Зачем я это делаю? Пожалуй, это был самый главный вопрос, который я задал себе, когда решил выбрать педагогическую стезю. Правда, поначалу мыслей о таком варианте у меня не возникало.
После окончания социологического факультета Саратовского госуниверситета я получил специальность организатора работы с молодежью. Параллельно еще выучился профессии финансового менеджера.
Учиться в университете было интересно, преподавали нам социологию и психологию, статистику и педагогику. Проходили и такой курс, как «Государственная молодежная политика». Словом, немало полезных знаний, которые весьма пригодились в жизни.
Однако по своей специальности в отделе молодежной политики проработал недолго. Потом были несколько лет работы в компании по аренде жилья в Москве. И поразмыслив над тем самым вопросом, пришел к выводу, что учительская профессия может оказаться интересной и для меня.
Да, это далеко не самая модная и высокооплачиваемая профессия, но она позволяет делать мир лучше, предполагает честность и готовность меняться самому, дает возможность быть драйвером изменений в будущем.
От города Уварово, где я живу, до села Нижний Шибряй, где находится школа, в которой я сейчас работаю, рукой подать – всего три километра. Кстати, к нам приезжают на учебу ребята не только из окрестных сел, но даже из райцентра.
Многие из них – это старшеклассники, которые переходят в нашу школу в том числе и потому, что мы всегда отвечаем на запрос ученика, учитываем его желание при выборе профиля обучения, стараемся адаптировать учебный план под каждого.
В нашей сельской школе сегодня учатся 175 человек. Работает много различных факультативов, студий, кружков по интересам во второй половине дня. Это и художественная мастерская, музыкальный и танцевальный классы, спортивные секции, туристический кружок, в школе есть столярная и швейная мастерские с новыми станками и машинами, целых два музея (музей крестьянского восстания в Тамбовской губернии и музей афганской войны).
И, главное, что разнообразие увлечений постоянно пополняется новыми, при этом мы исходим опять же из интересов детей. К примеру, девочки освоили изготовление оригинальных кукол и теперь вместе со своей учительницей технологии, замечательной мастерицей, мечтают наладить их производство.
В этом году в школе открылся центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Деятельность центра направлена на формирование современных компетенций и навыков у детей, в том числе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Новые направления не вытесняют традиционные, сложившиеся годами. К примеру, кружок по туризму, созданный прежним директором, и сегодня востребован детьми. В первую неделю нового учебного года обязательно проходит туристический слет, в рамках которого соревнуются команды детей, родителей, учителей.
Это отличный пример командной работы. Лично я кроме ОБЖ веду кружки «Юный инспектор дорожного движения» и «Юный турист».
На базе нашей школы проходят районные соревнования юных инспекторов.
Отмечу, что работать интересно. Коллектив слаженный и творческий. Добрую треть его составляют мужчины, что для сельской школы большая редкость. И вот что я думаю о своем выборе работы. Каждому из нас важно ощущение значимости своей деятельности. И в этом плане учительская профессия самая благодарная.
Твоя работа значима, необходима обществу. А еще учителю все время надо быть в движении, можно сказать, в бурном течении жизненного потока. Надо отвечать на вызовы времени: учиться самому и учить детей. Много в плане открытия новых горизонтов дало участие в конкурсе «Учитель будущего». Когда нас, полуфиналистов, собрали в столице, наступили удивительные три дня.
Творческая атмосфера, дружественная обстановка, хорошо продуманная повестка дня, где конкурсные задания чередовались с полезными лекциями. Во время выполнения конкурсных заданий не чувствовалось напряжения, гонки, соперничества. Оценивался не результат, хотя он тоже был важен, но в первую очередь обращалось внимание на наше умение работать в команде, объединяться для решения тех или иных задач.
Не скажу, что это было трудно делать. Учителя очень коммуникабельный народ. Нам удавалось со всеми командами выстраивать продуктивные отношения, добиваться поставленной цели. Задания будили творческую мысль.
Взять, к примеру, такое непростое и потому интересное конкурсное задание, как «Методический конструктор», на котором нам необходимо было разработать технологию межпредметного профиля для решения определенной задачи образовательного процесса.
В результате получилась игра «Умный конструктор», которая может быть полезной учителям начальной и основной школы всех предметных областей. Механика игры позволяет варьировать содержание от сугубо предметного до межпредметного и надпредметного. Также учащиеся могут самостоятельно подготовить содержательное наполнение «Умного конструктора».
Думаю, в своей работе на первую позицию мы должны поставить формирование у детей определенных компетенций. Это и умение общаться с людьми, и способность совместно решать задачи, которые возникают в условиях быстро меняющегося мира, не бояться ошибок, задавать вопросы, например «зачем?».
Дмитрий БЫСТРОВ, учитель ОБЖ, заместитель директора по учебной работе Нижнешибряйского филиала Моисеево-Алабушской СОШ, Уваровский район, Тамбовская область
Комментарии