search
main
+1

Эстафета опыта

Все мы немного наставники и наставляемые

Субботний морозный день. Заснеженный центр города. Время отдыхать, подумаете вы, и окажетесь близки к истине. Только отдыхать можно с пользой, причем в стенах одного из старейших учреждений дополнительного профессионального образования – Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО), которой в этом году исполняется 85 лет.

Здесь состоялся Межрегиональный форум «Культурный код педагога-наставника», организованный Межрегиональной организацией Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования, Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПб АППО, Информационно-методическим центром Красносельского района Санкт-Петербурга, а также советами молодых педагогов Кировского, Калининского, Красносельского, Приморского и Пушкинского районов Северной столицы. Мероприятие получилось неформальным и больше походило на встречу друзей, нежели на официальное собрание.

 

Молодежи есть у кого учиться

 

О практиках наставничества рассказывает Татьяна СЕНКЕВИЧ

 

Данный форум стал логическим продолжением прошедшего в ноябре 2022 года Межрегионального форума молодых педагогов. Как пояснил идейный вдохновитель встреч, председатель Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга, член президиума СМП при Центральном совете Профсоюза образования Антон Левцов, ничего удивительного не было в том, что от педагогического сообщества города поступил запрос на подобное мероприятие. «Теме наставничества сейчас уделяется особое внимание, и мы постарались пригласить на форум спикеров, которые могли бы с разных ракурсов рассмотреть вопросы наставничества, например, с точки зрения учителя, методиста, администратора, профсоюзного лидера», – уточнил он.

По словам председателя Межрегиональной организации Профсоюза образования Ивана Кайнова, разговором о наставничестве открывается новая страница сотрудничества с академией. В будущем планируется провести здесь ряд встреч, на которых молодые и опытные педагоги рассмотрят самые разные проблемы, связанные с образованием, обменяются мнениями, продемонстрируют практические решения. Это поможет не только объединить поколения, но и увидеть, какие темы приоритетны, остры и нуждаются в активном обсуждении.

Что касается выбранной в качестве пилотной темы поддержки педагогической молодежи, то, по мнению ректора СПб АППО Андрея Богданцева, сегодня наставничество – это один из инструментов развития и сопровождения тех, кто входит в профессию. Почему это важно? Молодежи, пришедшей в школу, приходится многому учиться уже в классе, у доски. Без наставника это «обучение» может быть менее эффективным, а иногда даже травматичным. Наставник же – человек, переживший подобное состояние и готовый дать нужный и своевременный совет. Кроме того, крепнущий союз опытных и молодых педагогов может стать большим заделом на будущее, который позволит молодежи не только приходить в школу, но и, что более важно, оставаться в ней.

– Ошибка учителя имеет не менее серьезные последствия, чем ошибка врача или летчика, – сказал Андрей Богданцев. – Чтобы таких ошибок было как можно меньше, необходимо неформальное, доброе общение между педагогами: теми, кто может подсказать, и теми, кто хочет научиться.

 

Общение с Алиханом ДИНАЕВЫМ – это всегда настоящий праздник

 

Подсказать, на форуме, конечно, было кому. В качестве спикеров здесь выступили такие эксперты, как учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, народный учитель Чеченской Республики Алихан Динаев, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022, победитель в номинации «За реализацию воспитательного потенциала урока» Елена Дышева (г. Бал­тийск, Калининградская область), директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Волгоградской государственной академии последипломного образования, председатель клуба «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования Олеся Гончарук, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии образования СПбГУ Роман Демьянчук, директор Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяна Сенкевич, и. о. заведующего Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников СПб АППО Кристина Зайцева, методист учебного отдела Петрозаводского президентского кадетского училища Ольга Ковру.

Рассказывая участникам форума о своем опыте работы с учениками и студентами – будущими учителями, Алихан Динаев заметил, что в минуты сомнений, неверия в себя очень важно вспомнить голос своего наставника, который поддерживал, вдохновлял, не давал упасть духом. Наставничество может быть прямым, а может быть не явным, но от этого не менее значимым. Учитель года-2018 поведал об оригинальном подходе своего университетского преподавателя, которая попросила студентов перечислить на листочке всех своих одногруппников, выделить их положительные качества и придумать каждому самые позитивные клички. Затем все полученные сведения она упорядочила и раздала листочки студентам. Таким образом, каждый узнал, какие его хорошие качества видны и ценимы другими. По признанию Алихана Динаева, это стало одним из самых ярких переживаний его студенческой жизни, поскольку не только воодушевило, но и заставило посмотреть на одногруппников другими глазами.

Олеся Гончарук считает, что наставник нужен на каждом этапе педагогической деятельности: при входе в профессию, при закреплении в ней, при зрелости в профессии и при выходе из нее. А Татьяна Сенкевич уверена, что одно из эффективных условий наставничества – это свободный выбор наставника и наставляемого. Не каждый педагог готов брать на себя такую нагрузку и ответственность, кроме того, люди элементарно могут не подходить друг другу, исходя из тех или иных свойств характера, поэтому навязывание в вопросе наставничества не принесет желаемой пользы.

Технологией реверсивного наставничества, которая реализуется в ее образовательной организации, поделилась Елена Дышева. Педагоги создали разновозрастное профессиональное обучающееся сообщество, где можно выстраивать как горизонтальное, так и вертикальное наставничество. В рамках такого плодотворного общения родился интересный онлайн-проект для родителей «Коротко о важном». Молодые педагоги обучили опытных коллег алгоритму сбора информации в электронном виде, проанализировали вопросы, которые наиболее часто встречаются у родителей, и записали ответы на эти вопросы в формате небольших видеосюжетов. Идея настолько понравилась и педагогам, и родителям, что видеосюжеты теперь монтируют и папы с мамами.

У председателя Совета молодых педагогов Калининского района Санкт-Петербурга, учителя истории школы №149 Андрея Карабанова нет сомнений в том, что наставник прежде всего нужен молодым специалистам. К сожалению, не в каждой образовательной организации он есть, но, к примеру, школе №149 Калининского района очень повезло. Руководит школой Елена Вадимовна Степанова, которая одной из первых в Санкт-Петербурге награждена знаком «Почетный наставник».

– Как показывает опыт общения с Еленой Вадимовной, наставник – это человек, который не просто тебя поддерживает, но помогает остаться в профессии в первый год, когда тебе наиболее тяжело, когда ты можешь выгореть от общения с детьми, с родителями, не воспринимающими тебя как учителя, – заметил Андрей Карабанов. – Этот человек учит тебя общаться со старшими коллегами, с методистами, с администраторами и т. д. Этому не научат в университете, это передача из уст в уста педагогической мудрости, которая в итоге выводит тебя на более высокий уровень и позволяет развиваться.

Андрей Карабанов считает, что стать наставником может только тот, кто наделен внутренней добротой. Тот, кто не пройдет мимо, кто хочет отдать дань памяти своим наставникам. И это правда, ведь, как подметил Роман Демьянчук, почти все спикеры так или иначе вспоминали о тех людях, которые им когда-то помогли, направили, подставили плечо.

Одно из приятных свойств человека – желание поделиться тем, что умеешь сам, поэтому все мы немного наставники и наставляемые. Причем наставником можно стать совершенно неожиданно, вследствие какого-то события, передавая то знание, которым обладаешь, ты невольно становишься транслятором уникального, индивидуального опыта, который затем перейдет следующему поколению, оставив о тебе добрую память. И в этой эстафете наставничества, по мнению большинства участников форума, его главный смысл.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

 

Мнение молодого специалиста

Дарья Н., учитель начальных классов, Санкт-Петербург:

– Мой педагогический опыт составляет 2 года. Когда я пришла работать в школу, мне очень помогли в плане документальной работы: как правильно заполнять электронный журнал, как загружать туда учебные планы. Наставник мне объяснил, как составить учебную программу, тематическое планирование, как проводить контрольные работы, как внести их в план работы и т. д. Не было момента, чтобы мне не подсказали, не помогли. Насколько я знаю, у всех моих однокурсников, кто пришел работать в школу, есть наставники, и эта поддержка очень важна. Она говорит о том, что ты нужен, что в тебе заинтересованы, что тебя считают частью коллектива.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте