Сбылась мечта лентяев и второгодников. Отныне, по крайней мере в Эстонии, чтобы получить аттестат об окончании гимназии, достаточно на выпускных госэкзаменах получить один балл. Причём даже не из пяти, а из… ста!
Вообще-то «единица» уже давно считается в эстонских школах и вузах положительной оценкой по пятибалльной системе, только не в цифровом выражении, а в вербальном. «Превосходно» заменяет прежнюю пятёрку, и далее по убывающей: «отлично» (4), «очень хорошо» (3), «хорошо» (2) и «удовлетворительно» (1). Однако до сих пор на выпускных экзаменах в гимназиях для того, чтобы получить свидетельство о среднем образовании, необходимо было набрать не менее 20 баллов из ста. То есть получить хотя бы ту же «единицу» по пятибалльной системе. Теперь эта планка опускается «ниже плинтуса».
Правда, в новой системе имеются некоторые нюансы, которые хотя бы отчасти примиряют с ней тех, кто не согласен с такими заниженными требованиями.
Во-первых, один балл из ста означает просто, что экзамен по данному предмету сдан, и не более того. Удовлетворительным всё-таки считается результат не ниже 20 баллов. Это значит, что если абитуриент намерен после окончания гимназии поступать в какое-нибудь высшее учебное заведение, то ему придётся напрячься: вузы требуют определённую сумму баллов в аттестате, и сплошные «1 из 100» не дадут желаемого результата.
Студентом можешь ты не быть
Во-вторых, одновременно с изменениями в баллах изменяется и «набор» обязательных экзаменов, и способ его определения. Раньше государственных экзаменов было три, но из них обязательным для всех без исключения был только экзамен по эстонскому языку, остальные два абитуриент мог выбрать по своему усмотрению. Теперь все три определяет государство в лице Министерства образования и науки. Это всё тот же эстонский язык, плюс иностранный язык и математика. Кроме того, прибавляется ещё один обязательный экзамен – по предмету, который определяет уже сама школа.
Гимназисты и многие педагоги выражают недовольство такими изменениями. Республиканская газета «Postimees» приводит мнение одного из нынешних выпускников гимназии, который собирается поступать на филологический факультет Тартуского университета. Для этого ему не нужна высокая оценка по математике в аттестате о среднем образовании, и он не уделял данному предмету особого внимания. Новая система возводит математику в ранг обязательных, а получить за этот экзамен хотя бы около 20 баллов для него проблематично. Таким образом, учитываемая при приёме в вуз сумма баллов в аттестате становится у этого абитуриента ниже, чем требуется для поступления. При прежней системе он мог выбрать для обязательного госэкзамена какой-то другой, более близкий его интересам предмет, и такая проблема просто не возникла бы.
Не так страшен чёрт…
Впрочем, новая система всё-таки оставляет школам и абитуриентами право выбора. Ту же математику в эстонских школах изучают по двум программам: расширенной (более сложной) и сокращённой (более лёгкой). И при сдаче госэкзамена выпускник может выбрать один из них – в зависимости от своих возможностей и, так сказать, потребностей для поступления в вуз. Причём если он учился по сокращённой программе, а экзамен выбрал по расширенной, это будет учитываться как своего рода «бонус» при определении итоговой оценки.
При сдаче госэкзамена по иностранному языку абитуриент также может выбрать, во-первых, сам язык. Поскольку во многих гимназиях изучаются два или даже несколько иностранных языков, то такое право многое значит – ученик выбирает тот, в котором он чувствует себя наиболее уверенно. Как правило, первым в этом списке идёт английский.
А во-вторых, вместо госэкзамена по языку выпускник гимназии может пройти испытание по международно признанному тесту (например, TOEFL), который – правда, за плату – можно сдать при одном из эстонских университетов, где такие тесты применяются по учебной программе. Свидетельство о сдаче экзамена по таким тестам требуют от поступающих многие англо-американские университеты.
При таком выборе гимназист должен представить в школьную экзаменационную комиссию справку о сдаче международного экзамена на определённый языковой уровень. По данным Отдела внешнего оценивания Министерства образования и науки, международно признанные экзамены сдаются по русскому, французскому и немецкому языкам – на основе программ и требований, разработанных в странах-«носителях» языка. Выдаваемые при этом языковые сертификаты также признаются как в этих странах, так и во всём мире. Экзамен по английскому языку основывается на программе, созданной эстонскими специалистами. Как уточняет в этой связи руководитель отдела министерства Айн Тыниссон, «преподавание английского языка – это крупный международный бизнес, и импорт экзамена по английскому обошёлся бы нашему государству слишком дорого».
По мнению чиновника, публикуемому той же газетой «Postimees», новая система позволит более объективно оценивать общее положение в системе образования: «Те экзамены, которые прежде сдавали лишь немногие абитуриенты, не давали достаточной информации о состоянии нашего образования. Были даже такие школы, администрация которых оказывала давление на слабых учащихся, чтобы те отказывались от сдачи какого-либо экзамена…»
И далее Тыниссон отмечает: «Функция поступления в университет при этом вторична. Если раньше оценки за гимназические госэкзамены были главным фактором при решении о зачислении абитуриента в университет, то новая схема заставит вузы вернуться к всеобщим вступительным экзаменам. Всё-таки в жизни человека окончание гимназии – это одно событие, а поступление в вуз – другое, и не надо их жёстко увязывать».
В группе самых грамотных
Главный аргумент противников новой системы: заниженные требования на выпускных госэкзаменах приведут к снижению общего уровня знаний у гимназистов ввиду отсутствия мотивации и как следствие к падению качества образования в целом. Однако имеющиеся факты позволяют считать подобные опасения безосновательными. 20 января этого года по телевизионному каналу «Euronews» был показан репортаж о ходе реализации международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (аббревиатура от английского Programme for International Student Assessment), при содействии Организации экономического сотрудничества и развития. В исследованиях участвуют десятки тысяч 15-летних школьников из разных стран мира, в том числе из Эстонии. Программа оценивает уровень знаний по математике, естественным наукам и навыкам чтения. Тестирование в её рамках проводится каждые три года, и, как утверждают авторы репортажа, у эстонских учителей есть все основания гордиться результатами своей работы, значительно улучшившимися со времени проведения предыдущего теста PISA. Школьники Эстонии вошли в группу самых грамотных в Европе и в мире. При этом отмечается, что столь высокие показатели были получены благодаря ориентации республиканской образовательной системы на две главных цели: чёткость задач, ставящихся перед педагогами и учащимися, и обеспечение автономности школ. Эстония – маленькая страна, поэтому и уровень бюрократии здесь минимальный. Новости из школ доходят до чиновников быстро, что позволяет не задерживаться с принятием необходимых решений.
В репортаже участвовали несколько школьников – как эстонцев, так и русских, и из их ответов на вопросы тележурналистов следовало, что они готовы принять участие в любом тестировании и в своих знаниях абсолютно уверены.
Таллин – Эстония
Фото Ольги Максимович
Комментарии