Цели:
– в организационно-деятельностной игре провести повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах;
– активизировать учащихся, побудить их к поиску и размышлению, научить их пользоваться “кладовой памяти”;
– в атмосфере здорового соревнования сплотить коллектив учеников и педагогов, вызвать положительные эмоции.
На сцене – Каллиопа (в руках – палочка для письма, грифельные дощечки): “Добрый день! Я – Каллиопа, муза знаний. Нет ничего интереснее, чем узнавать что-то новое, чему-то учиться”.
Представляю вам хозяйку сегодняшнего фестиваля школьных наук Клио – музу истории.
Клио (в руках у нее – свиток папируса и грифельная палочка): “Ко мне, музе истории, мудрые правители относятся с почтением, а недалекие стараются не замечать меня. Но горе народам и странам, которые не извлекают уроков из истории!
На вопрос “Зачем я изучаю историю?” вы в своих сочинениях писали:
“Хочу знать историю Родины, своих предков, чтобы на основе анализа исторических событий мы могли оценивать события сегодняшние, предвидеть исторический путь нашей страны”.
Войны, восстания, династии, бедствия народа – знать об этом необходимо, чтобы стать культурным человеком, чтобы быть гражданином, чтобы быть интересным человеком, наконец”.
Древние греки считали, что историческое событие должно быть написано красиво и даже в поэтической форме, вот, казалось бы, простая вещь – фамилия человека, но она о многом может рассказать нам!
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждой школе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
Каллиопа:
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит.
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожу;
В атаку Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
В результате обсуждения насущных вопросов курсов школьной истории мы выделили наиболее значимые события в истории России с древнейших времен до середины XVIII века.
Каллиопа: Подведение итогов творческой работы детей и педагогов школы пройдет сегодня в форме номинации определенных событий и исторических личностей.
Клио: Кроме того, пройдет конкурс на лучших знатоков истории и права, где примут участие две команды знатоков, а также любой может продемонстрировать свои знания в вопросах, предназначенных для зрителей.
Экспертизу ответов команд знатоков будут проводить: директор школы, заместитель директора школы, преподающие историю в нашей школе.
Клио: Итак, в номинации “Самое значительное событие в истории России” претендуют названные вами два события. Большинством голосов победило событие N 2, это…
Магнитофонная запись “Звон колоколов”. (Сцена “Крещение Руси”).
Князь Владимир обращается к вернувшимся из других стран послам Руси: “Послушаем же все, что было с вами. Говорите перед дружиною!
1-й посол: Ходили мы в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети: сделав поклон, сядут и глядят туда-сюда, как безумные, и нет у них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.
2-й посол: Пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой.
3-й посол: Пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат богу они своему. Пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Советник князя: Коли бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из людей.
Князь Владимир: Где примем мы крещение?
Все: Где тебе любо!
Каллиопа: Вопросы командам:
1. Где и когда крестился князь Владимир?
2. Когда произошло крещение Руси?
3. Как в народе стали называть князя Владимира?
К вам в гости пришли две мои сестры-богини со своими заданиями. Кто они такие?
Фемида: Что означают наши атрибуты:
– весы и меч?
– повязка на глазах моей сестры?
– где используются эти атрибуты до сих пор?
Каллиопа: Большинством голосов в номинации “Самый значительный документ в истории России” из трех предложенных вами победил документ, о котором рассказывает следующая сцена…
Сцена “Княжий суд”
Князь сидит на троне.
Тиун: Яко князь повелит, тако и свершится…
Князь кивнул. Дружинники подвели крепкого парня в суконной рубахе.
Тиун: Пади!
Князь: В чем вина твоя, раб?
Парень: Не раб я, человек вольный. Гончар я, а по прозванию Лука.
Тиун: Все мы княжьи люди!
Парень: Княжьи, но не рабы!
Князь: А скажи, Лука, в чем обвиняет тебя мой тиун?
Парень: Куру украл. Больше ничего!
Князь: Видок есть? А что сказано об этом в законе?
Тиун: Ежели нет видка (свободного свидетеля), то испытать железом!
Князь кивнул.
Парень (на коленях): Куру украл, княже! Куру я украл, больше ничего!
Отроки срывают с него кафтан, оголяют правую руку.
Бабий крик: Люди добрые! Да какой же он гончар без руки-то?!
Из горна выхватили клещами брус и сунули парню в руку. Сжав ладонь, Лука сделал несколько шагов и упал. Дружинники натянули ему на обожженную руку мешок, наложили восковую печать.
Тиун: Рука заживет, значит, ты не виновен, отпустим с миром. А ежели не заживет, то вина твоя доказана. А покуда, дабы не сбежал, взять того гончара Луку под стражу и бросить в поруб!
Каллиопа (вопросы командам):
1. По каким законам судили гончара?
2. Что вы знаете об этих законах?
3. Справедлив ли княжий суд?
Клио: История – это энциклопедия жизни человеческого общества, все в мире взаимосвязано: история людей, история событий, экономика и политика, история искусства и история техники. Сейчас мы поиграем со зрителями в игру “История вещей”. Расскажите об истории вещей, выбрав из предложенных те предметы, историю которых вы знаете. За каждый правильный ответ – сувенир-поощрение.
Игра со зрителями
Предметы: колесо, ртутный термометр, телефон, радиоприемник, современная авторучка, шариковая ручка, чай, сахар, солонка с солью, одеколон, кофе, карандаш, зубная щетка, очки, счеты, спички, дымковская игрушка, матрешка.
Для справки:
– колесо изобретено в 4 тыс. до н.э. в Междуречье;
– ртутный термометр – 1714 г. – Габриэль Фаренгейт, температурная шкала названа его именем;
– телефон – 1876 г. – запатентован шотландцем Александром Веллом, профессором физиологии речи;
– радиоприемник – 1859 г. – впервые в мире смонтировал русский физик и электротехник Александр Попов;
– современная авторучка – 1884 г. – Уотермен;
– шариковая ручка – 1938 г. – венгры Ласло и Георг Биро;
– чай – в России появился только в 1638 г., когда монгольский Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу 4 пуда чая в качестве подарка; с конца XVII века в Россию чай поставляли из Китая;
– сахар – промышленное производство его началось в XVI веке в Индии, а с XVIII века – в России;
– солонка с солью – особо почетные предметы и в городе, и в деревне; это символ благополучия и гостеприимства;
– одеколон изобретен в начале XVIII века в Кельне (“о де колон” – означает “кельнская вода”) итальянцем Джованни Мари Фарина;
– кофе – в 1665 г. врач Самуил Коллинс впервые прописал кофе царю Алексею;
– замки – более 4000 тыс.лет назад в Древнем Египте;
– телескоп – в начале XVII века – Галилео Галилей с помощью зрительной трубы открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце;
– микроскоп – во второй половине XVII века – голландский ученый Антон ван Левенгук;
– мыло – в XVII веке в России мыло было только жидкое, его знали здесь по крайней мере с XI века.
Каллиопа: Из трех претендентов на победу в номинации “Поступок, достойный уважения потомков” большинством голосов победило событие, названное в конверте N 16. Это…
Сцена “Сброшено тяжкое иго”
Чтец: И осеннею ночью,
туманной, густой
На прибрежье, под город Калугу
Он привел все остатки
Орды Золотой,
Чтобы встретить вельможного
друга.
И покуда шатры не увязли
в снегах,
Не завыла морозная вьюга,
Все стояли два стана
на двух берегах,
Не решаясь напасть
друг на друга.
Хан орды возвратился,
от ярости дик,
И Москву, обойдя стороною,
Он послал государю Руси ярлык,
Ядовитою брызжа слюною.
Посол хана: От высоких от гор
и от темных лесов,
Что подвластны
ордынскому хану,
И от сладостных вод и
от чистых лугов
Шлет Ахмет свое слово Ивану.
Хан Ахмет: Ты припомни,
как корчились ваши цари
От Батыевой сабли жестокой,
Сорок тысяч алтын мне
теперь набери
И отдай эту дань за три срока.
Да еще островерхий колпак
свой вдави
В знак покорности хану Ахмету,
А не то потоплю твою землю
в крови,
По хребтам по боярским проеду!
И как минет зима – девяносто
ночей,
Снова стану для вас я бедою,
Доберусь до Москвы я
с ордою моей,
Напою тебя мутной водою!
Чтец: Государь прочитал и,
спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил на земь ярлык
под сафьянный сапог
И сказал
Князь Иван: Дань платить
мы не будем!
Чтец: С той поры не решалась
нас грабить орда.
Иго тяжкое сброшено было.
А в орде началось несогласье,
вражда,
И распалась татарская сила.
Клио: Вопросы командам:
1. О каком примечательном событии идет речь в этой сцене?
2. Какой русский князь совершил поступок, за который могут им гордиться потомки?
3. Какое значение имело это событие в истории нашей страны?
Клио: Продолжим игру со зрителями “История вещей”.
Для справки:
– очки – первая документальная запись об очках на Руси относится к 1636 г. С конца XVII века очки с дужками, позже – лорнет, пенсне, монокль;
– карандаш – первый деревянный карандаш изобрел в 1790 г. француз Конте;
– счеты – появились в России в XVII веке. С конца XVII в. имеют современный вид. Неполный ряд – для счета четвертей или половинок;
– спички – изобретены в 1833 г. В России производились с 1837 г. Безопасные спички появились в Швеции с 1855 г.;
– дымковская игрушка – народный промысел в слободе Дымково, близ г.Кирова, – развивалась с XVIII века. Роспись после обжига по белому грунту яркими красками.
Подведение итогов состязания команд знатоков.
Клио: У нас в гостях – муза Полигимния.
Полигимния: Меня всегда можно узнать по строгому и задумчивому выражению лица. Я – муза торжественных гимнов, которые восхваляют все самое лучшее. Вы сегодня показали, как любите и знаете историю, политику и право. Вам есть чем гордиться. Я бы не пришла к вам на сегодняшний фестиваль, если бы у вас не было школьного гимна. Так ли это? Есть ли в школе гимн?
Исполнение школьного гимна.
Людмила ЛУШНИКОВА,
учитель истории,
директор 47-й средней школы
Талнах,
Красноярский край
Комментарии