Повышение качества образования – одно из приоритетных направлений политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы развития образования («Столичное образование») на среднесрочный период (2012-2016 гг.).
Одна из задач программы – внедрение современных стандартов качества образования (Московского стандарта качества образования), инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий и достижение обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике. Для внедрения Московского стандарта разрабатывается единый регистр качества образования, который обеспечит проведение мониторинга качества образовательных результатов, условий, процессов. Основная цель регистра качества – предоставить на все уровни образования необходимую статистическую и аналитическую информацию для повышения качества образовательного процесса и обеспечения подготовки выпускников образовательных учреждений для жизни и деятельности в развитом информационном, инновационном обществе.Третий год наш Центр образования участвует в работе ГЭП «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Целью экспериментальной работы стало создание школьной модели оценки качества образования, встраиваемой в модель окружной и городской модели оценки качества. Перед нами изначально встали вопросы: что оценивать, кого оценивать, как оценивать в этой модели?Что оценивать, понятно из новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые фиксируют комплексный подход к оценке качества образования и определяют три структурных элемента качества образования: образовательные результаты учащихся (предметные, метапредметные, личностные); условия; реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя и др.Кого оценивать? Главный субъект образовательного процесса в школе – учащийся, следовательно, оценка качества деятельности образовательного учреждения должна опираться на свой базовый элемент – оценку индивидуальных достижений учащихся. На основе этих данных можно оценивать качество образования учебной группы, класса, школы. Объекты оценки – учителя и администрация школы.Как оценивать? Важнейшие принципы контролирования качества образования – объективность, систематичность, технологичность. Объективность диагностических процедур означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контроля и оценки используют в единой системе, преследуя единые цели. Технологичность позволяет проводить оценку качества образования, внедряя различные инновационные информационные технологии.В нашем Центре образования при оценке качества образования мы используем различные инновационные методики. Скажем, при оценке качества учебных достижений учащихся мы внедряем квалиметрическую многоуровневую оценку на основе анализа контрольных работ с использованием программных продуктов, разработанных под руководством Н.Фоминой, скорректированных для нашего образовательного учреждения с учетом разноуровневого обучения по группам и обучения по индивидуальным учебным планам в 9-11-х классах. Эта система оценки формируется на трех уровнях: на уровне ученика – накопление и анализ результатов по каждому учащемуся в течение всего периода обучения; на уровне учебной группы, класса – накопление информации, необходимой учителям для их практической деятельности (корректировка программ, выбор технологий обучения); на уровне образовательного учреждения – по различным предметам и классам для анализа работы учителей и школы в целом.Алгоритм действий при введении системы оценки следующий: диагностика ожидаемых результатов; проведение контроля; получение реальных результатов обучения; сравнение полученных результатов с ожидаемыми.При внедрении системы оценки каждый учитель работает по такому плану:- изучение материалов кодификатора ФИПИ по предмету. Составление или уточнение календарно-тематического планирования с учетом кодификатора;- определение контролируемых элементов и видов деятельности при изучении тем в соответствии с кодификатором контролируемых предметных умений и элементов содержания, включение элементов в текущий контроль знаний (самостоятельные работы, экспресс-опросы, промежуточные тестирования);- заполнение диагностической карты учебной группы, класса;- составление контрольных работ, зачетов, тестирований с учетом кодификатора;- проведение контрольной работы, зачета;- анализ контрольной работы, зачета;- внесение данных о результатах контрольных работ, итоговых оценок за учебные периоды (триместры, полугодия) в базу данных образовательного учреждения.Данные анализов контрольных работ, оценочные показатели учащихся по итогам триместров, полугодий составляют основу для составления анализа класса и анализа школы. Анализ класса включает диагностику класса, результативность всех контрольных мероприятий по учебным предметам (по которым контрольные мероприятия предусмотрены нормативами), оценочные показатели за учебный период по всем предметам учебного плана. Программный продукт позволяет при внесении этих показателей оценить результативность обучения по каждому предмету и у каждого учителя, увидеть уровень обучения по сравнению с нормативным, сравнить с ожидаемой. Анализ школы формируется на основе анализа классов в программном продукте и включает в себя общие итоги, результативность практической части (анализ проведенных контрольных работ), результативность теоретической части (анализ оценочных показателей за учебный период), показывает разрыв между результатами практической и теоретической частей, итоги по всем классам, прогноз повышения качества, персональный контроль работы учителей, диаграммы и графики.В дополнение к этой системе мы разработали программные продукты по оценке качества деятельности ОУ по результатам внешнего контроля (результатов ЕГЭ и ГИА), которые позволяют провести анализ сдачи экзаменов каждым учеником, сделать выводы о работе каждого учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА, провести сравнительный анализ с данными прошлых лет по Центру образования, сравнить результаты Центра образования со средними результатами по России.Такая система позволяет сделать оценку качества образования не констатирующей, а формирующей, сведения о ходе и результатах образовательного процесса позволяют не только провести своевременную корректировку, но и применить полученную информацию для управленческих решений.Все знают, как важна мотивация ребенка к учебной деятельности. В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение учащихся предметным знаниям, объем которых постоянно растет, а личность школьника как активного деятеля. В связи с этим одним из основных направлений нашей экспериментальной работы стало направление «Оценка воспитательной деятельности образовательного учреждения». В рамках экспериментальной работы наш Центр образования разработал электронный продукт по оценке качества воспитательной работы в школе на основе оценки личностного роста школьников. По результатам диагностики личностного роста школьников мы ставим общие цели и задачи воспитательной работы школы, отдельных классных коллективов и строим индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Методика оценки личностного роста школьников разработана для учащихся 5-11-х классов сотрудниками научного центра теории воспитания УРАО «ИТИП» под руководством П.Степанова. Для проведения первой части опросника и обработки его результатов педагогами школы разработана программа в среде Excel. Программный продукт позволяет провести анкетирование максимально индивидуализированно, исключив обсуждение вопросов анкеты с другими участниками опроса. Работая с программой, ребенок погружается уже в знакомую ему комфортную среду. При отсутствии живого общения он не испытывает эмоционального воздействия и более правдиво и спокойно отвечает на поставленные вопросы, не отвлекаясь на аргументацию. Программа позволяет легко обработать результаты анкетирования с минимальным участием педагогов и получить целостное представление о характере отношения школьников к базовым ценностям: к Отечеству, к миру, к природе, к труду, к культуре, к знаниям, к другим людям.Проведение диагностики личностного роста школьников является нужным инструментом для оценки качества воспитательной работы школы, учитывая при этом, что новые стандарты нацеливают на важность личностных результатов воспитания и обучения. Диагностика позволяет в системе увидеть проблемные точки в процессе воспитания школьников и соотнести их с тем, что позиционируется обществом и происходит в действительности.В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу о необходимости учета не только предметных достижений учащихся, но и личностных, создали программный продукт «Рейтинг учащихся», который будет одной из составляющих портфолио ученика. Программа облегчает жизнь классному руководителю при составлении отчета о воспитательной работе, при написании характеристик учащимся, потому что в ней учитываются не только достижения каждого учащегося, но и его активность в различных мероприятиях класса и школы. По результатам, учитываемым в программном продукте, составляется рейтинг класса, и в конце года каждый ребенок получает лист достижений, в котором указаны проценты участия его во всех видах деятельности класса (участие в учебной деятельности, в экологических акциях, в экскурсионной деятельности, в благотворительной деятельности, спортивно-оздоровительной деятельности, в трудовой деятельности, в художественно-творческой деятельности).Работа педагогического коллектива в экспериментальном режиме над созданием и апробацией электронных продуктов для оценки качества образования будет продолжаться, мы надеемся, что это поможет нам легко включиться в активную работу в Московском регистре качества образования.Наталья ИВАНОВА, заместитель директора по экспериментальной работе ЦО №1080 «Экополис»
Комментарии