В этом году, почти через 33 года после окончания педучилища, я снова встретилась с бывшими студентами, учителями начальной школы. Я слушала, с какой любовью они рассказывали о своих малышах-учениках, для которых мои студентки Лиля, Оксана, Ирина, Ольга, Елена стали первыми учительницами, а значит, и самыми лучшими.
Конечно, мы вспоминали то главное, что объединило и сплотило всех в студенчестве и повлияло на дальнейшую жизнь. Это работа поисковой группы «МИГ-41». «Мы ищем героев 1941 года» – знаковые слова стали стилем жизни на долгие годы. Миговцы за годы учебы в Канском педучилище сумели отыскать 133 бойца. Бессмертный полк учебного заведения – это педагоги, сотрудники и студенты довоенной и военной поры. Вы только вдумайтесь: 133 бойца из одного педагогического училища, и это еще далеко не полный список.
Всего за годы работы группы «МИГ-41» в ее деятельности участвовали более 40 студентов, причем на добровольных началах. Энергичные, инициативные поисковики устанавливали имена выпускников – участников Великой Отечественной войны, разыскивали их родных, сокурсников, однополчан, собирали материал для будущей книги «Учитель в солдатской шинели», вели обширную переписку с воинскими частями Советской армии, с Центральным архивом Министерства обороны. Письма летели в города и села – в Москву и село Ирбей, в Харьков и село Верхняя Уря, в Иркутск и село Усть-Яруль, в Красноярск и село Карапсель.
Сотни писем за эти годы, еще больше слов благодарности от родных бойцов. И как итог благородной работы поисковиков создание музея боевой славы Канского педагогического училища.
Мои миговцы достойны уважения, потому что они самозабвенно полюбили общее дело. Если надо, рано утром пойдут в поход и в дождь, и в холод. Пойдут, чтобы рассказать всем жителям деревни Верхняя Уря Ирбейского района о замечательном земляке. Отправятся в село Карапсель Иланского района, чтобы послушать живой голос учителя-защитника М.Н.Юферова, записать его рассказ о войне, послушать в его исполнении фронтовые песни под аккомпанемент любимой гармошки, с которой он не расставался всю войну. Надо отметить, что общение с Матвеем Никитичем много дало юным студентам. Тяжелыми были его детство и юность. Сын врага народа, трижды был исключен из школы за это, но обиды на власть, на людей не затаил, всего в жизни добился сам. В 17 лет стал педагогом, заведовал Вершинской сельской школой. Потом были долгий фронтовой путь, после войны возвращение к учительскому труду. Матвей Никитич написал своим молодым коллегам «Учительскую исповедь», искренние, проникновенные слова которой нашли отклик в душах студентов. «Право на уважение учитель завоевывает своим образом жизни, – обращался к своим последователям педагог. – Я более сорока лет проработал сельским учителем, знаю, какой это ответственный труд, и все эти годы не угасала во мне огромная любовь к детям».
Именно он обратился к миговцам с просьбой написать книгу об учителях – участниках Великой Отечественной войны. Верно говорят, что сохранение традиций – это передача живого огня от человека к человеку. Как не быть благодарным нашему земляку, прожившему такую необыкновенную жизнь, любящему родную Сибирь, защищавшему Родину, за то, что помогал воспитывать молодое поколение, растить учительскую смену.
Все выходные у студентов- миговцев были заняты – писали письма во все концы. Так, на Украине планомерно пытались отыскать место захоронения воина-сибиряка со знаковой фамилией Солдатов. Родители Василия умерли, так и не положив горсть сибирской земли на могилу любимого сына. Три года миговцы упорно искали, верили, что не пропал боец без вести. И нашли! Установили связь с ребятами местной школы, сообщили об этом родным воина. И как же были горды, что довели до конца трудное, но благородное дело! У этой истории есть продолжение. В школу села Шеломки Дзержинского района получила направление на работу Ирина Кацер, одна из наших активных миговцев. Здесь она узнала, что на местном кладбище похоронены родители воина Василия Константиновича Солдатова. Много лет ухаживала учительница за могилами, высаживала цветы. Вот такие они, мои миговцы, – активные, заботливые, внимательные. Кстати, дочь Ирины Кацер тоже выбрала профессию учителя.
Я горжусь своими миговцами. Радуюсь, мой труд не пропал. За годы учебы и поиска учителей-фронтовиков мы много общались именно с педагогами начальной школы. Они давали бесценные советы студентам, будущим учителям, которые, как и они когда-то, станут работать в начальной школе. Вот такие наставники были у студентов.
Порадовало, что сегодня мои миговцы со своими малышами тоже организуют поисковую работу, собирают материалы о прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Ольга Богданова (Боровикова), учитель школы села Карапсель, выступила инициатором создания мемориала воинам. Напомню, что в книгу «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища» вошел ее очерк с уникальным материалом о педагогах Канского педучилища довоенной, военной и послевоенной поры, над которым она трудилась в течение нескольких лет.
…В начале августа этого года я оказалась в гостях у Боровиковых. На автобусной остановке меня встретили сама Ольга, ее дочь Светлана, тоже педагог, и внук Захар. Идем к сельскому мемориалу. На стелу занесено 400 фамилий участников Великой Отечественной войны со всей округи. Среди фамилий есть и Матвей Никитич Юферов. Молодец, Ольга! Разыскала его родных в селе Бражное Канского района. Открытие мемориала в юбилейный год 75‑летия Победы – знаковое событие! Все получилось замечательно, горит теперь на мемориале Вечный огонь. Еще раз убедилась, что работа в поисковой группе «МИГ-41» многое дала студентам.
В моем родном Канске учителя-миговцы помогают организовывать встречи. Это Лиля Блиновская, Елена Ишина, Александра Пинчук. А командиром можно считать Оксану Кадач, которая работает в школе №2. Именно она держит связь со всеми, всегда в курсе жизни миговцев.
Побольше слов скажу о первом командире группы «МИГ-41». Лиля Блиновская была первопроходцем в организации поисковой работы. Она сумела вокруг себя сплотить остальных, проявляя при этом организаторские способности, уже в то время она была требовательна, поэтому работа у нее спорилась. В своем дневнике Лиля напишет: «Вот уже два года я командир группы «МИГ-41». Работу начали с самого малого – искали «огненный выпуск» 1941 года. А в итоге собрали большой материал для проведения классных часов, уроков Мужества о наших выпускниках. Активно участвовали в проведении Всесоюзной вахты «Память», в операции «Забота». Установили новую традицию – 27 февраля каждого года отмечать день памяти Героя Советского Союза Семена Давыдова. Память о достойных сынах Отечества делает нас сильнее. О многом я смогу рассказать детям, когда приду работать в школу». И под этими словами могли подписаться все миговцы. Радует, что никто из них не изменил своему педагогическому призванию.
Татьяна ЮРКИНА, бывший руководитель группы «МИГ-41», автор двух Книг Памяти «Учитель в солдатской шинели», Канск, Красноярский край
Комментарии