search
main
0

Эстафета памяти. Колонка редактора

В вагон метро вошел пожилой мужчина с палочкой, и, хотя были свободные места, два мальчика 9-10 лет вскочили и сказали: «Садитесь, пожалуйста». А потом вдруг зашептались: «Это участник», – говорил один, «Нет, не участник, он не такой старый и нет орденов», – отвечал другой. Я поняла, что мальчики хотели встретить участника Великой Отечественной войны. Через несколько остановок им повезло. Вошел настоящий фронтовик, увешанный орденами и медалями. Друзья направились к нему. – Мы хотим вас поздравить с наступающим Днем Победы, – сказали они смущаясь и вручили ему красивые открытки.

Ветеран войны поблагодарил мальчиков, спросил, как их зовут, в какой школе учатся, чем увлекаются. Мальчики были вне себя от радости. Скоро они заторопились к выходу. Я вышла вместе с ними, хотя это была не моя остановка. Мне очень хотелось узнать, что это за акцию двое друзей проводят в метро, потому что у них оставалась целая кипа открыток.

Оказалось, что мальчики сами все это придумали. Купили открытки, написали добрые пожелания. В конце сделали такую приписку: «Мы будем о вас рассказывать своим детям, а они своим». За день до этого они тоже встретили одного ветерана, который дошел до Берлина.

– Вы 9 Мая вечером сможете увидеть многих ветеранов войны у Большого театра, – сообщила я.

– Да, мы пойдем туда, – ответил один из них – Алеша, – подарим им гвоздики, они уже стоят у нас дома, но там поговорить наверняка не удастся, они будут общаться друг с другом. Мы раньше видели ветеранов только на экране, а теперь хотим посмотреть на живых, настоящих.

Как это ценно, подумала я, когда ребята самостоятельно, без подсказки взрослых понимают, что очень важно встретить участника Великой Отечественной войны, поговорить с ним, прикоснуться, так сказать, к истории, не просто читая книгу или посмотрев фильм, а воочию увидеть людей, которые спасли мир от коричневой чумы. Выразить им свою благодарность и восхищение.

Мальчики не стали ждать, когда кого-то из них пригласят в их школу, а может быть, и приглашали, но так получилось, что у них в классе не было такой встречи.

Кто-то заметил, что последний военный парад на Красной площади был почти таким же пышным (только гостей было значительно меньше), как и юбилейный в 2005 году. Мне кажется, что каждое торжество в День Победы должно быть именно таким же ярким и запоминающимся, каким было празднование 60-летия окончания Великой Отечественной войны, потому что, к сожалению, для многих ветеранов каждое 9 Мая может стать последним. Уходят ветераны. Каждый год их становится все меньше и меньше. Это понимаем не только мы, но и наши дети, школьники. Готовясь к 60-летию Великой Победы над фашизмом, школьники по крупицам собирали рассказы фронтовиков об их ратных делах, о подвигах, о том, как они жертвовали своими жизнями во имя Родины и родного дома. Так, ученики пензенской школы №71 под руководством учительницы истории Татьяны Филатовой составили целый сборник по воспоминаниям ветеранов.

Андрей Кузьмин, ученик 11-го класса, написал в своем рассказе: «Резко закончилась мирная жизнь, началась война. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Брат моего дедушки перед уходом посадил в саду яблоню и сказал жене: «Когда тебе будет тяжело, смотри на нее и знай, я всегда помню о тебе». Дедушкин брат был танкистом. В боях ему не раз приходилось выбираться из горящих танков, к счастью, он оставался жив. Но в одном из боев, уже с Японией, его танк загорелся, и он погиб. А яблоня осталась, она шелестит своими листочками о том, что человек жив, пока о нем помнят».

И память о той, для одних уже далекой, Великой Отечественной войне, для других все еще близкой, как будто все это происходило только вчера, передается из поколения в поколение. Сегодняшние ученики еще могут расспросить ветеранов о том, как они воевали, какой ценой добывали Победу и о своих встречах, хочется верить, они расскажут своим детям и внукам, а те – своим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте