Родитель, ученик, учитель, школа – звенья из этой цепи в наше время не вырвать. Каждое необходимо для существования остальных. Но трения в цепочке неизбежны.На самом деле практически все конфликтные или спорные ситуации между участниками образовательного процесса могут быть урегулированы очень быстро с использованием положений закона об образовании.
В рамках масштабного проекта по экспертно-консультационному сопровождению реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», более известному в педагогической среде как Закон №273-ФЗ, создан информационный портал для оказания экспертно-консультационной помощи управленческим работникам образовательных организаций по вопросам реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (273-фз.рф). Эксперты, работающие над этим проектом, подготовили ответы на вопросы наших читателей. Надеемся, эти ответы помогут избежать ненужных проблем.- В соответствии с законом об образовании обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу образовательных организаций. Означает ли это, что учащийся общеобразовательной школы обязан возмещать вред, причиненный имуществу своей школы?- Действительно, п. 5 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) устанавливает обязанность обучающихся бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный имуществу организации, а также вопросы возмещения этого вреда регулируются положениями гражданского законодательства.По общим правилам ст. 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Если же малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной или иной организации, обязанной осуществлять за ним надзор, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине при осуществлении надзора (пункты 1, 3 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если же у них нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине (пункты 1, 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ).Если от добровольного возмещения вреда виновный отказывается, то следует обращаться с гражданским иском в суд.По сложившейся судебной практике при рассмотрении дел о причинении вреда малолетними в период образовательного процесса соответчиками становятся и родители, и образовательные организации. При этом вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого. Согласно ст. 28 ГК РФ малолетними являются граждане, не достигшие возраста 14 лет.- Кого должны проинформировать родители о выборе для своего ребенка семейного образования? Необходимо ли заключать договор о переходе на семейное образование?- При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования они информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ). Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.Федеральное законодательство не предусматривает заключение какого-либо договора о переходе на семейное образование. Более того, представляется, что договор об образовании, предусмотренный ст. 54 Федерального закона №273-ФЗ, не может быть заключен с экстерном, который проходит промежуточную или итоговую аттестацию в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Договор об обучении заключается с «лицом, зачисляемым на обучение», а согласно п. 9 ч. 1 ст. 33 экстерн зачисляется не для обучения, а «для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации».- Возможно ли, находясь на семейном образовании, осваивать некоторые предметы в образовательной организации?- Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Однако при этом ребенку необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, – ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ).Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона №273-ФЗ допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Иначе говоря, закон не препятствует освоению части образовательной программы вне образовательной организации в форме семейного образования, а части – в образовательной организации. Однако в таком случае возникает неопределенность в финансовой составляющей такого «частичного» обучения, если речь идет об обучении за счет бюджетных средств.В связи с этим наиболее предпочтительным является обучение по индивидуальному учебному плану, который позволяет сочетать обучение в образовательной организации и на дому.- Может ли ребенок, окончивший 9-й класс, сам выбрать форму получения образования вне образовательной организации – самообразование?- Да, может. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ среднее общее образование может быть получено в форме самообразования, при этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 обучающийся имеет право на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.Право родителей на определение формы образования и формы обучения ребенка прекращается при завершении получения ребенком основного общего образования (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ). Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ: родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.Обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования всех уровней с них не снимается, в том числе при выборе ребенком такой формы образования, как самообразование (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ).- Имеет ли право администрация школы перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей по причине создания данным ребенком и его родителями конфликтной обстановки в классе?- В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила перевода обучающихся между классами (например, «Правила перевода, отчисления и восстановления обучающихся образовательной организации»).Соответственно администрация учебного заведения вправе перевести ученика в другой класс в параллели без согласия родителей, если такое согласие не требуется в соответствии с локальным актом образовательной организации. Напротив, если локальными нормативными актами требуется получение согласия родителей (законных представителей) на перевод обучающегося, осуществить перевод обучающегося самостоятельно образовательная организация не вправе.- Ученик успешно окончил 4-й класс (все отметки «4» и «5») и переведен в 5-й класс. Однако родитель препятствует обучению в 5-м классе, ссылаясь на то, что в течение учебного года ученик пропустил много уроков (70 дней). Имеет ли право родитель оставить ребенка на повторное обучение в 4-м классе?- В соответствии с ч. 8 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.В случае если обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировали в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, они могут быть:- оставлены на повторное обучение по усмотрению их родителей (законных представителей);- переведены на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;- переведены на обучение по индивидуальному учебному плану.По заявлению родителей (законных представителей) обучающийся может быть оставлен на повторное обучение только при условии наличия не ликвидированной в установленные сроки академической задолженности, а не на основании мнения родителей (законных представителей) о том, что ребенок не освоил программу четвертого класса.- Сколько раз можно оставить на повторное обучение? Родители категорически против перевода ребенка на адаптированную образовательную программу, а ребенок не может обучаться. Сколько лет его можно учить в начальной школе, до достижения 15 лет?- Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану (часть 9 статьи 58 Федерального закона №273-ФЗ). Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что решение, как поступить в данной ситуации, принимают родители. Поэтому образовательная организация не вправе в любом случае сделать такой выбор за них.Однако надо иметь в виду, что согласно семейному законодательству (ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.Согласно ч. 2 и 3 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Однако законодательство не содержит конкретных положений о том, как именно в данном случае воздействовать на родителей, которые, пользуясь предоставленными им родительскими правами в области образования, злоупотребляют ими, оказывая отрицательное влияние на образование их детей.- Вправе ли общеобразовательная организация не допустить учащегося до учебных занятий, если им не соблюдены установленные в данной организации требования к одежде? Может ли школа провести проверку жилищных условий ребенка по данному поводу?- Нет, не вправе. Государственные гарантии на получение гражданином общедоступного образования не могут быть поставлены в зависимость от его имущественного и социального положения, а также иных обстоятельств (ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона №273-ФЗ). Несоблюдение установленных в организации требований к одежде обучающихся можно рассматривать лишь как основание для мер педагогического воздействия, в крайнем случае – для применения мер дисциплинарного взыскания (с рядом оговорок).Заметим, что факт появления учащегося в образовательной организации в обычной одежде, но за рамками требований организации, не является общественно опасным деянием.Если должностные лица образовательной организации сомневаются в надлежащем исполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся обязанностей по обеспечению получения детьми общего образования, то необходимо обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав либо в органы опеки и попечительства.- В какой срок должностные лица образовательных организаций должны давать ответ на письменные обращения граждан или организаций?- Если речь идет о государственных или муниципальных образовательных учреждениях, то по общему правилу срок рассмотрения письменных обращений составляет 30 дней со дня регистрации обращения. Это прямо следует из положений части 4 статьи 1 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Исходя из положений данного закона, государственные (муниципальные) учреждения считаются лицами, осуществляющими публично значимые функции, и в указанных вопросах должны действовать так же, как и органы власти.Уставами образовательных организаций может быть установлен и более короткий срок рассмотрения обращений.Если из требований федерального закона следует иной порядок рассмотрения обращений граждан, то необходимо руководствоваться именно таким порядком. Так, например, при обращении в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ответ по существу обращения должен быть дан в сроки, установленные локальным нормативным актом образовательной организации, регулирующим деятельность данной комиссии. Такой акт принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) (ч. 6 ст. 45 Федерального закона №273-ФЗ).- Что конкретно должен регулировать локальный нормативный акт дошкольной или общеобразовательной организации относительно порядка и оснований перевода, отчисления и восстановления обучающихся?- Принятие локального нормативного акта, устанавливающего порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, предусмотрено частью 2 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ. По ряду вопросов, касающихся указанных процедур, регулирование осуществляется непосредственно Федеральным законом №273-ФЗ либо нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти. Поэтому данные вопросы не могут быть предметом регулирования на уровне образовательных организаций. Так, законодательством об образовании установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения образовательных отношений – отчисления обучающихся (ч. 7 ст. 54, ст. 61 Федерального закона №273-ФЗ), урегулированы вопросы перевода обучающихся с платного обучения на бесплатное, перевода в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, перевода для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения.В рамках образовательных организаций системы общего образования локальными нормативными актами необходимо урегулировать следующие процедуры (ч. 9 ст. 58 указанного Федерального закона):- перевод в следующий класс, в том числе условный перевод;- перевод на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;- перевод на обучение по индивидуальному учебному плану, учитывая различные случаи такого перевода;- оформление отношений с обучающимися и их законными представителями при отчислении по разным основаниям (издание приказа, выдача документов, справок, личных дел, ознакомление с приказом и пр.).- Можно ли принять ребенка сразу во второй класс общеобразовательной организации, если программу первого класса ребенок фактически освоил дома?- Фактически речь идет о том, что ребенок получал образование в рамках части программы начального общего образования, соответствующей первому классу, в форме семейного образования.Федеральный закон №273-ФЗ закрепляет право родителей (законных представителей) обучающихся дать ребенку начальное общее образование в семье (п. 2 ч. 3 ст. 44). При этом ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Таким образом, дав ребенку частично начальное общее образование в семье, родители вправе принять решение о продолжении получения начального общего образования в образовательной организации.Родители, которые считают, что ребенок освоил программу первого класса дома, должны обратиться в образовательную организацию с заявлением о зачислении их ребенка в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации за первый класс. Формы и порядок прохождения такой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно (ч. 1 ст. 58 Федерального закона №273-ФЗ).В случае если ребенок успешно проходит промежуточную аттестацию, по заявлению родителей и при наличии свободных мест он может быть сразу зачислен во второй класс. Основанием для такого зачисления является успешное освоение программы начального общего образования за первый класс в форме семейного образования, подтвержденное результатами промежуточной аттестации.Факт невыполнения родителями (законными представителями) обязанности по информированию о выборе семейной формы получения образования органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которого они проживают (ч. 5 ст. 63 Федерального закона №273-ФЗ), не может рассматриваться как препятствие для зачисления ребенка в образовательную организацию в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации.- Ребенок в возрасте 6,5 лет зачислен в первый класс, проучился первую четверть. Родители ребенка настаивают на отчислении, так как ребенок в силу возраста не справляется со школьной программой, хотят пойти в первый класс в следующем учебном году. Возможно ли удовлетворить такое заявление родителей?- В данном случае возможно отчисление учащегося по инициативе его родителей согласно п. 1 части 2 статьи 61 Федерального закона №273-ФЗ. Данное основание прекращения образовательных отношений не требует каких-либо формальных объяснений со стороны родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и согласований с какими-либо органами, включая комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Родители учащегося вместе с тем могут сослаться на состояние здоровья ребенка и его неподготовленность к освоению программы общего образования в данном возрасте.До принятия решения об отчислении родители вправе обратиться в учреждения здравоохранения и психолого-медико-педагогическую комиссию, в полномочия которой входит проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказание консультативной помощи родителям (п. 10 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).Поскольку родители заявляют об отчислении ребенка до достижения им возраста 8 лет, то нельзя говорить о невыполнении родительской обязанности обеспечить получение ребенком общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона №273-ФЗ), так как согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона получение детьми начального общего образования начинается не позднее 8 лет.Ответы на другие вопросы вы можете найти на информационно-консультационном портале «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по адресу: 273-фз.рф
Комментарии