В Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов прошли ХI Международные Лихачевские чтения. На этот раз – с участием 700 старшеклассников и их учителей.
Тема крупнейшего в России и одного из самых известных в мире ежегодного научно-практического форума, посвященного значимым гуманитарным проблемам современности, была сформулирована как «Диалог культур в условиях глобализации».Вместе с выдающимися учеными, политиками, общественными деятелями из 26 стран в работе Чтений приняли участие свыше 700 старшеклассников – участников V Всероссийского конкурса творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность» и междисциплинарной олимпиады по комплексу предметов «Гуманитарные и социальные науки». Ежегодно в конкурсе принимают участие сотни школьников, представляющих более 50 регионов России. При этом значительная часть работ поступает из малых городов и школ, расположенных в сельской местности.В жюри конкурса входят писатель Даниил Гранин, академик-литературовед Александр Куделин, президент Российской академии образования академик Николай Никандров, ректор СПбГУП академик Александр Запесоцкий, известные литературоведы, историки, журналисты, представители ведущих школ Санкт-Петербурга. Победители выдвигаются университетом в качестве кандидатов на получение премии для поддержки талантливой молодежи, получают дипломы СПбГУП и денежные премии. По сложившейся традиции их вручают в Дни славянской письменности и культуры.В этом году 1-е место занял учащийся 11-го класса Вятской гуманитарной гимназии Кирилл Колышницын, написавший работу «Судьба двух врачей. Непридуманные истории великой и страшной войны». Тема работы оказалась созвучна тематике Чтений – русский врач Михаил Белоусов и его французский коллега Виктор Жирард породнились в фашистском лагере военнопленных…Выступая на пленарном заседании форума перед представителями мировой интеллектуальной элиты, Кирилл сказал: «Сопоставив все собранные материалы с текстами книг Лихачева, я пришел к главному выводу: история совершается не в школьных учебниках, она в жизни простых людей, которые, не изменяя себе, не предавая своих товарищей, ковали ту Великую Победу, ставшую для нашего поколения отправной точкой в определении чести, совести, человеческого достоинства».Особенностью данного конкурса стало значительное число работ, посвященных учителю. Дмитрий Сергеевич слово «Учительство» писал с большой буквы: «Подлинное Учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта – эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры и трудовых традиций». Темы работ школьников говорят сами за себя: «Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее, – это учитель, педагог», «Взгляды академика Д.С.Лихачева на роль учителя в современном обществе», «О роли педагога в обществе», «В поисках настоящего учителя», «Размышление о роли учителя в современном обществе», «Подвиг наставничества», «Учитель!.. Слово-то какое…», «Учитель! Перед именем твоим…».Призер конкурса, занявший 2-е место, В.Риттер, учащийся лицея г. Вольска Саратовской области, в своей работе «Учитель, которому хочется верить» стремится определить черты идеального учителя и классного руководителя, взяв за основу высказывания разных лет Д.С.Лихачева о тех качествах, которые, по мнению академика, должны отличать наставника школьников. В.Риттер избрал для своего исследования не обобщенно-абстрактные качества идеального учителя, а личность конкретного преподавателя, которым является его отец. Идеальность для автора работы – это приближение учителя к тем человеческим и профессиональным качествам, которыми обладал сам Д.С.Лихачев, ученый, великий гуманист и педагог.Четыре школьника из Санкт-Петербурга, Сергиева Посада (Московская область) и поселка Васильковский (Калининградская область) были отмечены специальными дипломами за исследовательскую работу.В ходе Лихачевских чтений школьники, обсуждая наряду с философами, социологами, культурологами, историками, филологами, юристами, искусствоведами ключевые проблемы современности, проявили лучшие качества современной образованной молодежи: эрудицию, начитанность, умение сформулировать, обосновать и отстоять собственную позицию. Дискуссия охватила широкий спектр вопросов: от размышлений о ценности жизни, уникальности человеческой личности, сущности культуры, социокультурной толерантности до роли учителя в становлении нравственных ценностей современной молодежи.Работу старшеклассников во время Чтений возглавил председатель Общественного совета Санкт-Петербурга, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», профессор, народный артист России Н.В.Буров. «Духовно-культурное наследие нашего великого соотечественника, – сказал он в своем приветственном слове, – должно стать для молодого поколения вдохновляющим свидетельством того, что будущее нашей страны немыслимо без возвращения к основополагающим ценностям русской культуры».
Комментарии