search
main
0

Эта статья поступила в редакцию полгода назад. Но мы все откладывали публикацию, словно для этого не хватало чего-то существенного.

И лишь когда вышел Указ Президента РФ “О поддержке Российской Федерацией интегральных

процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств”, мы поняли наконец, чего же действительно не хватало – не хватало этого указа.

Единое образовательное пространство

Это выражение уже пятый год постоянно на слуху. Постоянно и рядом с такими, как “Единое экономическое пространство”, “Единое научное, культурное, дипломатическое, военное” и еще там какие-то…

Эта потребность, жажда в единстве естественна, заложена в гены наших народов многовековой историей совместного проживания в границах единой страны.

Особенно страдает сегодня образование, переживающее в большинстве разрозненных стран СНГ тяжелейший материальный кризис и одновременно кардинальное реформирование. И потому крайне нуждающееся в обмене информацией, опытом, в координации усилий и в реформах, и в выживании.

Выполняя требования своих коллективных членов, Международная Конфедерация творческих обьединений учителей (МКТОУ) обратилась к руководству комитетов по образованию парламентов России и Украины, министерств образования, национальных педагогических академий и департаментов образования Москвы и Киева с предложением, чтобы они совместно с соответствующими структурами Беларуси и с МКТОУ проявили инициативу, предприняли меры по налаживанию единого “образовательного пространства”. То есть провели трехсторонние встречи, обсудили представляющие взаимный интерес проблемы, заключили Договор (Соглашение) о взаимном сотрудничестве, открытый для присоединения аналогичных образовательных структур других стран СНГ. Сделали бы такие встречи регулярными, создали бы постоянно действующие органы для реализации достигнутых соглашений и принимаемых решений. И хотя все отнеслись к предложению положительно, дело пока идет довольно тяжело.

При создании СНГ в 1991 г. было подписано специальное соглашение о едином образовательном пространстве и даже создан Совет министров образования СНГ. Однако этот Совет собрался один-единственный раз, а затем фактически прекратил свое существование. Успешнее идет работа в двухстороннем порядке: заключаются двухсторонние соглашения о сотрудничестве минобразований различных стран СНГ (и дальнего зарубежья) и кое-что делается практически. Однако общего для всех минобразований СНГ соглашения нет, нет какого-либо постоянного органа, координирующего, обьединяющего их взаимную деятельность. В некоторых странах СНГ министры образования сменились уже по нескольку раз, и в силу этого не работают ранее заключенные двухсторонние соглашения. Многие министры незнакомы, не знают друга друга, ни разу не встречались.

В сентябре 1994 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча министров образования стран Европейского союза (впервые состоялась в стране, не являющейся участником этого союза). С основными докладами выступили министр образования и председатель Госкомвуза России. Было о чем поговорить европейским и российским министрам, обнаружилась масса взаимоинтересных проблем, решать которые легче сообща.

Так неужели нечего обсуждать министрам образования стран СНГ? Почему же они не собираются 5-й год, что им мешает? Когда наконец возобновит свою работу Совет министров образования СНГ?!

Работает же успешно Совет министров путей сообщения стран СНГ, на постоянной основе действуют его рабочие органы, регулярно встречаются министры. И ведь без этого давно бы уже не ходили поезда.

Сменились уже (и не раз) составы парламентов во многих странах СНГ и соответственно их комитетов (комиссий) по образованию. Когда в начале 1995 г. мы попытались с думским комитетом связаться с аналогичной структурой парламента Беларуси, то не смогли найти нужных телефонов: никто в Думе не знал координат и фамилий тамошних своих коллег. Пока налаживали связи, в Беларуси распустили парламент. Когда наконец там выбрали новый, Думе стало не до “единства”: приближались выборы, которые сменили ее состав в декабре 1995 г. Один из руководителей Комиссии по образованию Верховного Совета Украины рассказывал мне, с каким обидным пренебрежением отнеслись к нему в думском образовательном комитете: часа два он добивался пропуска, а с председателем комитета встретиться так и не смог. Совсем иначе принимали своего белорусского коллегу в Киеве: встретили в аэропорту и заботливо опекали все дни пребывания вплоть до проводов на обратный рейс.

Когда слышишь подобное, становится более ощутимой та пустая болтовня, в которую превращают многие депутаты (и некоторые деятели образования) свою якобы заботу о “едином образовательном пространстве”, для реализации которой они и пальцем не шевельнут. Становится и более очевидной тернистость, тяжкость того пути, который предстоит преодолеть, пройти к этому единству.

Посильный вклад в дело вносит Международное обьединение “учительских” (науки и учебных заведений) отраслевых профсоюзов СНГ. Однако в его состав не входят соответствующие отраслевые профсоюзы России и Украины. Вместо того чтобы в нынешних экстремальных для каждого условиях регулярно обмениваться опытом, помогая друг другу, защищать попранные в большинстве стран СНГ социальные нужды работников образования, бороться с обнищанием, развалом самой этой отрасли, профсоюзные лидеры легко нашли амбиции, повод, чтобы “побить горшки” и действовать хотя и в одиночку, зато “независимо”, “суверенно”.

И это при том, что сегодня и в каждой стране, и в мире в целом нет более многочисленной и могущественной силы, чем учительство. Мало того, что вместе они составляют самый многочисленный профессиональный отряд интеллигенции. На их руках по существу сотни миллионов дошколят, школьников, студентов и их родителей – едва ли не все население стран. И главная причина нынешних бед образования в СНГ и в других странах в том, что учительство, все работники этой отрасли еще сами не осознали своего истинного, реального могущества, секрет которого в братском, монолитном их единстве, которого пока нет.

Фактически не занимаются проблемами единого образовательного пространства и средства информации. По-прежнему воюет за него только “Учительская газета”. Но во многих странах СНГ подписка на нее ликвидирована.

На этом печальном фоне лучше выглядят начинания педагогической науки. Главным образом благодаря усилиям Российской академии образования и ее президента А.В.Петровского. Артур Владимирович не только решительно поддержал предложение МКТОУ, но и пошел гораздо дальше: по решению президиума РАО выступила с инициативой создания Конгрегации (добровольное обьединение независимых участников) научных психолого-педагогических учреждений стран СНГ. В настоящее время готовится учредительная конференция, которая состоится на Украине (в Харькове). Тем самым подтверждается надежда на создание подлинно демократического обьединения педагогических учреждений независимых, суверенных стран, не только не ущемляющего их интересы, а, напротив, помогающего решать стоящие перед каждым из них задачи.

Не может не радовать и взаимосотрудничество российской и украинской педагогических академий. МКТОУ пытается ему содействовать (кстати, в 1994 г. заключен Договор о сотрудничестве между РАО и нашей Конфедерацией): по ее предложению в декабре 1994 г. общее собрание РАО избрало “иностранных” академиков с Украины – президента АПН Н.Д.Ярмаченко, ректора Киевского педуниверситета Н.И.Шкиля и ректора Харьковского педуниверситета И.Ф.Прокопенко, а 20 декабря 1995 г. общее собрание АПН Украины избрало “иностранных” академиков из России – А.В.Петровского и вице-президента РАО Н.Д.Никандрова.

Пример российской и украинской педакадемий доказывает, что, несмотря на трудности взаимного педагогического сотрудничества, единое образовательное пространство в СНГ вполне возможно. Нужны только добрая воля и практические действия тех, от кого непосредственно это зависит. А также нужна более активная, наступательная позиция работников образования СНГ.

Ярослав БЕРЕГОВОЙ,

первый заместитель председателя МКТОУ

О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях сохранения исторически сложившейся духовной общности народов государств – участников Содружества Независимых Государств, обеспечения прав граждан на получение современного образования, формирования единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств постановляю:

1. Одобрить представленные Администрацией Президента Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством образования Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Российской академией образования и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации проекты Концепции формирования единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств и Соглашения о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства (прилагаются).

2. Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию и Министерством образования Российской Федерации внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств проект Концепции формирования единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств.

3. Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию и Министерству образования Российской Федерации с участием Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и Министерства иностранных дел Российской Федерации провести переговоры с уполномоченными органами государств – участников Содружества Независимых Государств о заключении Соглашения о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства, разрешив вносить в представленный проект в случае необходимости изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.

По результатам переговоров Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию и Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения о подписании указанного Соглашения.

4. Утвердить прилагаемую Программу поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств и придать ей статус президентской.

Определить государственными заказчиками работ по реализации Программы Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию и Министерство образования Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы предусматривать выделение ассигнований на реализацию указанной Программы после включения ее в установленном порядке в перечень федеральных программ, финансируемых из федерального бюджета.

5. Возложить функции по информационно-аналитическому и методическому обеспечению системы образования в Содружестве Независимых Государств, осуществляемые Российской Федерацией, на Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования Российской Федерации и Российскую академию образования.

6. Рекомендовать органам государственной власти субьектов Российской Федерации оказывать содействие в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств, утверждаемой настоящим Указом.

7. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, возложить на Администрацию Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль,

13 июня 1996 года

n 902

Ваш адвокат

Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР

Когда учителя и другие педагогические работники школ при исправительно-трудовых учреждениях смогут осуществить право на льготное пенсионное обеспечение согласно пункту 12 Федерального закона n 12-ФЗ от 13 января 1996 года?

И.СМИРНОВ

Апшеронск,

Краснодарский край

На этот вопрос отвечает начальник отдела льготного пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты населения Российской Федерации Е.Б.Аниканов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 55 Закона РФ “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. n 12-ФЗ на занятых на работах с осужденными работников общеобразовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, созданных при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, распространены порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для работников этих учреждений, занятых на работах с осужденными.

Однако для реализации этого положения необходим Список работ, профессий и должностей указанных педагогических работников.

В связи с этим Министерство образования России совместно с МВД России представили в Правительство РФ проект постановления о внесении дополнений в Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными и пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Органы социальной защиты населения получат возможность назначать пенсии на льготных условиях педагогическим работникам образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов, созданных при учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, только после утверждения этого Списка Правительством РФ.

Пункт 12 ст. 55 Федерального закона РФ от 13 января 1996 года вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. в январе 1996 года.

Применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика или воспитанника, дает право на увольнение педагогического работника по инициативе администрации согласно п.3.2 статьи 56 Закона РФ “Об образовании”.

Что здесь надо понимать под психическим насилием?

М.ТАРАСОВА

Новокубанск,

Краснодарский край

Психическое насилие над личностью ученика выражается либо в реальном ущемлении его законных прав и интересов, либо в реальной угрозе совершения действий, направленных на такое ущемление.

Справедливо выставленная неудовлетворительная оценка знаний ученика таким психическим насилием не является.

Если педагог уволен без достаточных оснований, суд по заявлению педагога восстановит его на прежней работе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте