search
main
0

Есть в Москве такая школа – Поленовская

Эту школу с углубленным изучением иностранного языка 75 лет назад построили на том самом месте, где великий художник Поленов рисовал свою знаменитую картину «Московский дворик». На месте поленовского дворика построили школьный дом, который теперь носит имя художника.

У «Учительской газеты» своя история, связанная с этой школой. Несколько лет назад мы получили письмо, автор которого утверждал: в здании ведут не ремонт, а разрушение, этот дом на Арбате снесут, а на его месте возведут офисное здание или элитный жилой дом. Все оказалось слухами и напрасными опасениями: школа стояла, стоит и будет стоять на этом месте, откуда в большую жизнь уходили ее ученики.Славный 75-летний юбилей школа №1231 имени В.Поленова отмечала в Театре имени Евгения Вахтангова. Для выпускников, как было объявлено, вход был свободным, и надо было видеть, как входили в театр выпускники сороковых, пятидесятых и многих других годов, как доставали заветные школьные фотографии и внимательно вглядывались в таких же выпускников, пытаясь угадать тех, с кем когда-то учились в одном классе. Зоя Панова, выпускница 52-го года, очень огорчилась, что не увидела никого из однокашников, ведь им было что вспомнить. Панова помнит первого директора школы Александра Смирнова, ведь стала первоклассницей в 1942 году.Эту школу окончили многие ученые, инженеры, врачи, дипломаты, юристы, политики, словом, представители самых разных профессий. Ну и конечно, много артистов, среди них Егор Бероев, Александр Стриженов, Елена Дробышева, Алена Хмельницкая. А начался праздник выступлением с экрана телеведущего Петра Толстого – тоже выпускника. В разные годы в школу возвращались и работали учителями двадцать ее выпускников, сегодня в школе есть три педагогические династии.После торжественного праздника многие выпускники отправились в родную школу, чтобы провести там день, почувствовать себя молодыми, счастливыми, поговорить о жизни, показать свою школу внукам и даже правнукам, ведь многие из них приводят сюда учиться подрастающее поколение, потому что это их родная школа, практически второй дом.Александр СМИРНОВ, основатель и первый директор школы №71: – 1936 год. Школа открылась, но к началу занятий не была готова. Занятия проходили в 73-й школе два месяца – сентябрь и октябрь. За одну неделю до октябрьских праздников школа была принята. В школе было очень грязно. С большой помощью учителей, родителей и учеников она была приведена в порядок. В школе было все необходимое. Перед тем как войти в новую школу, мы провели собрание, с тем чтобы ее берегли и ухаживали за ней.Первый день собрались на кружке. Лил дождь. В 71-ю школу принимали всех учеников независимо от успеваемости и дисциплины. Многих учеников привлекала новая, чистая школа. Ребята организованно прошли в школу. У каждого ученика был свой номер на пальто, шапке, тетрадях, дневнике. По школе были расставлены дежурные с красными повязками. В первые дни учебы в новой школе выделили старост и учком, куда вошли все старосты и учителя. В каждом классе староста должен был отвечать за чистоту, за все испорченное спрашивали со старосты, а он с дежурных. У дежурных по классу были зеленые повязки, а у дежурных по школе – красные. Выбирали также и дежурных по учкому, которые отвечали перед председателем учкома. Каждую неделю мы проводили линейку. Старосты отчитывались перед директором, а директор ставил оценки за дежурство.В школе создали редакцию, куда входили 6 человек. Газету выпускали каждую неделю. У каждого редактора был помощник-корреспондент. Каждый редактор писал и своем дне: кто – о среде, кто – о четверге, кто – о понедельнике, кто – о вторнике, он должен был описывать все хорошее и плохое. В школе очень следили за поведением. Первым председателем учкома был Борис Богданов. Учком проводил свои заседания один раз в неделю. В школе шла борьба с курильщиками. Выделяли дежурных, которые следили за тем, чтобы в уборных не было дыма. Увидев, что ученик курит, директор заставлял дежурного следить за тем, чтобы тот не курил. Если он продолжал курить, ставили вопрос перед классом, если не помогало и это, ставили вопрос на учкоме.Директор каждый день встречал учеников, приходивших в школу, наблюдал за их внешностью. Тех, у кого были непричесанные волосы или нечищенные ботинки, он останавливал. После звонка на урок директор стоял еще минут десять, и тех учеников, у которых было что-то не в порядке, опоздавших, он уводил к себе в кабинет. Плохо ведущих себя на уроках учеников выгоняли с урока, но они не шатались по школе, а сидели и занимались в кабинете директора.Саша Быховский был связан с шайкой воров. Милиция арестовала главарей шайки, а Саша стал примерным мальчиком. Во время войны он ушел добровольцем на фронт и геройски погиб. В школе проводилась игра, которая называлась «На штурм». Она заключалась в том, что ее участники должны были маршем прийти на Воробьевы горы и соревноваться с 63-й школой. Перед тем как приступить к игре, ученики тщательно готовились: выходили на Смоленскую площадь и маршировали по площади под бой барабанов и звуки горна, тренировались по четыре часа. 4 роты маршировали от Арбата до площади Восстания отдельно по взводам. Были также и лыжники.Наконец, настал день игры. Собрались около школы, был сильный мороз, -30 градусов. Тех, кто был плохо одет, не брали. Пошли на Воробьевы горы, а школа №63 не собралась из-за мороза. Суть игры – одни ребята должны были прятаться, а другие искать. Выставили дозоры, расположились на косогоре. Чтобы подойти незаметно, нужно было ползти, ребята ползали (у них промокли варежки, колени). За ребятами ползли врач, директор и военрук, чтобы лучше видеть происходившее. Игра проходила 3 часа, после ее окончания ребятам выдавали призы за проявленную храбрость. С Воробьевых гор шли пешком, чтобы не замерзнуть. Мы много уделяли внимания подготовке к праздникам, выпускали газеты, устраивали всевозможные аттракционы. В 1939 году в школе был первый выпуск десятиклассников. Лучший класс выезжал к директору на дачу. В 1941 году началась война, и школа закрылась. В 1942 году в школе учились только старшие классы. В 1943 году учиться стали все.Много учеников добровольно ушли на фронт. Смертью храбрых погибли лучшие ученики-комсомольцы Араго, Саша Быховский.Ребята сидели на крыше школы и тушили зажигалки. Один раз зажигалка упала на крышу, а мальчику, стоявшему в это время у брандспойта, показалось, что она влетела в класс, где сидела учительница с учениками. Ученик включил брандспойт и начал поливать в окно, наделал много шума.Когда бомба попала в театр Вахтангова, в школе вылетели почти все стекла. Одна бомба попала в метро, где было много людей, спасавшихся от бомбежки. Бомба проделала большую дыру, но с помощью аварийной группы эта дыра была залатана за два дня. Все ученики школы были подготовлены к боевой тревоге. За две минуты школа должна была полностью освободиться. Это проходило организованно и бесшумно. Информация к сведениюЛицо школы зависит прежде всего от того, какой директор ее возглавляет.Поленовскую школу, которая долгие годы была школой №71, создал  в 1936 году  и был ее первым директором Александр Смирнов – выпускник высшего начального училища, оногодичных педагогических курсов, организатор  колоний для беспризорных детей на Тамбовщине, педагог в колонии для несовершеннолетних нарушителей в Крыму.В 1941 году школу возглавила Гита Рапопорт, под ее руководством в школе были созданы мастерские, в которых дети вязали шарфы, носки, рукавицы для  бойцов, шили и вышивали кисеты,  они отправляли на фронт посылки, давали концерты в госпиталях.В 1948 году директором стала Татьяна Яковлева, она руководила школой до 1958 года, получила за отличную работу орден Ленина. В1958-м школу возглавила Татьяна Маркевич, которая после окончания пединститута к тому времени уже несколько лет отработала в ней учителем и  завучем. Маркевич стала самым молодым директором  за всю историю школы – ей  не было тридцати,  наверное, поэтому она создала коллектив, в котором все держалось на взаимном уважении, теплом отношении друг к другу, творчестве. В эти годы школа стала школой №1231 с преподаванием предметов на французском языке, одной из лучших языковых школ Москвы, ассоциированной при ЮНЕСКО. В то же время была установлена тесная связь с Усадьбой-музеем В. Поленова, где ежегодно летом трудились ученики школы. Татьяна Александровна обладала «своим особым стилем работы, тем порой невидимым, но ощущаемым, что обычно называют духом школьной жизни» – так писала о ней «Учительская газета». В 1977 году школу возглавила выпускница школы, окончившая  Московский учительский институт имени Потемкина, учитель русского языка и литературы Нина Афанасьева. Сегодня она  организатор и  хранитель  школьного музея.С 1985 по 1988 год школу возглавляла выпускница  романо-германского факультета МГУ, переводчица и преподаватель французского языка Татьяна Сухова.В 1988 году директором стал  и был им  до августа 2011 года Сергей Купалов. Сергей Георгиевич, учитель истории и обществоведения, работал в школе с 1972 года старшим пионервожатым, заместителем директора по воспитательной работе, военным руководителем. В 1988 году коллектив избрал его директором и не ошибся – отличник народного просвещения,  заслуженный педагог, директор года  сделал все, чтобы школа стала окружной и городской экспериментальной площадкой, победителем окружного конкурса  ЦАО «Школа года-97» и Российского конкурса «Школа года-98».С августа 2011 года директором школы стала Виктория Тиунова, которая бережно относится к традициям и прикладывает немало сил для того, чтобы школа №1231 стала настоящей Школой будущего. Виктория ТИУНОВА, директор школы в 2011 году:- Приступив к обязанностям директора школы №1231 имени В.Д.Поленова, школы с такой славной и многолетней историей, я неизбежно должна была задуматься о ходе времени – сама история живет в Спасопесковском переулке, на Арбате, в самом сердце старой Москвы.Мостовые Арбата помнят звук шагов Поленова, а прекрасные дома пережили вместе со своими обитателями страшные годы войны, но видели и радость детей, спешащих в школу прекрасным мирным утром… Каждый год 1 сентября в Спасопесковском переулке начинается новый отсчет, первоклашки переступают порог нашей школы, скоро они будут писать свои первые сочинения и рассказывать городу и миру о своих мыслях и чувствах не только на русском, но и на французском языке.Время неудержимо – оно летит, оно торопится, не давая нам порой возможности задуматься о самом главном, о наших целях, осмыслить и принять стремительно меняющийся мир. Школа – всегда центр событий, устремлений и надежд, арена споров и сомнений. Но в XXI веке школа перестала быть для ребенка только местом получения теоретических знаний, огромное информационное поле планеты втягивает в себя ребенка, и тем важнее роль учителя: он становится проводником и другом, учит понимать и слышать мир. Наша школа на Арбате в доли секунды может связаться с французскими коллегами, наши дети путешествуют, они открыты  общению и ждут от нас диалога. Образование стало открытым, оно перестает быть формальным. Родители, стремящиеся сделать жизнь своих детей лучше и насыщенней, чем их собственная, озабочены качеством и эффективностью образования, все больше проявляют они желание войти в образовательный процесс, помогать школе и своим детям в ней. Постепенно исчезает привычная последовательность передачи знания от учителя ученику, сегодня бывает, что оба поколения узнают новое одновременно. Именно поэтому профессия современного учителя не угасает, а поднимается на принципиально новую высоту, становится особенно значимой и актуальной.Сегодня учитель не столько ментор, сколько соратник, штурман в море новой информации и новых способов деятельности. Современный педагог – обязательно человек диалога, профессионал, который учит в совместном с учеником действии, а не в монологе. Приходится признать, что учитель обязан быть лидером, заражающим личным примером, обаянием, человеком, обладающим стилем и жизненным оптимизмом. Современный учитель – это профессионал, умеющий работать в постоянно меняющемся проблемном пространстве, он учит делать выбор и принимать решения. Переход к новым условиям обучения, внедрение в жизнь федеральных государственных образовательных стандартов, введение единого государственного экзамена, разработка и принятие нового закона об образовании, новая система оплаты труда – все это требует от нас огромного напряжения сил и невозможно без взаимопонимания, взаимопомощи, общего видения цели и путей ее достижения. Наша школа насчитывает семьдесят пять лет школьной жизни, она полна прекрасных традиций, которые мы просто обязаны сберечь и приумножить. Я уверена, что XXI век прекрасно уживется в стенах Поленовской школы с веком XX, что информационное поле и цифровые технологии не уничтожат в нас главного – желания общаться с ребенком, передавать ему свои знания, учить его понимать мир, различать добро и зло, говорить с людьми на безупречном – русском и французском – языке. Многое удалось Поленовской школе за семьдесят пять лет, многое еще предстоит, и я надеюсь на понимание, уверена в профессионализме учителей, силах и оптимизме.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте