Сегодня в Северном округе мы создаем условия, при которых можно учесть особенности каждого ребенка и развить заложенные в нем способности.
На решение поставленной задачи нацелено все образовательное пространство Северного округа, которое объединяет 70 образовательных организаций, 1 детский сад, 3 учреждения дополнительного образования, 1 ЦПМСС и 7 колледжей. В округе воспитывают 128774 ребенка, из которых 35244 дошкольного и 78745 школьного возраста, в колледжах обучают 14785 ребят, в дополнительном образовании задействованы 79865 детей. По сравнению с прошлым годом общий контингент детей увеличился более чем на 3%. На встрече три месяца назад мы уже отмечали, что школы Северного округа полностью решили проблему обеспечения детей учебными местами. Из общего числа дошкольников группы полного дня дошкольных отделений посещают 32134 ребенка, группы кратковременного пребывания – 3001 ребенок, для 115 детишек открыты 36 семейных детских садов. Немаловажную роль в этом сыграло активное строительство на территории Северного округа новых зданий для системы образования. В 2014 году в округе введены в эксплуатацию 2 школы и 3 детских сада общей наполняемостью 550 школьных и 440 дошкольных мест, в 2015 году будут открыты еще 4 детских сада на 845 мест. В 1-й класс на 2015-2016 учебный год подали заявления родители 8130 детей, из которых 2 – 3 уже зачислены. При этом все дошкольники, родители которых хотели бы, чтобы они продолжили обучение в той школе, где сейчас их воспитывают, уже зачислены в 1-й класс путем перевода из дошкольных отделений в начальную школу по заявлению родителей. Таких детей на сегодня 4234 человека. С одной стороны, нас это радует, поскольку 73% родителей дошкольников, посещавших детский сад, смогли зачислить ребенка в 1-й класс в упрощенном варианте, без использования автоматизированной информационной системы. Но, с другой стороны, мы видим, что 27% родителей предпочли другие школы, это чаще всего свидетельствует о недостатке доверия родителей школе, в дошкольном отделении которой воспитывали их детей. В настоящее время каждый родитель свободен в выборе школы для своего ребенка. И на предпочтение родителей влияют условия, которые создаются в школах для детей с разными образовательными потребностями. С учетом того что в округе сформированы 58 образовательных комплексов, которые посещают 95% детей, немаловажным аспектом для родителей стали условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Раньше родителям, воспитывающим детей с особыми возможностями здоровья, приходилось их водить в коррекционную дошкольную группу, класс или в специализированную школу-интернат, которые, как правило, находились не рядом с домом.В настоящее время при включении коррекционных программ в общеобразовательный процесс родители детей с ограниченными возможностями здоровья получили право и возможность устроить своего ребенка в обычную общеобразовательную школу рядом с домом. Для этого родителям необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, которая разработает максимально эффективный образовательный маршрут для ребенка и подскажет, какие специальные условия обучения и воспитания показаны этому конкретному ребенку. Для финансирования и обучения особых детей предусмотрены повышающие коэффициенты. Для детей-инвалидов заложен коэффициент «2», для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нарушениями зрения – «3». Соответственно школа, которую родители выбрали для обучения своего ребенка, получит финансирование с повышающим коэффициентом для создания специальных условий, к ним относятся услуги специалистов, работа которых прописана в госзаданиях. Во всех образовательных организациях для детей с ОВЗ создают дополнительные условия: (пандус, дверные проемы, соответствующие нормам и обеспечивающие вход (въезд) лиц с ОВЗ внутрь здания, комнаты гигиены, оборудованные специальными поручнями, ступенькоходы). Мобильные подъемники используют в 128 зданиях образовательных организаций, «Бегущие строки» – в 157. Анализ родительских предпочтений при поступлении в 1-й класс показывает, что чаще всего родители хотят отдать своего ребенка в большую школу, где созданы должные условия повзрослевшим детям для выбора профиля. В настоящее время профильное обучение реализуют во всех школах округа, но наибольшее количество профилей имеют возможность открыть только крупные образовательные комплексы, как правило, в таких комплексах не менее 4-6 профилей. В последнее время с учетом родительских предпочтений в школах округа идет перераспределение профильных направленностей, все большую востребованность получают инженерно-технический и естественно-научный профили. Это вносит коррективы в работу школ и приводит к необходимости совершенствования материально-технической базы кабинетов технологии. Мы исходим из того, что каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Для этого имеются достаточные ресурсы. Идет переоснащение материальной базы. В школах №185, 1223, 152, 1288, 1121,1251, 648, 771, 1474, 929, 1МКК и других установлено новое современное оборудование для уроков технологии, продолжить свое обучение техническим специальностям обучающиеся могут в учреждениях среднего профессионального образования: колледже предпринимательства №11, колледже архитектуры и строительства №7, в колледже автомобильного транспорта №9. Кроме того, интеграция ресурсов школ и ресурсов дополнительного и профессионального образования позволяет организовать уроки трудового обучения не только в школе, но и на базе колледжей и центров дополнительного образования. Особое внимание образовательные организации уделяют развитию технической направленности в рамках системы дополнительного образования. 9385 детей округа посещают объединения моделирования и конструирования. Одновременно Департамент образования поставил задачу перед межрайонными советами директоров об обеспечении вариативного профильного образования в каждом районе. Одной из разновидностей профильного образования, к которой все больше проявляют интерес дети и родители, стало кадетское образование. Именно кадетское образование нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины. На территории Северного административного округа расположены 2 кадетские школы-интерната (кадетская школа-интернат №1 «Первый Московский кадетский корпус», кадетская школа-интернат №10 «Московский кадетский корпус полиции имени А.И.Попрядухина») и 2 общеобразовательные кадетские школы (№1784 «Кадетская школа», №1702 «Петровский кадетский корпус»). С 1 сентября 2014 года в рамках Государственной программы по возрождению кадетского движения и по поручению руководителя Департамента образования в школах города открыты 72 кадетских класса. На территории САО предоставлена возможность получения кадетского образования 100 семиклассникам в 5 образовательных комплексах (№849, 1474, 1590, 1631, 2100). Эта инициатива города стала хорошим вкладом в подготовку празднования 70-летия Победы. Московские семьи ставят перед системой столичного образования задачу не только качественного обучения детей, но и создания всех условий для их воспитания и развития. Система дополнительного образования детей Северного округа двухуровневая и представлена 3 специализированными учреждениями дополнительного образования детей и блоками дополнительного образования в 80 общеобразовательных организациях. В колледжах также открыты блоки дополнительного образования, в которых занимаются 2810 студентов. В 2014-2015 учебном году в учреждения дополнительного образования зачислены 25640 детей, творческие объединения в общеобразовательных организациях, детские объединения посещают 48742 человека. Необходимо отметить, что в этом году в результате реорганизации в округе создан большой центр дополнительного образования «Гермес», где для ребят предусмотрен широкий спектр различных занятий по технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленностям. Помещение ЦМТ «Гермес» соответствует эргономическим требованиям пребывания детей-инвалидов: дверные проемы кабинетов и аудиторий предназначены для проезда инвалидной коляски; отсутствуют дверные пороги; рабочие столы имеют необходимую высоту, учитывая потребность детей-инвалидов (колясочников). В настоящее время администрация центра запланировала работу по приведению в соответствие эргономическим требованиям помещений присоединенных учреждений. На достижение цели всестороннего развития личности направлены и крупные городские культурологические проекты, инициаторами которых выступило Правительство Москвы. На прошлой нашей встрече мы рассказывали о таких городских проектах, как «Музеи, парки, усадьбы» и «Не прервется связь поколений». Сегодня я хочу проинформировать жителей Северного округа еще об одном крупном городском проекте – фестивале детского и юношеского творчества «Эстафета искусств». От Северного округа в фестивале 2014 года принял участие 5371 конкурсант. Участниками фестиваля стали воспитанники дошкольных отделений (1605 детей), представители творческих коллективов общеобразовательных организаций (3296 детей), учреждений дополнительного образования (390 детей), а также участники творческих коллективов начального или среднего профессионального образования (80 участников). Фестиваль проходил по 7 номинациям: вокально-хоровой жанр, инструментальный, танцевальный, оригинальный, художественное чтение, различные направления современной молодежной культуры, концертные номера этнокультуры. Первый год в рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества «Эстафета искусств» проводится Московский конкурс детского рисунка «Московский вернисаж». Для участия в окружном этапе поданы 698 заявок от 42 образовательных организаций. Победители и призеры городского этапа возрастной категории «10-11-й класс» при поступлении в Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова вправе представить дипломы конкурса как сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитывают при приеме на обучение в соответствии с правилами приема в институт. Для организации интересного и содержательного досуга московских семей, имеющих детей дошкольного возраста, в этом году пройдут семейные гостиные «Я покажу тебе Москву: московские маршруты для дошкольников». Ознакомиться с оригинальными сценариями пешеходных маршрутов участников Семейной гостиной можно на сайте Городского методического центра (http://mosmetod.ru/) в разделе «Новости» и в методическом пространстве «Дошкольное образование» (рубрика «Я покажу тебе Москву»). 2015 год – год 70-летия Победы. Традиционной и значимой составляющей образовательного процесса для нас остается работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Задаче сохранения памяти способствует деятельность 173 музеев, созданных на базе образовательных организаций, 108 из них – военно-исторические. 24 образовательные организации носят имена Героев Советского Союза, Героев России и выдающихся людей, их круг ширится. Участвуя в различных патриотических акциях, подростки могут закрепить знания по начальной военной подготовке, полученные на занятиях в школе. Традиционным для наших старшеклассников стало участие в пятидневных учебных сборах на базе воинских частей и специализированных центров. По итогам участия в различных конкурсах воспитательной направленности 2014-2015 учебного года дети Северного округа достигли неплохих результатов: – городской туристический слет кураторов органов ученического самоуправления (вожатых) города Москвы – 1-е место; – городской конкурс «Вожатый и его команда» – 1-е место; – Кубок героев – 2-е место. Важный показатель качества образовательных услуг – удовлетворенность жителей Москвы. Для этого в рамках реализации программы «Столичное образование» в прошлом учебном году дважды проводили социологический опрос москвичей об удовлетворенности работой детских садов и средних школ, выявлены их мнения о деятельности в сфере образования. Представленные сравнительные результаты опросов показывают рост удовлетворенности москвичей непрерывным развитием образовательной системы, что выражается в сравнительных показателях осени 2013 и весны 2014 года, положительно оценивается улучшение качественных показателей обучения детей. Вместе с тем есть направления, над которыми нам предстоит еще работать. В области дошкольного образования это дальнейшее развитие материальной базы учреждений и повышение качества питания. В школах, по мнению родителей, значительно выросло качество питания, но над этой проблемой предстоит еще серьезно работать, как и над проблемой организации дополнительного образования и досуга детей. Справиться с поставленными задачами мы можем при условии максимальной открытости системы с включением в управление этой системой родительской общественности и общественно-профессиональных групп.Ольга СУСАКОВА, начальник Северного окружного управления образования
Комментарии