые модели соответствующего поведения в природной и социальной среде. Эта программа была предложена к реализации как в процессе обучения и воспитания, так и во внеурочной деятельности. На базе ста-жировочных площадок школ №852, 1701 и 1912 было организовано обучение на курсах повышения квалификации «ИКТ-компетентность учителя начальной школы» для 240 педагогов округа – учителей 1-х и 4-х классов. Для 120 педагогов прошли тренинги на базе ресурсного центра – начальной школы №1701. Учителя обучались созданию, оформлению, наполнению и работе в собственном информационном образовательном пространстве. Кроме того, на базе школы №1701 для педагогов округа и заместителей директоров школ прошли недели открытых уроков и практических занятий «Использование информационной образовательной среды для формирования универсальных учебных действий».

Для того чтобы работа по подготовке педагогов была более эффективной, большое внимание мы уделяли организации на базе стажировочных площадок практических занятий в небольших группах и оказанию адресной методической помощи по той или иной теме. В ходе этих занятий учителя начальных классов учились разработке сценариев урока в сис-темно-деятельностной технологии, формированию универсальных учебных действий, организации проектно-иссле-довательской деятельности учащихся в учебное и внеурочное время, работе с новым учебным оборудованием, порт-фолио учащегося.

В связи с тем что ФГОС НОО уделяется большое внимание внеурочной деятельности, для педагогов дополнительного образования округа была разработана специальная программа обучения, которая включала семинары, мастер-классы, практические занятия «Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности», «Использование информационно-коммуникационных технологий», «Проектная и исследовательская деятельность».

По итогам курсовой подготовки методисты ЗелОМЦ разработали управленческую папку, куда вошли все необходимые материалы, касающиеся введения ФГОС НОО. Каждому заместителю директора школы по начальной ступени был предоставлен этот комплект документов для дальнейшей работы (материалы по внутришкольно-му контролю, памятки, рабочие программы, анализы уроков в системно-деятельностной технологии). Для каждого учителя первого класса была разработана аналогичная методическая папка со всеми необходимыми материалами по ФГОСНОО.

На основе опыта первого года работы стажировочных площадок в апреле 2011 года в Центре образования №2045 состоялся окружной круглый стол «Первые результаты и проблемы введения ФГОС НОО». Участники круглого стола отметили, что особое место ФГОС НОО отводит деятельностному содержанию образования, формированию у учащихся конкретных практических способов деятельности, необходимых им в реальных жизненных ситуациях, информатизации образовательного пространства. Состоялась презентация образовательного пространства методистов ОМЦ на learning.9151394.ru как средства информационной поддержки перехода образовательных учреждений на новые стандарты, проведен анализ уровня готовности учителей будущих первоклассников к реализации новых образовательных целей, регламентированных ФГОСНОО.

Участники круглого стола отметили особую важность создания в школе ИКТ-насыщен-ной среды для достижения более высоких результатов образования, а также необходимости ИКТ-поддержки образовательного процесса, которая стала главным инструментом для формирования универсальных учебных действий младших школьников. В части обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием была подчеркнута необходимость продолжения работы по обучению воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования технологии формирования универсальных учебных действий. Участники круглого стола также признали необходимым внедрение в дошкольных образовательных учреждениях программы развития универсальных учебных действий для предшкольного образования, которая позволит планировать результаты образовательного процесса, задавать критерии и показатели психического развития детей, необходимые в дальнейшем для успешного обучения в начальной школе.

Подготовка к введению ФГОС НОО завершилась проведением мониторинга готовности образовательных учреждений в мае 2011 года. Затем в сентябре-октябре прошел мониторинг проведения адаптационного периода в первых классах школ, а в ноябре – мониторинг работы учителей первых классов в информационных образовательных пространствах. В декабре с помощью мониторинга была получена информация об использовании новых средств обучения в образовательном процессе, по результатам которой выясняются причины отдельных неудач в работе с учебным и техническим оборудованием и оказывается адресная помощь педагогам.

В сентябре-октябре 2011 года в первых классах школ проходил адаптационный период, который значительно отличался от предыдущего опыта. Дети учились работать в группах, в игровой форме выполняли свои первые проекты («Моя семья», «Мое имя»). Детские работы учителя размещали в своих информационных пространствах в сети Интернет, где их могли увидеть родители.

Каждый учитель в индивидуальном режиме разработал для своего класса программу адаптационного периода. Программы получились интересными и разнообразными, а главное, доступными для использования другими педагогами, которые будут работать с первоклассниками в последующие годы (включены в сборник методических материалов).

Очень интересен опыт работы педагогов ресурсного центра – начальной школы №1701, которые ведут образовательный модуль для учителей начальных классов «Создание анимационных фильмов».

В школы поступило новое учебное оборудование: дидактические материалы по математике, русскому языку, ознакомлению с окружающим миром; лаборатории «Звук и тон», «Весовые измерения», «Наблюдение за погодой», которые помогли превратить процесс обучения в увлекательное занятие. Каждая школа получила необходимую для реализации ФГОС НОО компьютерную технику, в округе идет активный обмен педагогическим опытом в области использования учебного оборудования и компьютерной техники: проходят открытые уроки, мастер-классы, практические занятия.

Для оказания методической помощи учителям в использовании поставленного оборудования окружной методический центр создал банк видеоматериалов (открытые уроки учителей стажировочных площадок -школ №2045, 852, 1353, занятия по проектной деятельности, новые формы использования учебного оборудования). Эти материалы поступили во все школы и доступны всем педагогам округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте