Мы учимся фактически всю свою жизнь. И это действительно не высокопарные слова. Ребенок, рождаясь и открывая глаза на свет Божий, впервые постигает мир. Затем он начинает его открывать для себя каждый день, подрастая и постепенно взрослея. Детский сад, школа, вуз, работа… Этапы жизни, на которых очень важно, чтобы тебя понимали и могли дать мудрый совет, поддержали, оказали внимание, выслушали… В этом смысле дополнительное образование наряду с иными его формами совершенно уникально, ибо любому человеку, задумавшему получить дополнительное образование, предоставляется возможность позиционировать себя как ЛИЧНОСТЬ (и в профессии, и в мире увлечений), так как сама природа дополнительного образования позволяет воплощать личностно ориентированную концепцию не на словах, а на деле.
Образование обретает статус непрерывного не только потому, что реализует одну из ключевых потребностей индивидуума: «учиться для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то», но и потому что это мировая закономерность социального развития. Развитие образования в условиях постоянно усиливающейся интеграции духовной и материальной культуры членов мирового сообщества приводит к тому, что сегодня интернационализация образовательных систем становится непреложным фактором.Факультет дополнительного образования МГПИ – именно то звено в целостной системе непрерывного образования, которое обеспечивает уникальную возможность воссоединить допрофессиональное (довузовское), дополнительное и дополнительное профессиональное образование в единое целое. На факультете планомерно развиваются три основных направления: подготовка абитуриентов к поступлению в вуз, дополнительное образование, представленное широким спектром дополнительных образовательных программ, система курсового повышения квалификации и профессиональная переподготовка кадров.Цель нашего факультета – создать такую образовательную среду, где каждый слушатель сумеет сконструировать свой маршрут личностного и профессионального роста, раскрыть свои возможности и таланты… Поэтому и девиз нашего факультета можно сформулировать так: «Счастье следует просить у бога, мудрость – приобретать самому» (Цицерон). Поскольку наш факультет необычен, то и учатся здесь не совсем обычно. Мы совместно со своими юными и взрослыми слушателями раскрываем таланты, склонности: к педагогике, искусству, языкам. Всего и не перечислить. Система дополнительного образования в нашем институте базируется на таких методических основах, как:- сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ;- интеграция программ довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования;- концептуальное единство всех в совокупности и целостность каждой образовательной программы соответствующего уровня;- завершенность каждого уровня профессионального образования;- усложнение уровней программ (базовый принцип: от простого – к сложному);- рациональная последовательность и преемственность в изучении (по программам, модулям, этапам);- адекватность довузовского, дополнительного и дополнительного профессионального образования экономическим, техническим, социальным реалиям;- многообразие форм и методов подготовки;- гибкость учебного процесса;- достаточное педагогическое, психологическое и методическое обеспечение учебной деятельности;- интенсификация довузовского и дополнительного профессионального образования;- профессионализация как профессиональная подготовка на научной основе;- междисциплинарный подход;- тесная связь с рынком труда.МГПИ исполняется 10 лет. Много это или мало? Пожалуй, измеряется «вес» прошедшего десятилетия не только достигнутыми вершинами, радостными свершениями, но осмыслением пройденных трудностей, раздумьями о том, как постараться по-настоящему продуктивно реализовать концепцию личностно ориентированного образования, сделать его максимально значимым для каждого участника процесса и персонифицированным. Все «зависит от того, куда вы хотите попасть», найти свою, только вам нужную, точку отсчета.Точка отсчета №1. ФДО спешит на помощь «юноше, обдумывающему житье»(Выбор профессии. Как не ошибиться и стать успешным?)Ты ученик старшей школы. Еще совсем чуть-чуть, и школьная беззаботная жизнь останется далеко позади. Как же узнать, какая профессия будет актуальной и востребованной, и как определить, с чем ты действительно сможешь справиться и при этом не ошибиться в выборе? Ты устал от школьной рутины и не нашел в жизни ничего интересного? Или, наоборот, тебе интересно все, ты увлеченно посещаешь три кружка, пять факультативов. Время бежит, и ты уже студент института или уже оканчиваешь вуз. Однако… и сегодня не готов ответить утвердительно на эти вопросы? Значит, ты потенциальный слушатель модуля «Введение в специальность». Вот что говорят ребята, ознакомившиеся с этим курсом: «На занятиях, которые проходят в формах тренингов и семинаров, у нас, школьников, будущих абитуриентов МГПИ, появляется возможность понять суть специальности, мы можем более точно сориентироваться в мире профессий и определить предпочтения своей профессиональной деятельности, мы можем иначе увидеть свою будущую профессию, ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к студенту».Но не может быть успеха в профессии, и тем более при определении пути, если ты одинок. Найти друзей, единомышленников очень важно для человека, вступающего на путь выбора будущей жизни. Тебе нетрудно будет обрести друзей на профориентационных тренингах, которые увлекательно проводят кандидаты педагогических наук Карина Чижова и Александра Березина (кафедра психологии, заведующий – доктор педагогических наук Наталья Бакланова). В ходе тренингов психологи ненавязчиво демонстрируют ребятам, что выбранная профессия, которую слушатель курсов получит в будущем, должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию его возможностей (пользу обществу). Тренинги не только помогают обрести друзей, получить радость от общения, но и позволяют понять, что кто хочет многого достигнуть, должен ставить перед собой цели и предъявлять к себе высокие требования, реально оценивая свои возможности. Оцени, умеешь ли ты распоряжаться своим временем, планировать свой день. Получается? Если нет, то справиться с этими трудностями помогут курсы по тайм-менеджменту для школьников. Ты хочешь стать лидером, научиться руководить коллективом людей, грамотно позиционировать себя? Запишись на курсы «Психология делового успеха», «Основы психологии лидерства». Ты не умеешь ясно и четко выражать свои мысли? Хочешь, но не знаешь, как провести презентацию, написать резюме, структурировать портфолио достижений? Нет проблем! ФДО спешит на помощь! Стань слушателем программ дополнительного образования «Педагогическая риторика», «Технологии самопрезентации» и забудь о проблемах, которые недавно не давали тебе покоя. Ты получишь навыки эффективного планирования времени на уровнях: личном, командном, корпоративном. Ты узнаешь о правилах достижения эффективности путем самомотивации и расстановки приоритетов.Подготовка к поступлению в вуз как важная часть работы факультета дополнительного образования МГПИ выполняет задачи по расширению и уточнению общеобразовательной и довузовской подготовки слушателей. Основная цель подготовки к поступлению в вуз состоит в устранении пробелов и систематизации знаний слушателей по предметам вступительных испытаний в МГПИ в соответствии с программами и требованиями к поступающим в вузы.Безусловно, наш коллектив (и методисты, и преподаватели) не собирается останавливаться на достигнутом. Начинается работа над комплексной программой непрерывного профориентационного сопровождения студентов на протяжении всех лет обучения в вузе и профориентационного тьюторства по окончании института. Для будущих выпускников бакалавриата разрабатывается программа годичной интернатуры. Уже сегодня силами специалистов Управления профориентации и послевузовского профессионального образования молодых специалистов (начальник управления – кандидат педагогических наук Ирина Круглова) организована сеть мастер-классов для выпускников-стажеров, молодых педагогов города, которая позволяет последовательно решать сложные проблемы профессиональной и личностной адаптации молодых специалистов в системе столичного образования.Точка отсчета №2.Ваши семья и друзья – наши союзникиУбедитесь в этом сами. Во-первых, раскрыть индивидуальность обучающихся в группе без доверительных отношений с ними и их родителями невозможно. Плодотворное сотрудничество с родителями слушателей (при подготовке к поступлению в вуз по программам дополнительного образования), которые понимают и поддерживают работу ФДО, полностью информированы о достижениях и прогрессе (или неуспехах) своего ребенка (на факультете работает система «Электронный журнал», а по индивидуальному запросу составляется «Электронный портфолио» слушателя), постоянно поддерживают связь с методистами, преподавателями, информируя их о его душевном состоянии, обсуждая совместные планы-проекты на получение интересующей специальности, способствует и помогает обучению будущих абитуриентов, правильному выбору будущей профессии. Во-вторых, родители слушателей всегда могут получить исчерпывающую информацию, правовую консультацию в приемной комиссии по интересующим их вопросам: условия приема, как сдавать ЕГЭ, каков формат апелляций при сдаче ЕГЭ. В-третьих, родители слушателей, их младшие или старшие братья и сестры, даже бабушки и дедушки, знакомые и друзья могут выбрать на ФДО для себя занятие по душе: спорт, общение, хобби – выбирайте, пожалуйста, на любой вкус!Точка отсчета №3. Что дополняет дополнительное образование, или Знания для успеха!Ты студент вуза или уже его окончил. Ты уже получил знания по большому спектру дисциплин, направленные на развитие личности, и теоретические знания по специальности. Полученное тобой высшее образование, безусловно, важно, но его недостаточно! Как много специалистов, только что окончивших вуз, наталкиваются на закрытые работодателями двери и фразу «Без опыта? Не берем!». А где взять опыт, если никто не берет? Порой бывает и так, что требуются определенные навыки или знания, которые в вузе тебе не удалось приобрести. Ты хочешь изучать иностранные языки, узнать тонкости издательского дела и редактирования, изучать основы перевода и переводоведения? Такие программы разработаны на нашем факультете. Они помогут открыть вам свой путь к успеху.В системе дополнительного образования МГПИ учебный процесс индивидуализируется в зависимости от результатов мониторинга учебных достижений, это: оперативное получение каждым учащимся информации об уровне усвоения тем (дидактических единиц) и рекомендаций по их изучению; корректировка содержательного состава и объема материала в рамках изучаемых дисциплин; изменение количества часов на изучение тем, соотношения времени на теорию и практику.В системе дополнительного образования института «Мастер-класс» под руководством кандидата педагогических наук Михаила Иншакова и кандидата педагогических наук Ольги Гук проводится обучение по модульным уровневым программам – от программы «Компьютер для начинающих (Windows XP, Word, Excel, Интернет)» до программы «Техническое обслуживание и ремонт ПК».Если вы решили посвятить себя домашнему воспитанию детей, то освоить специфику этого педагогического жанра вам поможет учебная блочно-модульная программа «Классический гувернер со знанием иностранного языка». Вы можете решиться изучать целый курс, а можете отдать предпочтение отдельным разделам. Предпочтение в программах дополнительного образования отдается тренинговым формам. Тренинги разрабатывают и проводят преподаватели-тренеры, практики, имеющие реальный опыт в той сфере, в которой проходит тренинг. На тренинге каждый участник может задать интересующий его вопрос, он имеет прямой контакт с преподавателем и получает максимально важные для него знания.МГПИ – базовый вуз Департамента образования по реализации программы Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом. Поэтому в системе дополнительного образования реализуются множество программ, позволяющих осваивать иностранные языки как русскоязычным слушателям, так и слушателям, для которых русский иностранный. Они изучают английский, немецкий, французский, итальянский, испанский языки, перевод и переводоведение; обучение русскому языку как иностранному; деловой немецкий и деловой французский. Но дополнительное образование МГПИ – это еще и «Организация праздничных и театрально-игровых программ в младшей и средней школе», «Художественно-речевые технологии в арсенале воспитателя группы продленного дня», «История театра и кино», «Эстрадно-джазовое пение», «Фитнес», «Волейбол».Сертификат МГПИ, выданный участнику, слушателю по окончании обучения, будет веским аргументом для работодателя, и закрытые двери распахнутся.Точка отсчета №4. Учим управлять профессиональной карьеройЗадумывались ли вы, как можно управлять собственной профессиональной карьерой и когда лучше это делать? Многие из нас начинают задумываться над данной проблемой, когда определенный профессиональный путь уже пройден. Какие знания помогут облегчить его?Чем раньше человек выберет направление профессионального развития, тем легче ему определиться с жизненной стратегией и начать ее реализовывать. Например, когда мы задаемся вопросом: «Что следует предпринять, чтобы создать хорошую школу, не на словах, а на деле реализовать проект «Наша новая школа»?», ответ очевиден: нужно подобрать и подготовить высокопрофессиональный ансамбль педагогов, осознающих свои и общие цели и способных вносить свою лепту в дело воспитания и обучения. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека и в системе его непрерывного образования, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до «финиша». ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей. Главная задача системы дополнительного профессионального образования – оказать содействие педагогу в поиске и выстраивании индивидуальной целостной концепции его педагогической деятельности, научить его максимально использовать личностные и профессиональные ресурсы. Педагог и руководитель и школы будущего, и школы настоящего остро нуждаются в помощи при освоении обновленного содержания образования, инновационных педагогических технологий, различных достижений педагогической практики и в выстраивании личностной «лестницы успеха», управлении собственными карьерными возможностями.Сегодня мы много говорим о роли русского языка в диалоге культур, ибо он отражает интерес мирового сообщества к познанию культурного наследия России и современных достижений нашей страны. Международный диалог и международное взаимодействие в самых различных формах позволяют решать существующие проблемы. МГПИ ведет многостороннюю совместную деятельность со Славянскими университетами в Баку и Кишиневе, Бишкекским гуманитарным университетом, несколько лет развивается плодотворное сотрудничество с университетами Палермо, Трира, Афин. С 2002 года наш институт принимает активное участие в организации Пушкинского конкурса учителей-словесников стран СНГ. Наши преподаватели – кандидат филологических наук, Ирина Мурзак и кандидат филологических наук Андрей Ястребов – издали методическое пособие «Сохранение русского языка средствами сценарно-театрального искусства», которое было успешно апробировано в Вашингтоне в 2005-2006 годах.МГПИ поддерживает тесные отношения с международными ассоциациями преподавателей русского языка; наши специалисты разработали новую программу «Сохранение и развитие русского языка и культуры в билингвальной среде». Большое внимание в нашем институте и на ФДО уделяется подготовке московского учительства в целом, учителей-словесников в частности в условиях миграционных процессов, происходящих на пространстве бывшего Союза, которые привели к появлению в школах детей-мигрантов. По исследованиям и прогнозам социологов, процесс этот не замедляется, а усиливается, что увеличит число детей-мигрантов в образовательных учреждениях Москвы.В связи с тем что в школы столицы продолжает поступать значительное число учащихся из ближнего и дальнего зарубежья, для которых русский язык неродной, на факультете дополнительного образования МГПИ предприняты меры, направленные на оказание помощи учителям-словесникам. МГПИ, располагая педагогическими кадрами высшей квалификации, постепенно становится научно-методическим центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников системы ДПО московского региона в целом.Точка отсчета №5. «Педагогические мастерские» – альтернативная интерактивная форма повышения квалификации и презентации собственного педагогического опытаЗадача повышения квалификации, при котором происходит формирование и развитие профессионального и личностного самосознания у будущих педагогов и педагогов, имеющих значительный опыт педагогической деятельности, обусловлена новыми социально-экономическими условиями в России, требующими значительного повышения кадрового потенциала страны на основе реформирования системы непрерывного образования. Инициированный Московским гуманитарным педагогическим институтом проект «Педагогические мастерские» позволяет эффективно решать проблему становления и развития профессионального самосознания у начинающих и зрелых педагогов. Этот опыт имеет смысл пытаться анализировать и описывать, так как, с одной стороны, сделана определенная попытка усовершенствовать саму форму педагогической практики.Таким образом, представления о профессии и о себе как будущем и уже состоявшемся педагоге пополняются и расширяются, результатом этого становится установление личностного смысла профессии у молодых и обновление этого смысла у опытных педагогов. На эффективность этого процесса оказывает положительное влияние активное и систематическое профессиональное самопознание, направленное на формирование адекватного представления о себе как субъекте педагогической деятельности. Результатом реализации проекта «Педагогические мастерские» будет формирование активного субъекта профессионального развития, способного анализировать свои жизненные и профессиональные цели, мотивы, возможности собственной личности и сравнивать их с требованиями педагогической деятельности.Точка отсчета №6. Анатомия профессионального лидерства: конкурс педагогического мастерства среди слушателей дополнительного образования МГПИОчень важно понимать, что профессиональный рост должен носить постоянный характер: «Образование на протяжении всей жизни». Этот механизм профессионального роста можно представить следующей схемой: новое знание – рефлексия – мотивация – новое действие – компетенции.При этом особую значимость в системе ДПО педагогических работников приобретает научная проблема разработки теоретических и организационно-педагогических основ сопровождения профессиональной деятельности педагогического персонала. Актуальность конкурса педагогического мастерства слушателей системы ДПО МГПИ, который был инициирован на факультете дополнительного образования, связана напрямую с проблемой становления карьеры педагога в системе дополнительного профессионального образования.Возникает необходимость разработки методологических и концептуальных оснований построения системы ДПО для становления карьеры педагога, стимулирования его к более высоким достижениям в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности. Проблема профессионального становления и развития педагога, его карьерного роста в условиях системы ДПО предопределила выбор проекта конкурса. Конкурс педагогического мастерства слушателей образовательных программ системы дополнительного профессионального образования МГПИ нацелен на повышение роли дополнительного профессионального образования педагогов, на развитие интересов, способностей, склонностей в формировании общей культуры слушателей образовательных программ, а также совершенствование работы педагогических работников системы образования столичного региона.На конкурсе представлены четыре направления (по направлениям образовательных программ ДПО МГПИ). Первое направление – ГУМАНИТАРНОЕ (учителя русского языка и литературы, учителя РКИ, иностранного языка, МХК, музыки, технологии); второе направление – ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (педагоги ДОУ, воспитатели, старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы, социальные педагоги, тьюторы, заместители руководителей по воспитательной работе, кураторы, классные руководители, педагоги-организаторы, старшие вожатые (организаторы детского движения); третье направление – ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ (преподаватели информатики, ОБЖ, физкультуры); четвертое направление – МЕТОДИЧЕСКОЕ (методисты, учителя-экспериментаторы, наставники, молодые педагоги в возрасте до 25 лет). Возраст участников не ограничивается. В конкурсе могут принимать участие работники всех перечисленных специальностей, прошедшие обучение (или обучающихся) на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки в МГПИ.На конкурс представляются сценарии, конспекты уроков и внеклассных мероприятий с приложениями, образовательные программы, проекты, методические и дидактические разработки, статьи. Основное условие участия материалов в конкурсе: эти материалы должны отражать конкретные профессиональные приращения, полученные педагогами-слушателями системы ДПО МГПИ в ходе повышения квалификации или профессиональной переподготовки.Разработанные в ходе реализации проекта методические и дидактические материалы могут быть использованы в практической деятельности преподавателей учреждений и структурных подразделений ДПО Москвы, специалистов окружных управлений образования и методических центров столицы.Итак, мы определили шесть точек отсчета. Но, завершая рассказ о дополнительном образовании в МГПИ, ставим не точку, а только лишь многоточие. Образование бесконечно, и впереди – интересные планы и замыслы, новые творческие встречи и свершения.В юбилейные дни мы можем сказать: МГПИ – многообразие граней педагогического искусства, ФДО – формула действенного образования, где раскрывается многообразие граней педагогического мастерства.У нас интересно учиться и работать, с нами интересно общаться и сотрудничать.МЫ ЖДЕМ ВАС!Ирина САВКИНА, проректор МГПИ по дополнительному образованиюА знаете ли вы, что…На факультете дополнительного образования МГПИ стартует в 2010-2011 учебном году образовательный проект «Адаптивная школа «Путь в профессию». Кто может учиться в этой школе? Абитуриент, студент, выпускник, молодой специалист – все, кому важно и интересно постичь секреты выбираемой или уже выбранной профессии, кто хочет узнать о своих возможностях и способностях, кому нужен дельный совет или помощь наставника.Ждем вас, дорогие друзья!Пишите нам – e-mail: fdo-mhpi@mail.ruЗвоните по тел.: 8 (499) 740-52-48,8 (495) 694-16-18.А знаете ли вы, что…Через систему дополнительного образования МГПИ реализуются интереснейшие знаковые для вуза образовательные программы для учителей, руководителей образовательных учреждений столицы, методистов ОМЦ: «Современная литература в круге чтения учащихся средней школы (5-11-е классы): литературоведческие и методические аспекты» (руководитель программы – профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики М.Павловец); «Здоровьесбережение в образовании» (руководитель программы – профессор, заведующий лабораторией развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании Т.Иванова).Эти программы были разработаны в рамках научно-исследовательской проектной деятельности подразделений МГПИ по решению коллегии Департамента образования.
Комментарии