Викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. За неделю до проведения викторины учитель знакомит их с правилами игры и темами вопросов на “дорожках”, дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить треть-финальные “тройки” из учеников одного и того же класса. В каком именно треть-финале примет участие каждая из “троек”, решает жребий. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.
Правила игры:
Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса. “Красная” дорожка является самой короткой, содержит именно два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры. “Желтая” дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком. “Зеленая” дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша (таким образом, верные ответы учеников на “желтой” или “зеленой” дорожке не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на “красной” дорожке). Победители каждой из “троек” встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.
Выбор дорожки: перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (в дальнейшем оно будет называться предварительным). Например, правильно соотнести написанные на карточках события и даты. Рекомендуемые варианты таких заданий приводятся ниже (даты расставлены правильно). Правильные ответы (в скобках) помещены сразу же после вопросов, тут же приводятся источники информации.
Первый треть-финал
Предварительное задание. В Древней Греции знали шесть музыкальных ладов, с развитием современной гармонии большинство из них были упразднены, но два лада остались – лидийский и эолийский. Под какими названиями мы знаем их сейчас? (Ответ: мажорный и минорный варианты гамм из 12 нот).
Зеленая дорожка. Тема “Опера”.
1. Эту оперу Моцарта называют “оперой опер”. О ней говорят, что она австрийская по национальности, хотя либретто ее было написано по-итальянски, а действие происходит в Испании. (Ответ: Дон Жуан).
2. Об этой опере Бизе П.И.Чайковский писал: “Я убежден, что лет через 10 она будет самой популярной оперой в мире”. Однако при жизни автора она “провалилась”, что способствовало ранней смерти композитора. (Ответ: “Кармен”).
3. Именно эту оперу Пуччини современники называли “антиоперой” – ведь поведение ее героев было абсолютно реальным и правдоподобным. (Ответ: “Богема”).
4. Именно эту знаменитую оперу написал Верди по мотивам драмы В.Гюго “Король забавляется”. (Ответ: “Риголетто”).
Желтая дорожка. Тема “Балет”.
1. Именно эта знаменитая балерина в начале XX века собиралась “танцевать стихи футуристов”. (Ответ: Айседора Дункан).
2. “В Советском Союзе много сокровищ. Она одно из величайших”, – сказал об этой балерине американский хореограф Роберт Джофри. А российский композитор Р.Щедрин посвятил ей 4 балета. (Ответ: М.Плисецкая).
3. Последними словами этой знаменитой русской балерины были: “Дайте мне костюм лебедя”. (Ответ: А.Павлова).
Красная дорожка. Тема “Современная музыка”.
1. Эта легендарная французская певица добилась славы и как композитор: ее песня “Жизнь в розовом цвете” исполнялась Луи Армстронгом, Марлен Дитрих и другими популярными исполнителями. (Ответ: Эдит Пиаф).
2. Члены какой рок-группы были награждены орденом Британской империи “ABI” “за вклад в экономику страны”? (Ответ: The Beatles).
Второй треть-финал
Предварительное задание.
Кто из великих композиторов, кроме Бетховена, внезапно потерял слух, в связи с чем прекратил исполнительскую деятельность, но продолжал творческую работу? (Ответ: Б.Сметана).
Зеленая дорожка. Тема “Великие композиторы”.
1. Этот композитор был венгром по происхождению, но успеха добился в Париже, Риме и Веймаре. Позже в Риме он принял сан аббата и прожил в отшельничестве около 10 лет. Русский критик В.Стасов так писал о нашем герое: “Начиная с этого композитора, для фортепиано стало возможно все”. (Ответ: Ф.Лист).
2. Когда этот 77-летний композитор лежал на смертном одре, император Наполеон, чьи войска только что ворвались в Вену, распорядился установить стражу вокруг дома композитора, дабы никто не посмел потревожить маэстро в последние минуты его жизни. (Ответ: Гайдн).
3. О нем П.И.Чайковский сказал, что его поэзия “неисчерпаемый источник текстов под музыку”, назвав его “одним из самых симпатичных поэтов”. Более половины его стихов положено на музыку, некоторые – неоднократно. (Ответ: А.К.Толстой).
4. Говорят, что, побывав на концерте этого молодого французского композитора, Паганини встал на одно колено и поцеловал ему руку. А еще наш герой ввел в симфонический оркестр арфу, английский рожок, кларнет, пикколо, колокола. (Ответ: Берлиоз).
Желтая дорожка. Тема “Страны и народы”.
1. В средние века в Ирландии у провинившегося человека можно было отобрать все, кроме этого музыкального инструмента. Сейчас его изображение украшает герб этой страны. (Ответ: арфа).
2. Именно эта страна может считаться “самой музыкальной в мире” – ведь в оркестре ее 85 музыкантов, а в армии – на 3 человека меньше. (Ответ: княжество Монако).
3. Гимн этой страны, повествующий о “Буре над Татрами”, хорошо знаком всем любителям хоккея с шайбой. (Словакия).
Красная дорожка. Тема “Крылатые фразы”.
1. Именно в этой опере М.Глинки впервые прозвучала и сразу стала “крылатой” фраза: “Трава забвения”. (Ответ: “Руслан и Людмила” – из арии Руслана).
2. Именно в этой опере А.С.Даргомыжского прозвучала ставшая “крылатой фраза”: “Откуда ты, прелестное дитя?” (Ответ: “Русалка” – реплика Князя).
Третий треть-финал
Предварительное задание.
Именно этой ноте соответствует звук камертона. (Ответ: “ля”).
Зеленая дорожка. Тема “Поэзия и музыка”.
1. Закончите строки Н.Гумилева названием экзотического музыкального инструмента:
Да, я знаю, я Вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев… (зурны).
2. Именно так называли в средневековой Европе странствующего поэта и композитора, который часто путешествовал вместе с певцом, исполняющим его песни, – менестрелем. (Ответ: трубадур).
3. Именно это стихотворение М.Ю.Лермонтова – вольный перевод из Гейне – положили на музыку более 100 композиторов. (“На севере диком…”).
4. На мотив этого знаменитого марша В.И.Агапкина написал А.Блок стихотворение “Петроградское небо мутилось дождем”. (Ответ: “Прощание славянки”).
Желтая дорожка. Тема “Война и музыка”.
1. Преображенский полк первым в России обзавелся собственным маршем, под который гвардейцы сажали на престол Екатерину I, несли на плечах к трону Елизавету I и сопровождали в походе против Петра III Екатерину II. Одно время этот марш даже “исполнял обязанности” гимна России. Текст его постоянно изменялся, пока не превратился в эту знаменитую песню, которую стала петь вся русская армия. Назовите ее. (Ответ: “Солдатушки, бравы ребятушки”).
2. В знаменитом полонезе “Гром победы, раздавайся”, написанном Г.Державиным и О.Козловским, есть слова: “Стон Синая раздается”. Синай в данном случае – это одно из названий крепости, на взятие которой и было написано данное произведение. Назовите общепринятое название этой крепости. (Ответ: Измаил).
3. В XIX веке во время этой крайне неудачной для России войны была написана приобретшая огромную популярность у солдат песня “Раскинулось море широко…”. О какой войне идет речь? (Ответ: Крымская).
Красная дорожка. Тема “Легенды и музыка”.
1. Стены библейского Иерихона рухнули при звуках труб, а в античных Фивах камни, повинуясь игре царя Амфиона на этом инструменте, сами складывались в городские стены. (Ответ: лира).
2. Этот музыкальный инструмент изобрела Афина Паллада и бросила его, заметив, что игра на нем обезображивает ее лицо. (Ответ: флейта).
Финал.
Предварительное задание. Именно этот оперный певец стал первым исполнителем, репертуар которого был записан на грампластинки. (Ответ: Карузо).
Зеленая дорожка. Тема “Танцы”.
1. Именно этот композитор является автором известного каждому из нас вальса “Жил-был у бабушки серенький козлик”. (Ответ: Моцарт. Цикл “6 немецких танцев”, N 3).
2. Этот знаменитый французский король, в отличие от своей не менее знаменитой жены, не мог освоить элегантные танцы того времени и потому изобрел свой собственный, который назвали “трикоте”. (Ответ: Генрих IV, жена – королева Марго).
3. Какой танец в средние века называли “королем танцев и танцем королей”? (Ответ: менуэт).
4. В середине XIX века в салоне русских композиторов – братьев Титовых – был придуман шуточный вальс “для пианистов, умеющих играть только одним пальцем”. Назовите его. (Ответ: “Собачий вальс”).
Желтая дорожка. Тема “Музыкальные инструменты”.
1. Изобретенный в 1711 г. во Флоренции, этот музыкальный инструмент отличался от своих предшественников тем, что был способен издавать и громкие, и тихие звуки. Назовите его. (Ответ: фортепиано).
2. Именно этот деревянный духовой инструмент в оркестрах часто используют в качестве заменителя камертона, т.к. благодаря его конструктивным особенностям температура воздуха практически не влияет на его музыкальный строй. (Ответ: гобой).
3. Именно эта обладающая низким голосом труба является “чемпионом” симфонического оркестра по громкости. (Ответ: тромбон, он имеет выдвижную трубку-кулису).
Красная дорожка. Тема “Песни”.
1. Именно эта легендарная советская песня во время второй мировой войны стала маршем итальянских партизан. (Ответ: “Катюша” – в Италии она известна в двух вариантах: “Катерина” и “Дует ветер”, последний вариант и стал гимном).
2. Именно эту песню “играл эскадрон смычками страданья на скрипках времен” в знаменитом стихотворении М.Светлова “Гренада”. (Ответ: “Яблочко”).
3. Этого композитора-любителя, создавшего свое гениальное произведение в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г., называют “гением одной ночи”. О каком композиторе и какой знаменитой песне идет речь?. (Ответ: Руже де Лиль, “Марсельеза”).
Валерий РЫЖОВ,
Светлана РЫЖОВА
Комментарии