search
main
0

Есть только миг, да и тот – световой Как стать космонавтом, или Зачем математика в космосе? Урок математики в 3-м классе

Цель:
1. Закрепить алгоритм деления многозначных чисел на однозначные и многозначные числа при работе с именованными числами (единицами измерения времени).
2. Познакомить с новой единицей измерения времени – 1 световой год.
Оборудование: красочный плакат с изображением темы урока, карточки с данными числами задач в устном счете, магнитофон, фонограмма с музыкой для релаксации.
Ход урока:
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам урок на тему, записанную на доске (читаем хором). А как вы сами считаете, зачем математика в космосе?
(Ответы детей)
А вы согласны попробовать себя в качестве космонавтов?
Тогда откройте свои бортовые журналы – тетради и запишите число и “Классная работа”.
Как у настоящих космонавтов, у нас с вами будут начальники – Центр управления полетом (ЦУП). ЦУП требует отчета о каждом этапе проделанной работы.
Настоящий полет начинается еще на Земле – при подготовке к нему. Приготовьтесь к тренировочным испытаниям.
– Космонавты обладают умением наблюдать увиденное, анализировать и делать вывод. В этом мы сейчас и потренируемся. На доске вы видите неравенства с пропущенными знаками сравнения. Не вычисляя, найдите нужный знак для сравнения выражений:
484 ╥ 4 460 ╥ 4
(59+3)╥8 (59+4)╥8
5 ╥ 891 6 ╥ 892
(35+2)╥3 37 ╥ 4
(Дети отвечают, обязательно доказывая, объясняя свой вариант).
– Часто космонавты получают информацию на слух. Но этого мало. Слушая, они могут сразу подвергать ее обработке, сравнивать. Такое задание предлагается и вам.
Кто знает, каково расстояние от Земли до Солнца? (150 млн.км.)
– Чтобы вы могли лучше представить это расстояние, выслушайте информацию: если бы мы запрягли карету с лошадьми, то это расстояние мы преодолевали бы 500 лет; если бы мы ехали на автомобиле без остановок и заправок, то потратили бы 100 лет, если бы мы пересели на пассажирский самолет, то до Солнца бы летели целых 10 лет; сев же на современный космический корабль, летели бы до Солнца в течение 1 года.
А теперь вопросы:
– Во сколько раз быстрее движется автомобиль, чем карета? А самолет, по сравнению с каретой? А самолет – с автомобилем?
Каким действием вы это узнавали?
Что необходимо помнить при делении на 10, 100?
А какой природный механизм может добраться от Земли до Солнца быстрее, чем наше земное? (Луч света).
– За какое время? (За 8 минут).
– Молодцы. Наш экипаж прекрасно справился с предполетными испытаниями. Наш самолет, к счастью, взлетает в автоматическом режиме. Но внимание! На бортовом экране высвечивается надпись: “Чрезвычайная ситуация!” Из строя вышел главный компьютер, нам необходимо быстро выяснить причину неисправности.
– На доске вы видите все расчеты компьютера. Необходимо найти все ошибки, исправить их и по правильному ответу через буквенный код определить причину неисправности.
На доске: 40.000 – 11.763:9 + 9.050╥4 = 36.207

(Работа детей направляется учителем таким образом, чтобы перед вычислением они обратили внимание на порядок действий).
Что сначала необходимо проанализировать? (Ошибки в порядке действий).
Есть ли здесь ошибки? Почему? Докажите.
Почему в I действии в ответе пропущен “0”?
Какая ошибка допущена при умножении во II действии?
(К доске выходят по 1 ученику и, комментируя, исправляют ошибки).
Правильный ответ: 74.893. Сверяем по коду: “ВИРУС”.
– Оказывается, в компьютер попал вирус. Но мы можем не беспокоиться, все приборы корабля сами уничтожили вредный вирус. Нам же нужно представить отчет о данной критической ситуации. Какие знания нам помогли быстро найти правильный ответ?
1. Знание порядка действий: сначала действия II ступени, затем I ступени. II ступень – “умножение” и “деление”, I ступень – “сложение” и “вычитание”. Если в выражении есть действия в скобках, то начинаем с них. Если в выражении несколько действий одной ступени, то порядок выполнения – слева направо.
2. При делении, когда неполное делимое меньше делителя, в ответ сносим “0”, затем спускаем еще одну цифру из делимого.
3. При умножении любого натурального числа на “0”, в результате будет “0”.
4. При умножении в скобках многозначных чисел, оканчивающихся нулями, все нули сносятся в ответ.
– Молодцы. Вам предоставляется уникальная возможность оказаться в космосе за пределами корабля. Внимание. Закройте глаза. (Включается музыкальная фонограмма). Представьте, что вы в невесомости. Это явление, когда все предметы теряют свой вес. На Луне, например, тяжеловес массой 100 кг весит всего 16 кг, а на Меркурии – 38 кг. Вы летите! Представьте, что вы плавно передвигаетесь по обшивке корабля в скафандре.
А теперь навстречу мелкая россыпь метеоритных осколков, и вы плавно уклоняетесь от них.
– Спасибо. Возвращаемся на борт.
– У каждого полета есть программа. У нас – решение следующего задания. (Читаю текст задачи).
Экспедиция Магеллана совершила кругосветное путешествие за 1095 дней. Космическое путешествие Юрия Гагарина вокруг земного шара продолжалось всего 108 минут. Пути, пройденные ими, примерно равны. Во сколько раз космический корабль двигается быстрее морских кораблей?
– Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что эта задача решается в одно лишь действие: деля 1.095 на 108, мы получаем ответ. И все. (На доске учитель записывает: 1.095:108 = …). (Ребята высказывают свое мнение по поводу предложенного учителем способа вычисления, приходят к мысли о том, что необходимо сначала привести все числа к одной единице измерения времени).
Далее идет работа по действиям.
Как перевести 1.095 дней в часы?
(Записывается равенство: “1 сут. = 24 ч.”).
Как перевести 26.280 часов в минуты?
(Равенство на доске: “1 ч. = 60 мин.”).
Получаем ответ: в 14.600 раз.
Итог: какие знания помогли решить эту задачу?
– Ребята, пространство трудно измерять в таких единицах, как км. В астронавтике есть более крупная мера – световой год. Это расстояние, которое луч света со скоростью 300 тыс.км./с., проходит за год. Оно равно 9.491.012 км. Но и это не все. К примеру, самая ближайшая к нам “черная дыра” находится на расстоянии 20 млн.световых лет. Похожая на нас галактика Андромеды – 2 млн.световых лет. Наша Вселенная безгранична. И узнать, что находится в ее глубинах, помогут ваши крепкие знания.
Урок окончен.
Ольга ВОРОТНИКОВА,
учитель начальных классов муниципального лицея N 1

Чебоксары,
Республика Чувашия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте