Воспитанники московского интерната №55 увлеченно занимаются поисковой работой, активно общаются с ветеранами Великой Отечественной войны. Подружившись с ними, фронтовики, их родные и близкие передают в ребячий музей бережно хранимые с сороковых-пороховых семейные реликвии, пожелтевшие фотографии, треугольники писем военной поры как эстафету победителей новому поколению, вступающему в жизнь… Это общение и музейная работа стали органичной частью патриотического воспитания и способом организации содержательного ребячьего досуга.
Музей партизанской славы в интернате №55 был открыт к 55-летию Победы. Его экспозиция отражает боевой путь 2-й особой партизанской бригады в годы Великой Отечественной войны. Созданная штабом Северо-Западного фронта в грозные дни осени 1941-го, когда враг рвался к Москве, сжимал кольцо окружения вокруг Ленинграда, бригада во главе с майором Алексеем Литвиенко с боями прошла от верховья Волги к берегам Западной Двины.
Воспитанники интерната вместе с педагогами организуют встречи с ветеранами партизанской бригады, проживающими и в Москве, и в Подмосковье, их родственниками.
Каждая поездка ребят к ветеранам пополняет экспозицию музея фотографиями бойцов-партизан, подлинниками документов и писем военной поры, фотокопиями карт боевых действий.
Музей объединил детей и подростков разных возрастов. Среди его активистов – и самый юный его лектор ученик четвертого класса Женя Орешкин, и учащиеся старших классов, такие как Андрей Тучков. Он мечтает стать журналистом и считает, что поисковая работа развивает навыки, которые пригодятся в будущей профессии.
Воспитанники интерната Женя Игнатьев, Саша Антонов, Катя Митяева, Максим Райков, Маша Козлова, Максим Карпов и другие ребята проводят лекции и экскурсии в музее, увлеченно собирают новые материалы, оформляют красочные альбомы, пишут творческие работы о результатах своих поисков. Например, Агеева Марина собрала материалы об отважной партизанке Зине Галициной. Ребята ездили в Талдом Московской области, где когда-то жила и откуда ушла на фронт Зина, встретились с сестрой партизанки – Лидией Васильевной, которая рассказала о судьбе девушки, которая в те огненные годы была немногим старше питомцев интерната. Они узнали, что до войны Зина была веселой, жизнерадостной девочкой, любила книги, песни, мечтала стать врачом, окончила курсы медсестер, работала в больнице. А с началом войны добровольцем пошла в истребительный батальон, затем сражалась в партизанском отряде. Рискуя жизнью, ходила в разведку. Зину и комиссара отряда Ивана Колосова выдал гестаповцам предатель-полицай. Фашисты зверски пытали их. Но партизаны не выдали боевых друзей и несломленными приняли мученическую смерть…
Рассказ о подвиге юной партизанки оставил глубокий след в сознании ребят и стал частицей экспозиции их музея.
Не так давно питомцы интерната ездили в Брянск, в гости к бывшей партизанке, ветерану 2-й Особой партизанской бригады Нине Гвоздевой. Она воевала в бригаде со дня ее боевого крещения до Великой Победы. Нина Николаевна поделилась с ребятами своими воспоминаниями. Рассказала множество подробностей партизанской жизни о том, как они учились воевать, принимали клятву партизана, отмечали праздники на оккупированной врагом территории. Припомнила и задорные частушки, которые они сочиняли и пели на привалах. Они так понравились ребятам, что они сочинили свои частушки и исполнили их на концерте для гостей-ветеранов. После поездки в Брянск среди экспонатов музея появились фронтовые письма Нины Николаевны и ее фотография, подаренная ребятам на память.
Среди частых гостей музея интерната №55 – Валентина Епихина, которая с первых дней войны была на фронте, на своих плечах выносила раненых и сама была ранена жена командира 2-й Особой партизанской бригады Надежда Литвиенко.
Перед майскими торжествами в честь юбилея Великой Победы праздниками ребята навещали одиноких пенсионеров-фронтовиков, помогали им по хозяйству. Побывали воспитанники интерната и на трех кладбищах, привели в порядок забытые и запущенные могилы воинов.
Общение воспитанников интерната с ветеранами партизанской бригады и родственниками погибших благотворно влияет на ребят, делает их серьезнее, ответственнее. Школьные сочинения о героях-партизанах отражают сложную работу разума и души, рождающую глубокие, искренние чувства. Они звучат и в ребячьих стихах, посвященных памяти героев Великой Отечественной, как резонанс детских сердец на задушевное общение с фронтовиками.
Воспитанники интерната с искренней любовью мастерят из соломки и бисера, ткани и бумаги разные поделки в подарок ветеранам. И затем с искренними добрыми пожеланиями вручают их фронтовикам.
Все это убеждает, что наставникам ребят во главе с директором интерната №55 Людмилой Соболевой удается строить работу неформально, находить тропинки к детским сердцам. Многолетний опыт педагогов свидетельствует, что даже «трудные» подростки, вовлеченные в военно-патриотическую работу, меняются к лучшему, начинают ответственнее относиться к учебе, всерьез задумываются о своем месте в жизни. Целенаправленное патриотическое воспитание, чувства любви к Родине, осознание гражданского долга, которые формируются в общении с ветеранами, способствуют взрослению ребячьих душ.
Комментарии