search
main
0

Эстафета здоровья. Воспитательная программа внеурочной деятельности для учеников начальных классов

Учитывая требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом, мы разработали программу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Эстафета здоровья» для обучающихся начальных классов (преимущественно для вторых классов).

Пояснительная записка к программе опубликована в №3 «Учительской газеты» от 19 января 2016 года.

Тематическое планирование.

Количество часов

Содержание.

17

«Мир движений»

Проведение эстафет* на развитие физических качеств (координация, выносливость, ловкость, равновесие, быстрота, сила и др.) и двигательных умений и навыков. Проведение игр на развитие психических процессов** (быстрота реакции, мышление, воображение, восприятие сигнала и др.)

Уроки здоровья, направленные на формирование ЗОЖ

Беседы в сопровождении ИКТ об основах здорового образа жизни (понятие ЗОЖ, правильное питание, личная гигиена, здоровый эмоциональный фон). Беседа об истории Олимпийских игр и о Сочи 2014 года.

8

«Край, родимый край…»

Проведение русских народных игр и забав. Проведение национальных (хакасских) игр. Проведение игр разных национальностей.***

Уроки контроля.

Проведение викторины и праздников спортивной направленности.

* очень важно проводить занятия в форме эстафет, так как эстафета – игровая деятельность, которая очень нравится школьникам младшего возраста; эстафета развивает в школьнике умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; эстафеты делают урок ярким и динамичным; эстафета способствует воспитанию личностных качеств школьников.

** особое место на каждом занятии нужно отводить играм на развитие психических процессов, желательно чтобы игры повторялись через 3 – 5 занятий.

*** народные и национальные игры лучше проводить на свежем воздухе как в теплое, так и в холодное время года; игры выбирает педагог на свое усмотрение.

Методические рекомендации.

1.      Каждое занятие цикла «Мир движений» нужно начинать с хорошей полноценной разминки, иногда позволяя детям самим её делать. Роль учителя в этом случае – корректировать работу класса.

2.      На каждом занятии необходимо 2-3 раза проводить пульсометрию: перед началом занятий и перед игрой на развитие психических процессов, если позволяет время, в финале занятия. Во время проведения пульсометрии обязательно нужно комментировать основные правила измерения ЧСС, рассказывать о влиянии пульса на здоровье, о нормальных показателях и последствиях неправильной работы сердца для организма.

3.      Эстафеты необходимо проводить с элементами баскетбола, волейбола, пинг-понга, гимнастики, акробатики и так далее; необходимо использовать различный спортивный инвентарь и оборудование («фишки», гимнастические маты, палки, обручи, мячи, скакалки, мешочки с песком, «шведскую стенку», скамейки, канат и так далее). При этом учитель должен дать краткую характеристику данного оборудования или инвентаря (как называется, в каких видах спорта используется, для развития каких физических качеств и так далее).

4.      Уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни необходимо проводить в форме бесед, то есть школьники должны быть участниками беседы, активно высказывать и делать выводы. Желательно проводить в конце бесед ролевые игры. Например: один ребенок играет курильщика, а другой человека без вредных привычек; каждый из них должен проговорить ощущения: курильщик «я кашляю, у меня неизлечимый бронхит, без сигарет я становлюсь агрессивным и так далее», на что здоровый человек отвечает «я – здоров и это здорово, у меня нет проблем с дыханием, у меня очень много друзей, так как я жизнерадостный и отзывчивый».

5.      Народные и национальные игры лучше проводить на улице, как в теплое, так и в холодное время года. Учитель может решать самостоятельно, игры каких национальностей ему использовать, но обязательно дает краткую характеристику игры.

Народные игры – это яркое выражение народа, в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть и с точки зрения педагогики и психологии, как на средство образования и воспитания. К тому же это отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерство, активизировать эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Примеры народных игр

Удар по веревочке. Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить только одну руку. Если играющий отпускает две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг, и игра продолжается дальше.

Большой мяч. Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки,  выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, – ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Растеряхи. Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Елы. Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку. За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех “полевых” игроков также есть палки.  Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков. Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, они стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи. Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять “пустое место”, ямку  игрока, которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

В ногу. Народная казацкая игра, получившая распространение в 19 веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на две равные по числу игроков команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30 сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача – попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, нельзя отрывать от земли ногу, находящуюся в кругу.

Наседка и коршун. Перед началом игры из всех ее участников выбирают двух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка приговаривает: “Коршун! Что делаешь?” – “Ямочку рою”. – “Зачем тебе ямочка?” – “Денежку ищу”. – “Зачем тебе денежка?” – “Иголку купить”. – “Зачем тебе иголка?” – “Мешочек сшить”. – “Зачем мешочек?” – “Камешки класть”. – “Зачем камешки?” – “В твоих деток шуркать-буркать”. – “За что?” – “Они ко мне в огород лазят”. – «Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их». После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без слов наседки.

«Чуурана» (Чазынчах). Детская игра «чуурана» или «чазынчах» – хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира. Собравшаяся детвора сначала выбирает водящего. Для этого находят палку длиной около метра, которую по очереди, начиная с нижнего конца, обхватывают руками, надставляя кулак над кулаком. Кому достанется обхватить верхний конец, тот становится водящим. В дальнейшем эта палка служит стукалкой (чибирек) и находится на выбранном месте, где юлит водящий. Для того, чтобы участники игры спрятались, водящий, закрыв глаза, говорит считалку.

Когда водящий обнаружит спрятавшихся игроков, то он должен первым добежать до места (меет) голения и стукалкой застукать их. При этом обязательно надо воскликнуть «чуурана». Подобное магическое слово встречается в играх русских (чур меня), кыргызов (жууран) и других народов.

«Киик-nÿÿpi». Хакасская игра «киик-пÿÿрi» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву». На ровной площадке чертятся две параллельные линии, между которыми находится волк. За внешней чертой сосредоточены дикие козы, которые должны пересечь волчью зону. Волка выбирают по считалке: «Пiр – пiт, iкi – iнее, ус – учургу, торт – тозек, пис – пизiк, алты – арrамчы, читi – чиле, сигiс – сине, тогыс – тонма, он – очых!». На кого падает слово «очых», тот становится волком. Он должен ловить диких коз, пробегающих по его территории между линиями. Пойманная коза остается в плену у волка. Нужно поймать всех диких коз.

«Хозан орых» (Хулагас). Детская игра «хозан орых» (заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг (диаметр 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге (тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит «один, два, три!» – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк первый займет пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

«Ходыр iнек». Детская игра «ходыр iнек» (паршивая корова) в долине реки Чулым называется «кок iнек» (сивая корова), а в долине реки Абакан «хоор торбах» (светлый теленок). Она полностью идентична русской игре «котел» и кыргызской «уйчу» (пастух) или «кок бука» (сивый бык). В игре участвует 5-6 мальчишек. На земле чертится круг диаметром 5-6 м. В центре выкапывается круглая лунка-загон для коровы (хазаа). Играют мячиком (тогым), скатанным из коровьей шерсти. У каждого играющего в руках посох (таях) длиной около метра. На линии круга на одинаковом расстоянии каждый игрок выкапывает свою лунку (iн). Сначала определяют, кто будет пастух (cypiгчi). Для этого каждый игрок кладет посох на носок ноги и бросает его. Кто ближе всех бросил его, тот будет пастухом шелудивой коровы. Он не имеет своей лунки. Задача пастуха – загнать шелудивую корову (мячик) в хлев. Остальные участники игры отбивают мячик палками и не дают ему пройти в центр круга. Если пастух загонит «паршивую корову» в хлев, то пастухом становится следующий по очереди игрок. Кроме того, правила требуют, чтобы все играющие охраняли свои лунки и не дали пастуху внезапно засунуть свой посох в свободную лунку зазевавшегося игрока. Поэтому отбив мячик, надо держать посох в своей лунке. Охранять ее ногами запрещается. Если пастух сумел засунуть клюшку в чужую лунку, то ее хозяин становится пастухом, и игра продолжается.

Семен Востриков, учитель физической культуры,

Людмила Кулина, учитель русского языка и литературы,

средняя школа №4 города Черногорска, Республика Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте