search
main
0

Есть здоровье – есть надежды

Нужна медицинская экспертиза педагогических новаций

Конференция не случайно проводилась в Казани. Полтора года назад новый министр образования республики Фарис Харисов предложил образовательным учреждениям комплексную междисциплинарную программу “Образование и здоровье школьников Республики Татарстан”. Ее разработали Владимир Касаткин, директор комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, и Серафима Чечельницкая, директор научно-методического центра “ДАР” им. Л.С.Выготского Минобразования РФ. Общаясь с министром в то время, я скептически отнеслась к идее тотального оздоровления школьников целой республики, которую лихорадило от учительских забастовок.

И все же за столь короткий срок отношение большего числа педагогов, руководителей системы образования и глав городов и районов к этой проблеме изменилось. Не сразу, а после обучающих семинаров для директоров школ, для курирующих социальные вопросы заместителей глав, а также после курсов для учителей начальных классов и физкультуры, которым предстояло вести новый предмет “Спортивно-оздоровительный час” с 1-го по 11-й класс, куда включены знания, которые в других специальных предметах обычно не связываются с сохранением и укреплением здоровья.

В республике был объявлен конкурс школьных программ, лучшие из которых были отмечены и опубликованы в сборнике. К примеру, модель муниципальной программы “Здоровье” из Набережных Челнов и модель школы # 1 города Зеленодольска были включены в европейский проект содействующих здоровью школ при ВОЗ.

Президент республики Минтимер Шаймиев в бюджете 2000 года выделил на программу 50 миллионов рублей. Такое случилось впервые. И хоть еще рано подводить итоги, но министр образования уверен, что процесс необратим: без здоровьесберегающих технологий нечего рассчитывать на повышение эффективности обучения. Справедливости ради надо сказать, что такие технологии в республике применялись и раньше.

Директор казанской 18-й гимназии с углубленным изучением английского языка Надия Шевелева работу по оздоровлению детворы начала с введения щадящего режима в одном из первых классов. Как у техасских школьников, у малышей в понедельник первый урок начинается с “детского часа”, который способствует физической и эмоциональной релаксации. Ежедневно во время 4-го урока первоклашки в любую погоду с мячами, скакалками резвятся на улице. Им не ставят отметок. Комфортные психологические условия, дополнительная неделя каникул в конце февраля – все это способствует тому, что ученики реже болеют, доброжелательны, спокойны и раскованны. Об этом свидетельствуют данные обследований кафедры физиологии педуниверситета. Сейчас “экспериментальные” дети уже в девятом классе и, как уверяет директор, от своих сверстников из других классов отличаются, как небо от земли. Почему тогда программа реализуется только в начальной школе? Трухлявые балки здания бывшего высшего епархиального женского училища, построенного 135 лет назад, не позволяют даже зарядку делать, о необходимых спортивных нагрузках для старшеклассников нечего и думать.

На конференции называлось много цифр, касающихся здоровья школьников, и они были такими разными, порой взаимоисключающими. Главными виновниками потери здоровья детьми и подростками назывались стрессовая педагогика, интенсификация учебного процесса, увеличение учебных нагрузок, особенно в инновационных образовательных учреждениях. Заместитель министра образования России Елена Чепурных напомнила восточную мудрость “У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть все” и призвала собравшихся прививать моду на здоровье. “Нам придется принимать протокол согласованных действий различных ведомств в вопросах укрепления здоровья школьников на федеральном уровне. Надо решить вопрос с изменением функционала школьного медперсонала. Школьному врачу надо подняться в своем статусе на недосягаемую высоту. В школе должен появиться нормативный документ, регламентирующий объем и качество медицинской помощи с учетом того, что главное здесь не лечение, а профилактика”.

У отдельных управленцев от образования существует мнение (на конференции, правда, они замечены не были), будто школа не обязана заниматься оздоровлением учеников. Думается, этот стереотип придется ломать, ибо, только объединяя усилия двух отраслей – образования и здравоохранения, есть реальная возможность заниматься оздоровлением подрастающего поколения на государственной основе. Эту задачу осознали уже давно в Набережных Челнах, Казани, Москве, Нижегородской области, Ставрополе, Сургуте, где взаимные шаги медиков и педагогов навстречу друг другу уже дают свои плоды.

В Ставрополе в 1998 году провели реорганизацию врачебной помощи школам. Идет поэтапное внедрение программы “Здоровый ребенок”, а вице-мэр Валентина Муравьева замыслила обеспечить каждую школу врачом и одновременно ввести в штатное расписание новую единицу – заместителя директора по медико-профилактической работе. Услышав такое, зал недоверчиво зашумел. В перерыве я тоже высказала Валентине Николаевне предположение, что ее замысел – несбыточное предприятие. “Еще какое сбыточное! – улыбнулась она. – В Ставрополе мы это сделаем, вот увидите”.

– Кто в рамках Конституции отвечает за здоровье российских граждан? – спросил Александр Румянцев, зав. кафедрой поликлинической педиатрии государственного мединститута. – Индивид, за здоровье же ребенка – семья и школа, а не амбулаторный врач, но именно он может научить семью, как лечиться и сохранять здоровье. Выходит, он должен быть обучающим специалистом, а их в медицинских вузах не готовят. А кто важнее в тройственном союзе-“консилиуме” – “врач-психолог-учитель”? Учитель. Именно он пользуется у учеников и их родителей большим авторитетом и поэтому может обучить их элементам здоровья.

Людмила Жданова, зав. кафедрой Ивановской государственной медицинской академии, сделала такие неутешительные выводы: здоровых учителей очень мало, причем структура патологий та же, что и у учеников, а потому они могут негативно влиять на самочувствие друг друга. Одно из секционных заседаний было как раз посвящено здоровью учителя, а после него преподаватели 2-й классической татарской гимназии Казани со старшеклассниками и гостями отправились на уникальное Голубое озеро, не замерзающее даже зимой. И принимающая сторона продемонстрировала один из способов сохранения здоровья, искупавшись в холодном водоеме. Подобные купания для всех желающих педагогов и детей устраиваются каждую неделю.

Составляться программа оздоровления, по мысли Ждановой, должна медработниками, что чаще всего и происходит, а реализовывать ее предстоит учителям. А поскольку она убеждена, что инновационный процесс в педагогике необходимо сделать управляемым с точки зрения охраны здоровья школьников, то ивановские ученые-медики предлагают узаконить, стандартизировать медицинскую экспертизу педагогических новаций. Результат экспертизы – разработка схемы контроля за адаптацией ребенка к новой программе.

Заявок на оригинальность, самобытность в оздоровительных программах было продемонстрировано немало. Эксперимент в 32-й сургутской школе с привлечением двух параллелей 5-х и 6-х классов, составивших учебно-тренировочные группы, и контрольной группы из 19-й школы, которая занималась в обычном режиме, показал, что главный педагогический смысл осуществляемых преобразований состоит в том, что у детей достаточно быстро меняется ориентация на ценность физической культуры. Новая форма организации уроков физкультуры, когда школьники сами выбирают из восьми видов спорта один и ходят в секцию во внеурочное время, оказалась весьма эффективной. На занятиях нет проблем с посещаемостью, дисциплиной. Возросла активность детей, повысился уровень их физической подготовки, не сравнимый со сверстниками не только контрольной группы, но даже из других стран – Великобритании, Испании, Турции. Значит, право выбора своего вида спорта или занятий по ОФП лежит в основе успешности в реализации оздоровительной программы в этой школе. “В отличие от наших чиновников, я сижу на простом полумягком стуле, зато у меня в школе 6 спортивных залов и хорошая спортивная база”, – пошутила директор 32-й школы Лариса Прогонюк.

На мой взгляд, конференция прошла весьма конструктивно. Специалисты двух самых гуманных профессий сделали попытку навести мосты для дальнейшего сотрудничества, тем более что 20-22 декабря состоится первый Всероссийский форум школ, содействующих здоровью.

А хозяевам конференции удалось продемонстрировать, ко всему прочему, серьезный подход к здоровью не только детей, но и педагогов.

Галина СЮНЬКОВА

Казань – Самара

Продолжение темы стр. 22

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте