В этом учебном году я сделала непростой выбор: набрала группу учеников для подготовки к предпрофессиональному образованию в области графики и дизайна. До этого года я вела кружок «Графика. Иллюстрация. Скетч» для старшеклассников, но это было просто творческое объединение, то есть мы, конечно, практиковали нужные для художников навыки на базовом и углубленном уровнях, но у нас не было системной подготовки к предпрофессиональному уровню знаний.
К такому выбору нас подтолкнул тот факт, что многие наши выпускники поступили в школы и колледжи художественной направленности. То есть те знания, представления и навыки, которые они получили за два года работы нашего кружка, стали востребованными в их дальнейшем профессиональном обучении. Причем выбор специальностей наших учеников оказался очень разнообразным: графический дизайн, анимация, стилистика и искусство визажа, театрально-декорационное искусство.
В связи с этим я разработала новую программу, чтобы она включала в себя разнообразные направления в области дизайна, стандартные задания для «юных дизайнеров», те, которые ученики могли бы включить в свое портфолио при поступлении в колледжи и вузы по направлению «Дизайн», при этом я учитывала и то, что многие из учеников еще не сделали окончательный выбор специальности.
В течение года наши ученики ознакомились с требованиями к рисунку, основами цветовой грамоты, декоративной композиции и стилизации, навыками скетчинга, коллажа и иллюстрации. И конечно, применили все эти знания на практике.
Чтобы обучение по нашей программе не стало засушенным набором стандартных практик и рисунков, мы взяли за правило участвовать в школьных художественных проектах и мероприятиях дополнительного образования.
В первую очередь нас ждали на оформительских проектах. Это приносит безусловную пользу ученикам как будущим специалистам. Согласованное участие в коллективном проекте тренирует социальные и профессиональные качества ученика. Проект требует четкой формулировки и выполнения определенных технических требований, умения общаться в коллективе сверстников и педагогов, согласованно участвовать во всех этапах проекта – от идеи до презентации.
Прежде всего мы выполняли выставочные проекты, наши графические рисунки и коллажи на заданные темы оформляли рекреационный холл в Доме творчества на регулярной основе. Первый наш выставочный проект прошел как серия коллажей-постеров, которыми мы оформили рекреационный коридор в студии. Мы приняли участие в фестивале «Дизайн детям» управления НХО.
Также были необходимы и оформительские проекты для украшения холла и презентации творческих кружков. Мы придумывали идею, выбирали стиль и цветовую гамму, учились работать с разными материалами и инструментами для дизайна интерьера, соблюдали формат, масштаб и технические требования. Если первый оформительский проект был пробным (в рамках творческого объединения), то второй проект состоялся как социокультурное мероприятие в рамках празднования Дня города наряду с концертом и мастер-классами. В итоге мы разработали дизайн панно для оформления холла на городскую архитектурную тематику, представили его на школьной выставке.
Также мы участвуем в театрально-декорационных проектах, разрабатываем и рисуем декорации для спектаклей театрального объединения нашей школы. Театрально-декорационное искусство – одно из востребованных направлений в художественном образовании, требующее много компетенций.
Проектирование и выпуск афиш к школьным мероприятиям – еще одно из направлений практической работы нашего кружка. Разработка и создание афиш развивает дизайнерские навыки. Рисунок и композиция, формат, заголовок, шрифты и текст, цветовая грамота, текстуры и графические эффекты важны для создания выразительного и смелого графического образа.
В течение года мы разработали больше 10 афиш к разным школьным событиям. Самые удачные из них участвуют в сборнике сообщества российских коллажистов «Режь да клей», основанного Ольгой Кирсановой. Цель сообщества – повышение уровня мастерства коллажистов, развитие городских коллажных мастерских, объединение профессиональных иллюстраторов, дизайнеров и представителей других художественных профессий. Для наших учеников участие во взрослом профессиональном и социальном проекте – одна из мотиваций продолжать обучение в направлении дизайна.
Мы сохраняем связь с выпускниками нашего творческого объединения, которые поступили в ДХШ и на художественные специальности в колледжи, приглашаем их на просмотры и творческие встречи.
Некоторые ученики нашего кружка уже готовятся к поступлению на художественные специализации и приходят с пониманием определенных требований к портфолио. Одно из самых частых – умение создавать выразительные наброски, навык скетчить на самые разнообразные темы с натуры: предмет, интерьер, пейзаж, портрет и фигура человека, животные.
Для таких практик мы выделяем определенные часы, проводим отдельный курс по скетчу для начинающих и продвинутых. Практикуем техники быстрого рисунка, просматриваем и изучаем скетчи профессиональных иллюстраторов и дизайнеров, выполняем самостоятельные зарисовки. Особенно интересно, когда наши практические занятия становятся частью профессионального дизайна. Так, часть скетчей с наших натурных практик послужили основой для обложки меню петербургского ресторана-гостиной «Тепло», наших человечков и сейчас можно увидеть на обложке и открытках.
Для быстрого общения и обмена иллюстрациями и фотографиями мы создали отдельный телеграм-канал, который позволяет быстро встраиваться в текущие события профессиональных сообществ.
Анна СВИНЦОВА, педагог дополнительного образования школы №1265
Комментарии